Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на данную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 49.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Облепихинская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на ШМО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР | И.о. директора школы: |
_____________/М.А. Мальцева | _________/И.В. Лень/ | __________ /Т.В. Миронова |
Протокол №___ от«____» августа 2019 г. | «_____» августа 2019 г. | Приказ № ___ от «___» августа 2019 г. |
Программа внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
для учащихся 1- 4 классов
Разработала:
Лень Ирина Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на данную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Личностными результатами являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарта):
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Основные виды учебной деятельности:
• составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
• различать виды и типы книг;
• писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
• знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
• пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
• писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
• пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
• составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
• задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
• выполнять роль библиотекаря —выдавать книги и заполнять формуляры;
• собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
• работать с детскими газетами и журналами.
Ученик научится:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь рассказывать сказки;
знать признаки сказки как жанра;
отличать виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые).
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения
Название раздела | Количество часов | УУД |
Сказки, сказки, сказки… | 1 час | • осознавать значимость чтения для личного развития; • формировать потребность в систематическом чтении; • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
|
Сказочные зайцы | 6 часов | |
Медвежьи сказки | 5 часов | |
Добро побеждает зло | 5 часов | |
В гостях у сказок про зверей | 1 час | |
Птичьи сказки | 7 часов | |
Волшебные сказки | 8 часов | |
Что изучали, то и покажем | 1 час | |
ИТОГО | 34 часа |
2 год обучения
Название раздела | Количество часов | УУД |
Для чего нужна книга | 1 час | Познавательные УУД: • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты |
Библиотека | 1 час | |
Книги о детях | 6 часов | |
Малые жанры фольклора | 3 часа | |
Наши любимые сказки | 7 часов | |
О братьях наших меньших | 4 часа | |
Сказки народов мира | 3 часа | |
Книги о семье | 4 часа | |
Стихи, стихи, стихи… | 2 часа | |
Твои защитники Родина | 2 часа | |
Ура! Скоро каникулы! | 1 час | |
ИТОГО | 34 часа |
Тематический план 3 года обучения.
Название раздела | Количество часов | УУД |
Летописи, былины ,легенды | 4 часа | Познавательные УУД: • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
Наш и любимые сказки | 3 часа | |
Басни | 4 часа | |
Родные поэты | 4 часа | |
О братьях наших меньших | 4 часа | |
Дети герои книг, дети войны | 8 часов | |
Детские газеты и журналы | 4 часа | |
Создание классной газеты | 2 часа | |
Библиотечная мозаика | 1 час | |
Всего | 34 часа |
Тематический план 4 года обучения.
Название раздела | Количество часов | УУД |
Книги Древней Руси | 4 часа | Познавательные УУД: • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
Книги о героях России | 4 часа | |
Мифы народов мира | 3 часа | |
Библиографические справочники, книги, типы книг | 5 часов | |
Дети герои книг | 4 часа | |
Справочная литература | 3 часа | |
Стихи о родной природе | 3 часа | |
Очерки-писатели о писателях | 3 часа | |
Книги о детях войны | 1 час | |
Детские журналы газеты | 2 часа | |
Литературная игра | 2 часа |
3. Календарно-тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование занятий по программе
«В гостях у сказки»
1 год обучения.
