Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
материал

Мокрушина Елена Геннадьевна

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе. Материал рекоендация для учителей начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе учитель начальных классов КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска Мокрушина Елена Геннадьевна

Слайд 2

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому общеобразовательная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Слайд 3

Креативность ( от англ. Creativity – создать, созидать) – это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычно умные идеи и доводить их до совершенного вида.

Слайд 4

Основные средства: -содержание учебного материала; -формы и методы; -наглядные и технические средства обучения; -профессионализм учителя

Слайд 5

Педагогические условия: а) тщательный отбор и оптимальная дозировка материала на урок или внеклассное занятие; б) личностная значимость предметного содержания деятельности ученика; в) исходный тип мотивационной структуры; г) специфика учебного предмета и вид учебного задания

Слайд 6

Эффективные технологии: 1. Программа развития творческого мышления Э. Де Боно 2. Технология ТРИЗ 3.Метод проектов 4 Технология критического мышления 5. Проблемное обучение 6. Ментальные карты (Мюллер Хорст ) 7.Технология творческих мастерских 8. Игровые технологии

Слайд 7

Творческие задания в 1 классе Иллюстрация к прочитанному произведению; Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений; Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх; Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев; Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой.

Слайд 8

Творческие задания во 2 и 3 классе План-схема, раздели и запиши или нарисуй; Участие в сочинительстве загадок, потешек , небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений; «Дописывание», « досказывание », сочинительство четверостиший; Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения

Слайд 9

Творческие задания в 4 классе Умение составлять модельный, картинный, эскизно-модельный план, схемы «экологических отношений», сравнительные таблицы; Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек ; Умение писать отзывы, аннотации по книге, сопоставлять каталожную карточку; Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх; Сочинение собственных произведений, создание книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с книгой и справочниками.

Слайд 10

Приёмы: 1)Весёлые рифмы 2)Использование пословиц, поговорок, загадок 3)Грамматические сказки , мультфильмы 4) Специальные упражнения

Слайд 11

Специальные упражнения Придумывание загадок, небылиц. На горе стоит село. В том селенье весело. Там мышей собака ловит, А потом идёт, готовит. Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой. Компьютер, галактика, пчела; вечер, книга, стиль; автомобиль, жираф, роль; свет, космос, ветер. Составление «бестолкового словаря». Любопытный – пытать любого. Горизонт – горящий зонтик.

Слайд 12

Рассказ по алфавиту. А нна б ыла в еличавой , г ордой д евушкой. Е ё жениху з авидовали и ноземные й оркширские к расавцы. Л юди м имо н её, о борачиваясь, п роходили. Р ядом с такой у хоженной, ф антастически х орошенькой ц аревной ч увствуешь ш ироту, щ ёдрость э той ю ной я годки.

Слайд 13

Придумать стихотворение на одну рифму. Создание акростихов: С амый лучший из друзей – это пёсик Колизей. А как с ним играть прекрасно! Можно Ш ляпу деда взять, чтобы в воздух запускать. А как шляпу запускают, Колизей её хватает и на части разрывает

Слайд 14

Расшифруйте слова. Исключите лишнее слово из каждого столбца. Каточ Чывыкак Тазаяпа Кибокс Пашкак Точка Кавычки Запятая Скобки Шапка

Слайд 15

Придумай рассказ на одну букву (Наиболее удачный из рассказов ) Д ерево- д олгожитель – д ом д ля д ревоедов , д ятлы – д октора д еревьев. Д олетит д ятел д о д уба- д олгожителя и долбит долото-клювом древесные дома древоедов , достаёт долгоносиков, дарит добро дереву. Дятел достаёт из дуба-долгожителя до двухсот древоедов в день, а дерево даёт дом для детёнышей дятла. Доволен дуб – доволен дятел

Слайд 16

Игра самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех занятиях. Игры - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький

Слайд 17

Плюсами игровой формы являются 1. Реальность ситуации 2. Вовлеченность участников, дух соревнования 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им) 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения

Слайд 18

Пути решения Развивать ассоциативное мышление Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их

Слайд 19

Ассоциативные цепочки ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «огонь» и «заяц». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

Слайд 20

Алгоритм составления загадок Выбрать объект На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения) Что такое же? Что делает? Кто делает так же? Чем отличается? Вставить слова «Как», « но не», «а не» Прочитать загадку

Слайд 21

Составь загадку Какой? Колючий Лохматый приставучий Что бывает таким же? Ёж Собака Смола как но не Колючий, как еж, Лохматый, как собака. Приставучи, но не смола. ( Репейник)

Слайд 22

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака 1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2.морозит 3.айсберг 4.в доме 5.холодильник- домашний айсберг

Слайд 23

Напиши метафору Холодильник 1.Морозит 2. Айсберг 3. В доме 4. Холодильник – домашний айсберг. Люстра 1. Освещает 2. Солнце 3. В доме 4. Люстра – это домашнее солнце.

Слайд 24

Понятие «Противоречие» П ротиворечие - наличие двух противоречивых качеств в одном объекте , когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Игры «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее»

Слайд 25

Рекомендации педагогам: - Самому быть творческим -Заражать детей своей любовью к творчеству -Быть гибким, уметь следовать ситуации -Демократичный стиль общения -Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка -Не бойтесь неожиданных вопросов

Слайд 26

Используя развивающие игры, творческие задания, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного креативного мышления. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе. « Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний .» В.А.Сухомлинский

Слайд 27

Творческих успехов Вам! Спасибо за внимание!

Слайд 28

Информационные источники - Пeдaгoгикa : Учeб . пoсoбиe для студ. пeд . вузoв и пeд . кoллeджeй / Пoд рeд . П.И. Пидкaсистoгo . - М.: Пeд . o-вo Рoссии , 2000. - 640 с. - Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст . Л.В. Трубaйчук . - М.: Изд. дoм " Вoстoк ", 2001. - 81 с. - Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. - Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний : Дис . … кaнд . пeд . нaук . - М., 1998. - 150 с.

Слайд 29

Использованы материалы сайтов: www.trizminsk.org / e / prs /23201602.htm www.sad4.trg.ru/p38aa1.html http://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm http : //www.trizway.com/art/primary/196.html www.trizminsk.org/e/23105.htm www.trisland.ru http : summerscamp.ru/index.php5/ www.altshuller.ru http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1 http://www.natm.ru/triz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения

Материл по развитию творческого мышления на уроках литературного чтения....

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе у детей с ОВЗ

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения....

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

С целью  формирования  у  обучающихся  глубокого понимания прочитанного, овладения  активными  способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...