Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vahrusheva.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде
Вахрушева Марина Викторовна
Учитель, педагог дополнительного образования
ГБОУ гимназия № 426
Петродворцового района
marina.vahrusheva@gmail.com
«Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается». Этим словам А.С. Макаренко почти 100 лет, но они не потеряли актуальности и в наши дни. Современное образование призвано сформировать у ученика не отдельные знания и умения, а единый образ мира, научить способам деятельности и взаимодействия в меняющемся мире. Осуществление этой задачи невозможно без интегративного подхода к организации уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования младших школьников. Интеграция - это не механическое соединение; интеграция - это синтез отдельных частей образовательного процесса в единое целое. Содержательная линия интеграции - это педагогически организованная деятельность ученика: формирование универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода; приобретение опыта самостоятельной и коллективной значимой деятельности через решение проектных задач.
Важной составляющей образовательного процесса современной школы является эффективная организация второй половины дня – внеурочная деятельность. Одним из наиболее интересных детям направлений внеурочной деятельности является лего-конструирование. При работе с Лего-конструктором требуются знания из всех учебных дисциплин, развиваются метапредметные умения. Нами разработана программа «Путешествия Легоробика», интегрирующая робототехнику и экологию – науку о взаимодействии организмов с окружающей средой. В течение учебного года учащиеся совершают увлекательное путешествие по континентам с различными климатическими условиями и по природным сообществам родного края. Программа направлена на развитие способностей к конструированию, младший школьник учится устанавливать взаимосвязи, расширяет знания о мире природы и о мире техники и их взаимном влиянии. В процессе практической деятельности дети овладевают основами инженерно-экологического мировоззрения.
Программа составлена в соответствии с образовательными компонентами предметных областей «Математика и информатика», «Окружающий мир» и «Технология» для начальной школы, построена с учетом преемственности образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курсов «Окружающий мир (Человек, природа, общество)», «Математика», «Технология (труд)» на уроках. Организация работы с конструктором LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук: технологии, математики.
Одно из перспективных направлений работы по программе – ученический проект. Применение метода проекта создает возможность для школьника, осваивая новые знания, приобретать опыт индивидуального и коллективного творчества. При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.
Примером является создание информационно-творческого проекта «Роболов» - робота-манипулятора, который, при помощи роботизированной руки, способен частично заменить человека при ловле рыбы. Пока рыбка не клюёт, рыболов решает примеры. Когда рыбка начинает клевать, рыболов говорит: «Ой, клюёт рыбка!», сматывает леску и вытаскивает рыбку из воды. Радуется и кричит: «Ура!!!». Затем разматывает леску и вновь опускает в воду.
На этапе сбора информации дети с помощью педагога познакомились с различными экосистемами (озеро, пруд, водохранилище); с видами рыбалки и её влиянием на жизнь человека как части экосистемы; оценили возможность роботизации отдельных процессов: подъём рычага, наматывание и разматывание лески. На этапе планирования группа разделилась на бригады численностью 2 - 3 человека, каждая из которых отвечала за разработку одной из частей информационной модели проекта. В ходе практической работы учащиеся изготовили модель робота с электронным управлением, запрограммировали работу, сохранили программу, поэкспериментировали с различными уровнями мощности моторов, подобрали время подъёма и опускания кулачков и накручивания нитки на ось. На защите проекта почетными гостями были родители.
Важнейшим результатом проекта явилось то, что каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он значим и интересен для детей, кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась, дети выступали в роли экологов, конструкторов, программистов, ученых. Дети осознали основной закон робототехники: робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред, поэтому невозможно построить робота, не узнав законов экологии, ведь Земля – это наш общий дом.
Для младших школьников, заинтересовавшихся лего-конструированием, в школе ведёт работу объединение «Лего-робот», участники которого имеют возможность получить расширенные знания по робототехнике, используя навыки и умения, приобретённые на уроках и занятиях внеурочной деятельности. В отличие от кружков внеурочной деятельности, организованных для класса, здесь занимаются разновозрастные группы, малышам помогают учащиеся средней школы, имеется положительный опыт взаимодействия со студентами ИТМО, что открывает перед детьми дальнейшие образовательные перспективы. Дети уже получили успешный опыт участия в районных и городских мероприятиях, являются победителями районных «Бианковских чтений» (конференция «Шаг в науку»), городских соревнований по робототехнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования как необходимое условие эффективного формирования его профессиональной компетентности
Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования аналитической компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагог...
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей
Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образ...
Выступление на ШМО «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностного результата»
В моём выступлении рассказывается как в ходе внеурочной деятельности добится развития личностных результатов у учащихся, какие направления и формы организации можно использовать. Прилагается презентац...
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.
В свете обновления образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка.Разберём тему "деятель...
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...
Рабочие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования
Программы дополнтельного образования...