№ | Тема занятия | Форма занятия |
Сказки, былины, рассказы… - 1 час | ||
1 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». |
Сказочные зайцы – 6 часов | ||
2 | Русская народная сказка «Заячья избушка». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. |
3 | Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. |
4 | Русская народная сказка «Заяц – хваста». | Чтение сказки читающими детьми. Постановка и решение вопроса: хорошо ли хвастаться? |
5 | Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказки читающими детьми. Наблюдение и сравнение сказок про одного героя |
6 | Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Рисование по содержанию сказки главного героя |
7 | Зайцы в разных сказках. Проект «Мой любимый заяц» | Наблюдение над поступками зайцев в разных сказках, оценка поступков героев . Аппликация «Мой любимый зайка» |
Медвежьи сказки – 5 часов | ||
8 | Украинская народная сказка «Рукавичка». | Чтение сказки. Инсценировка. |
9 | Сказка «Теремок» в разных обработках. | Сравнение сюжетов сказок. Решение проблемы героев детьми. |
10 | Русская народная сказка «Три медведя». | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. |
11 | Ненецкие народные сказки «Как медведь хвост потерял» | Чтение сказки. Решение проблемного вопроса: можно ли потерять то, чего нет. |
12 | Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе . Проект «Мишка косолапый» | Викторина по прочитанным сказкам о медведях. Лепка из пластилина медведя |
Добро побеждает зло – 5 часов | ||
13 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. |
14 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. |
15 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. |
16 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. Решение проблемного вопроса: что такое хорошо и что такое плохо |
17 | Проект «Добро побеждает зло» | Изготовление театральной маски «доброго» и «злого» героя сказки, работа по группам |
В гостях у сказок про зверей – 1 час | ||
18 | Русские народные сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. |
Птичьи сказки – 7 часов | ||
19 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой героев и их поступков |
20 | Сказка «Весёлый воробей» | Иллюстрирование |
21 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. |
22 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. |
23 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. |
24 | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. |
25 | Авторские сказки про птиц. Проект «Помогаем птицам!» | Выставка поделок детей и книг из домашней библиотеки. Изготовление кормушки |
Волшебные сказки – 8 часов | ||
26 | Сказка «Иван Царевич и Серый волк» | Добро и зло в сказке, характеристика героев . Иллюстрации по прочитанной сказке |
27 | Сказка «Сивка – Бурка» | Чтение сказки, работа по вопросам Наблюдение над поступками героев |
28 | П. П. Ершов. Сказка «Конек – Горбунок» | Чтение первой части сказки, характеристика героев Иллюстрация к сказке |
29 | П. П. Ершов. Сказка «Конек – Горбунок» | Чтение второй части сказки, работа по содержанию анализ поступков героев |
30 | Сказка «Царевна – лягушка» | Чтение сказки, работа по содержанию |
31 | Сказка «Царевна – лягушка» | Аппликация «Царевна лягушка» |
32 | Сказка «Финист – ясный сокол» | Чтение сказки |
33 | Сказка «Финист – ясный сокол» | Анализ сказки и характеристика поступков героев. Лепка птицы - сокола |
Что изучали, то и покажем – 1 час | ||
34 | Игра «Что? Где? Когда?» по изученным сказкам. | Литературная викторина |
Календарно - тематический план занятий по программе
« Внеурочная деятельность »
2 год обучения. (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
Для чего нужна книга – 1 час | ||
1 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». |
Библиотека – 1 час | ||
2 | Экскурсия в библиотеку (школьную, сельскую) Правила поведения в библиотеке. | Посещение библиотеки школьной и городской. Сравнение библиотек. |
Книги о детях – 6 часов | ||
3 | Выставка книг о детях. Рассказы В. Осеевой. Книга-сборник. | Знакомство с книгами о детях на выставке книг, принесенными детьми. Познакомить с биографией автора, и ее произведениями. Чтение отрывков из произведений. |
4 | О чем писал Е. Пермяк. Титульный лист. Рассказы Е. Пермяка | Познакомить с биографией автора, и ее произведениями. Чтение отрывков из произведений. |
5 | Носов – детям. | Познакомить с биографией автора, и ее произведениями. Чтение отрывков из произведений. |
6 | Книги В. Драгунского. | Познакомить с биографией автора, и ее произведениями. Чтение отрывков из произведений. |
