рабочая программа учебного курса "Экоклуб"
рабочая программа (3 класс)

рабочая программа учебного курса "Экоклуб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uk_ekoklub.docx29.01 КБ
Файл ktp_uk_eko.klub_.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Цели  программы  «Экологический клуб»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 9-11 лет (3-4 класс).

Рабочая программа по учебному курсу «Экологический клуб» для 3, 4 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом:

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
  • Авторской программы А.А. Плешаков «Экология для младших школьников».
  • Учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Место учебного курса в учебном плане

Данный учебный курс содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и предназначен обучающимся 3, 4 классов. Программа  краткосрочного учебного курса «Экологический клуб» рассчитана в 3 классе с 1 четверти на 1 час в неделю (1 четверть – 8ч, 2 четверть – 7ч); в 4-х классах с 3 четверти по 1ч в неделю (3 четверть – 10ч, 4 четверть – 9ч)

Учебники, учебные пособия

  1. Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.
  3. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
  4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
  5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
  7. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
  8. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
  9. Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
  10. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
  11. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
  12. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
  13. Плешаков А.А. «Экология для младших школьников», 2017
  14. Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
  15. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
  16. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  
  17. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования ДОШ №8. Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

В программе  «Экологический клуб» описаны  требования к обучающимся по годам обучения.

Таким образом, учащиеся получат возможность узнать:

 1.Реальные местные экологические условия.

 2. Способы охраны природы.

3.Некоторые охраняемые растения и животные Воронежской области.

Учащиеся получат возможность научиться:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить.

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной деятельности.

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога.

СОДЕРЖАНИЕ

  Программа   состоит из  трёх разделов.

Первый  раздел «Экология»  нацелен  на знакомство детей с понятием «экология» и экологической обстановкой в целом и в России в частности.

 Второй раздел «Экологические проблемы и охрана природы» отведен на изучение экологических проблем в Воронежской области, а также со способами охраны окружающей среды.

В третьем  разделе «Экологическая викторина» ребята получат возможность закрепить полученные знания, выполняя различные задания экологической направленности.

           

3 класс

1.Экология. Понятие «экология». Цели и задачи курса. Экологическая обстановка в мире.

2.Экологические проблемы и охрана природы.. Экологические проблемы почвы, воды и воздуха, а также растительного и животного мира Воронежской области и способы их охраны.

3.Экологическая викторина. Кроссворды, квесты, загадки и другие задания, направленные на закрепление полученных знаний.

4 класс              

1.Экология. Понятие «экология». Цели и задачи курса. Экологическая обстановка в мире и России в частности..

2.Экологические проблемы и охрана природы.. Экологические проблемы почвы, воды и воздуха, а также растительного и животного мира Воронежской области и способы их охраны.

3.Экологическая викторина. Кроссворды, квесты, загадки и другие задания, направленные на закрепление полученных знаний.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

3 класс

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

  1. Экология.

1

1

  1. Экологические проблемы и охрана природы.

6

5

  1. Экологическая викторина.

1

1

Итого

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4класс

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

  1. Экология.

2

1

  1. Экологические проблемы и охрана природы.

7

7

  1. Экологическая викторина.

1

1

Итого

10ч



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала

по учебному курсу «Экологический клуб» для 3 класса на 2021-2022 учебный год.

Учитель: Кругова Г.А.

№ урока

Дата урока

Тема урока

 (тип урока)

Пункт или страницы учебника

Формы организации  занятий

Формы контроля

план

факт

1 четверть

 Экология (1 ч.)

1

07.09

Что такое экология. Мир глазами эколога.

Презентация, беседа

Экологические проблемы и охрана природы (6 ч.)

2

14.09

Почва – наше богатство.

Презентация

3

21.09

Вода – источник жизни.

Беседа, презентация

4

28.09

Воздух и его охрана.

Беседа, презентация

5

05.10

Птицы и животные, которым грозит исчезновение.

Беседа, презентация

6

12.10

Охрана растений Воронежской области.

Беседа, презентация

7

19.10

Заповедники Воронежской области.

Презентация

Экологическая викторина (1 ч.)

8

26.10

Экологическая викторина.

творческие задания

Итого:

8 ч.

2 четверть

Экология (1 ч.)

1

09.11

Что такое экология. Мир глазами эколога.

Презентация, беседа

Экологические проблемы и охрана природы (5 ч.)

2

16.11

Почва – наше богатство.

Презентация, беседа

3

23.11

Вода – источник жизни.

Беседа, презентация

4

30.11

Воздух и его охрана.

Беседа, экскурсия

5

07.12

Птицы и животные, которым грозит исчезновение.

Презентация

6

14.12

Охрана растений Воронежской области. Заповедники.

Беседа, презентация,

Экологическая викторина (1 ч.)

7

21.12

Экологическая викторина.

творческие задания

Итого:

7 ч.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала

по учебному курсу «Экологический клуб» для 4 класса на 2021-2022 учебный год.

Учитель: Кругова Г.А.

№ урока

Дата урока

Тема урока

 (тип урока)

Пункт или страницы учебника

Формы организации  занятий

Формы контроля

План

факт

3 четверть

 Экология (2 ч.)

1

11.01

Что такое экология. Мир глазами эколога.

Презентация, беседа

2

18.01

Экология России.

Презентация

Экологические проблемы и охрана природы (7 ч.)

3

25.01

Почва – наше богатство.

Презентация

4

01.02

Вода – источник жизни.

Беседа, презентация

5

08.02

Воздух и его охрана.

Беседа, презентация

6

15.02

Птицам наша забота.

Беседа, презентация

7

22.02

Животные, которым грозит исчезновение.

Беседа, презентация

8

01.03

Охрана растений Воронежской области.

Беседа, презентация

9

01.03

Заповедники Воронежской области.

Презентация

Экологическая викторина (1 ч.)

10

15.03

Экологическая викторина.

творческие задания

Итого:

10 ч.

4 четверть

Экология (1 ч.)

1

29.03

Что такое экология. Мир глазами эколога.

Презентация, беседа

Экологические проблемы и охрана природы (7 ч.)

2

05.04

Почва – наше богатство.

Презентация

3

12.04

Вода – источник жизни.

Беседа, презентация

4

19.04

Воздух и его охрана.

Беседа, презентация

5

26.04

Птицам наша забота.

Беседа, презентация

6

03.05

Животные, которым грозит исчезновение.

Беседа, презентация

7

10.05

Охрана растений Воронежской области.

Беседа, презентация

8

17.05

Заповедники Воронежской области.

Презентация

Экологическая викторина (1 ч.)

9

24.05

Экологическая викторина.

творческие задания

Итого:

9 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного

Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...