Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению на тему

Жукова Наталья Николаевна

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления  на уроках литературного чтения

 в начальной школе.

Важно так построить учебный процесс, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – предоставить условия для осмысления нового материала, и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Именно поэтому представляется наиболее актуальным развитие творческого мышления учащихся.

Животрепещущим для педагогов и психологов остается не только вопрос обучения чтению, но и формирование читательской культуры, мотивации к самостоятельному чтению, а через чтение – формирование современной личности. Специфика чтения как деятельности состоит в том, что его продуктом является смысл прочитанного и личное отношение к нему читающего. Важную роль в восприятии играют эмоции. Текст произведения должен «вписаться» в контекст жизни юного читателя. Для осуществления коммуникации читателя с автором необходимо, чтобы обучающийся уловил сюжетно-композиционный, словесно-образный и словесно-интонационный строй текста. С помощью художественных произведений, литературных текстов решаются вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. 

Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока, которые делают урок познавательным и интересным.

Кластер (гроздь),  выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, стратегией  урока в целом. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером очень проста и доступна всем детям. Тема урока – это центр (т.е. «гроздь»). От этого центра отходят лучи - крупные смысловые единицы, т.е.  термины, понятия.

 

Приведем пример кластера по сказке Е. Пермяка «Некрасивая елка»,  посвященный анализу системы образов произведения, который был составлен на уроке:

Дуб

Красивые

 Некрасивые

Берёза

Ясень

Клён

Ёлка

молчаливая

скромная

гордые самовлюбленные

злые

хвастливые

эгоистичные

Осина

Таблица вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. ТРКМ ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся надо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Приводим пример таблицы вопросов, составленной детьми, по стихотворению Ю. Мориц «Разговаривали вещи».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто стоял на полке?

Что сказали кастрюля, кофейник и таз?

Какая картинка была изображена на книжке?

Перечислите всех участников разговора.

Согласна ли вешалка с другими вещами?

Объясните, почему вещи так нуждаются в том, чтобы быть полезными?

Почему книжке приятно то, что её кто-то будет знать наизусть?

Предположите, что будет, если люди перестанут нуждаться в этих вещах?

Синквейн – одна из  художественных форм письменной рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение, состоящее из пяти строчек: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета, в четвертой строке приводится фраза, выражающая отношение автора к предмету; в пятой – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Осина

Болтливая, красивая

Злословит, обижается, хохочет

Была спилена лесорубами

Корыто

Ясень

Самовлюбленный, насмешливый

Хвалится, шелестит, глумится

Был распилен на кряж

Шкаф

Береза

Стройная, изысканная, красивая

Усмехается, издевается, злословит

Попала на мебельную фабрику

Полка

   Приемы и методы развития творческого  мышления учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру, что является необходимым на уроках литературного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".

В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....

Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык прав...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе у детей с ОВЗ

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения....

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе. Материал рекоендация для учителей начальной школы...

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

С целью  формирования  у  обучающихся  глубокого понимания прочитанного, овладения  активными  способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...