Урок по технологии
план-конспект урока (1 класс)
Научиться составлять орнамент из геометрических фигур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tehnologii.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока технологии.
Информационная карта урока
УМК «Школа России»
Класс: 1-В класс
Учитель: Позняк Лилия Александровна
Урок: технология
Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Цель: научиться составлять орнамент из геометрических фигур.
Задачи:
1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.
2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу.
3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационные образцы
орнаментов.
Материалы: лист с изображением змейки, геометрические фигуры для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук.
- Познавательные учебные действия
- Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков);
- производить синтез;
- выбирать основания для сравнения, классификации;
- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
- Регулятивные учебные действия
1. Составлять план выполнения творческой задачи;
2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
3. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
- Коммуникативные действия
- Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- Учиться критично относиться к собственному мнению;
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
- Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
Структура урока
- Организационный момент.
- Комплексное повторение с элементами актуализации изученного материала.
- Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.
4. Поиск решения (открытие нового знания).
5. Развитие умений – применение нового знания.
Физкультминутка.
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
7. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного.
Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.
- Что общего в этих предметах? (по материалам, по форме, по назначению).
- Ручная работа, художественные промыслы.
- Посмотрите повнимательнее на предметы (рисунок повторяется).
- Как называется повторяющийся рисунок или узор? (орнамент).
- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.
III. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.
(Орнамент.)
- Для чего нужен орнамент (для украшения).
IV. Поиск решения (открытие нового знания)
- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.
- Кто же придумывал эти узоры?
- Откуда древние мастера их «срисовывали»?
- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?
Слайд №2,3
– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.
Слайд № 4
- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».
- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.
- Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.
Слайд № 5
– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.
Слайд № 6
- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды
Слайд № 7
- Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.
Слайд № 8
- Что изображается на смешанном орнаменте?
Слайд № 9
- Проверим себя.
V. Развитие умений – применение нового знания.
1. Работа в парах в рабочей тетради «Зарядка для ума» (лист № 1).
Физкультминутка. Пластический этюд (две девочки - мальчик)
2.Проектирование у доски геометрического орнамента.
- Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические).
- Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур).
Физкультминутка. Создадим орнамент в движении (два хлопка – один притоп).
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)
- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.
Без рук, без ног –
Ползает на брюхе.
Нет у неё слуха,
Не жуёт – глотает,
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали? Кто? (Змея)
- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.
Работа в рабочих тетрадях (лист № 2)
1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.
- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?
2.Последовательность работы по плану на рисунке.
3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.
- Правильно расположить предметы на столе;
- Выбрать орнамент;
- Приклеить выбранные фигурки на основу;
- На каждом этапе контролировать работу;
- По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения.
Выполнение учебной задачи.
(Индивидуальная помощь учителя)
VII. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Какой бывает орнамент?
- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?
- Доставило ли вам эта работа удовольствие, радость?
- Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши.
- Где можно найти практическое применение полученных знаний?
Учитель: Позняк Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Урок по технологии 1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ УЧЕБНИКА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Урок 1. Путешествие по страницам учебника «Технология»...
ПК 4.3 (Фрагменты уроков с технологией продуктивного чтения + технология оценивания учебных успехов)
Фрагменты уроков литературного чтения (2 и 3 класс) с включением технологии оценивания учебных успехов и технологии продуктивного чтения.(УМК "Школа 2100")...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Конспект урока по технологии для 2 класса по теме "Технология изготовления композиции из яичной скорлупы». Изделие: «Крепость»" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Технология изготовления композиции из яичной скорлупы».Изделие: «Крепость».Цели деятельности учителя: усвоение технологии создания композиции...
Конспект урока по технологии на тему "«Технология использования воздуха» Изделие:«воздушный змей»." 3 класс УМК "Школа России"
laquo;Технология использования воздуха» Изделие:«воздушный змей»....
Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...