рабочая программа учебного курса "Экоклуб"
рабочая программа (3 класс)
рабочая программа учебного курса "Экоклуб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uk_ekoklub.docx | 29.01 КБ |
ktp_uk_eko.klub_.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели программы «Экологический клуб»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 9-11 лет (3-4 класс).
Рабочая программа по учебному курсу «Экологический клуб» для 3, 4 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом:
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
- Авторской программы А.А. Плешаков «Экология для младших школьников».
- Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Место учебного курса в учебном плане
Данный учебный курс содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и предназначен обучающимся 3, 4 классов. Программа краткосрочного учебного курса «Экологический клуб» рассчитана в 3 классе с 1 четверти на 1 час в неделю (1 четверть – 8ч, 2 четверть – 7ч); в 4-х классах с 3 четверти по 1ч в неделю (3 четверть – 10ч, 4 четверть – 9ч)
Учебники, учебные пособия
- Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
- Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
- Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
- Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
- Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
- Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
- Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
- Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
- Плешаков А.А. «Экология для младших школьников», 2017
- Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
- Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
- Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
- Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования ДОШ №8. Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «Экологический клуб» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
Таким образом, учащиеся получат возможность узнать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы.
3.Некоторые охраняемые растения и животные Воронежской области.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить.
2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной деятельности.
3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога.
СОДЕРЖАНИЕ
Программа состоит из трёх разделов.
Первый раздел «Экология» нацелен на знакомство детей с понятием «экология» и экологической обстановкой в целом и в России в частности.
Второй раздел «Экологические проблемы и охрана природы» отведен на изучение экологических проблем в Воронежской области, а также со способами охраны окружающей среды.
В третьем разделе «Экологическая викторина» ребята получат возможность закрепить полученные знания, выполняя различные задания экологической направленности.
3 класс
1.Экология. Понятие «экология». Цели и задачи курса. Экологическая обстановка в мире.
2.Экологические проблемы и охрана природы.. Экологические проблемы почвы, воды и воздуха, а также растительного и животного мира Воронежской области и способы их охраны.
3.Экологическая викторина. Кроссворды, квесты, загадки и другие задания, направленные на закрепление полученных знаний.
4 класс
1.Экология. Понятие «экология». Цели и задачи курса. Экологическая обстановка в мире и России в частности..
2.Экологические проблемы и охрана природы.. Экологические проблемы почвы, воды и воздуха, а также растительного и животного мира Воронежской области и способы их охраны.
3.Экологическая викторина. Кроссворды, квесты, загадки и другие задания, направленные на закрепление полученных знаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
3 класс
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему | |
1ч | 2ч | |
| 1 | 1 |
| 6 | 5 |
| 1 | 1 |
Итого | 8ч | 7ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
4класс
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему | |
3ч | 4ч | |
| 2 | 1 |
| 7 | 7 |
| 1 | 1 |
Итого | 10ч | 9ч |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала
по учебному курсу «Экологический клуб» для 3 класса на 2021-2022 учебный год.
Учитель: Кругова Г.А.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Пункт или страницы учебника | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
план | факт | ||||||
1 четверть | |||||||
Экология (1 ч.) | |||||||
1 | 07.09 | Что такое экология. Мир глазами эколога. | Презентация, беседа | ||||
Экологические проблемы и охрана природы (6 ч.) | |||||||
2 | 14.09 | Почва – наше богатство. | Презентация | ||||
3 | 21.09 | Вода – источник жизни. | Беседа, презентация | ||||
4 | 28.09 | Воздух и его охрана. | Беседа, презентация | ||||
5 | 05.10 | Птицы и животные, которым грозит исчезновение. | Беседа, презентация | ||||
6 | 12.10 | Охрана растений Воронежской области. | Беседа, презентация | ||||
7 | 19.10 | Заповедники Воронежской области. | Презентация | ||||
Экологическая викторина (1 ч.) | |||||||
8 | 26.10 | Экологическая викторина. | творческие задания | ||||
Итого: | 8 ч. | ||||||
2 четверть | |||||||
Экология (1 ч.) | |||||||
1 | 09.11 | Что такое экология. Мир глазами эколога. | Презентация, беседа | ||||
Экологические проблемы и охрана природы (5 ч.) | |||||||
2 | 16.11 | Почва – наше богатство. | Презентация, беседа | ||||
3 | 23.11 | Вода – источник жизни. | Беседа, презентация | ||||
4 | 30.11 | Воздух и его охрана. | Беседа, экскурсия | ||||
5 | 07.12 | Птицы и животные, которым грозит исчезновение. | Презентация | ||||
6 | 14.12 | Охрана растений Воронежской области. Заповедники. | Беседа, презентация, | ||||
Экологическая викторина (1 ч.) | |||||||
7 | 21.12 | Экологическая викторина. | творческие задания | ||||
Итого: | 7 ч. |
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала
по учебному курсу «Экологический клуб» для 4 класса на 2021-2022 учебный год.
Учитель: Кругова Г.А.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Пункт или страницы учебника | Формы организации занятий | Формы контроля | |
План | факт | |||||
3 четверть | ||||||
Экология (2 ч.) | ||||||
1 | 11.01 | Что такое экология. Мир глазами эколога. | Презентация, беседа | |||
2 | 18.01 | Экология России. | Презентация | |||
Экологические проблемы и охрана природы (7 ч.) | ||||||
3 | 25.01 | Почва – наше богатство. | Презентация | |||
4 | 01.02 | Вода – источник жизни. | Беседа, презентация | |||
5 | 08.02 | Воздух и его охрана. | Беседа, презентация | |||
6 | 15.02 | Птицам наша забота. | Беседа, презентация | |||
7 | 22.02 | Животные, которым грозит исчезновение. | Беседа, презентация | |||
8 | 01.03 | Охрана растений Воронежской области. | Беседа, презентация | |||
9 | 01.03 | Заповедники Воронежской области. | Презентация | |||
Экологическая викторина (1 ч.) | ||||||
10 | 15.03 | Экологическая викторина. | творческие задания | |||
Итого: | 10 ч. | |||||
4 четверть | ||||||
Экология (1 ч.) | ||||||
1 | 29.03 | Что такое экология. Мир глазами эколога. | Презентация, беседа | |||
Экологические проблемы и охрана природы (7 ч.) | ||||||
2 | 05.04 | Почва – наше богатство. | Презентация | |||
3 | 12.04 | Вода – источник жизни. | Беседа, презентация | |||
4 | 19.04 | Воздух и его охрана. | Беседа, презентация | |||
5 | 26.04 | Птицам наша забота. | Беседа, презентация | |||
6 | 03.05 | Животные, которым грозит исчезновение. | Беседа, презентация | |||
7 | 10.05 | Охрана растений Воронежской области. | Беседа, презентация | |||
8 | 17.05 | Заповедники Воронежской области. | Презентация | |||
Экологическая викторина (1 ч.) | ||||||
9 | 24.05 | Экологическая викторина. | творческие задания | |||
Итого: | 9 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного
Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...