7 | Денискины рассказы. | Выступление детей с понравившимися рассказами Драгунского. |
8 | Проект «Герои детских книг» | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. |
Малые жанры фольклора – 3 часа | ||
9 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Пословицы. Темы пословиц. | Познакомить с фольклорными произведениями и их жанрами. |
10 | Скороговорки и чистоговорки. | Что такое скороговорки и чистоговорки. Принцип проговаривания чистоговорок и скороговорок. |
11 | Загадки. Темы загадок. Учимся отгадывать загадки. | Что такое загадка, кто ее придумал, умение отгадывать загадки и придумывать их самостоятельно. |
Наши любимые сказки – 7 часов | ||
12 | Книги с литературными авторскими сказками. | Знакомство с авторами и произведениями. |
13 | Писатели-сказочники. | Знакомство с биографией Андерсена и братьев Гримм и их сказками. |
14 | Герои сказок. Викторина. | Викторина по прочитанным ранее сказкам и их героям. |
15 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | Знакомство со сказками Андерсена. |
16 | Сказки Братьев Гримм | Знакомство со сказками авторов и их многообразием. Чтение отрывков из сказок |
17 | Сказки Братьев Гримм | Чтение и обсуждение сказки «Золотой гусь» |
18 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | Аппликация или лепка предметов из сказок. |
О братьях наших меньших – 4 часа | ||
19 | С. Михалков: стихотворения и рассказы. | Познакомить с биографией автора, и его произведениями. Чтение отрывков из произведений. |
20 | С. Маршак: детям о животных | Познакомить с биографией автора, и его произведениями. Чтение отрывков из произведений. |
21 | Художники-оформители. | Знакомство с художниками – оформителями. Рассматривание иллюстраций. |
22 | Проект «Сборники стихотворений для детей». | Создание сборника из понравившихся стихотворений. |
Сказки народов мира – 3 часа | ||
23 | Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Сказки в обработке С. Маршака | Знакомство с терминами «переводчик», «пересказчик», «обработчик» и их произведениями |
24 | Сказки в обработке Л. Толстого | Чтение сказок а обработке Толстого, по ролям и выразительно. |
25 | Народные сказки на страницах детских журналов. | Чтение сказок в детских журналах, знакомство с неизвестными авторами. |
Книги о семье – 4 часа | ||
26 | Книги о семье. | Знакомство с книгами о семье, беседа о семейных ценностях. |
27 | А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | Чтение произведения Гайдара самостоятельно, бесед по произведению. |
28 | Н. М. Артюхова «Большая берёза» | Знакомство с произведением, чтение его и беседа о дружбе. |
29 | Воронкова Л. «Девочка из города». Проект «Моя семья» | Беседа о тяжелых днях войны, и о детях войны. Рассказ детей о своей семье на основе принесенных фотографий. |
Стихи, стихи, стихи… - 2 часа | ||
30 | Стихи о природе | Разучивание стихов о природе. |
31 | Стихи о маме и папы | Разучивание стихов о мамах для праздника. |
Твои защитники Родина – 2 часа | ||
32 | Рассказы о войне | Знакомство с авторами и их произведениями о войне. |
33 | Стихи про героев | Разучивание стихов о героях ВОВ |
Ура! Скоро каникулы! – 1 час | ||
34 | Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | Изготовление газеты о том, что нужно читать летом. |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятий |
Летописи, былины ,легенды – 4 часа | ||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | Знакомство с былинами, легендами, сказами. |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | Знакомство с детской библией . |
3 | Летописи. Рукописные книги. | Изготовление книжки-малышки. |
4 | Занятие 4. История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | Экскурсия в библиотеку, беседа о первопечатнике Иване Фёдорове. |
Наш и любимые сказки – 3 часа | ||
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | Выставка книг. Чтение любимых сказок. |
6 | . Сказки бытовые, волшебные, о животных. | Рисование иллюстраций к понравившейся сказке. |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | Чтение и обсуждение русской народной сказки «Дочь -семилетка» |
Басни – 4 часа | ||
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | Изготовление презентации по басням Эзопа и И.А. Крылова. |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | Конкурс рисунков к понравившимся басням. |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | Знакомство с биографиями баснописцев. |
11 | Герои басен. Инсценирование басен. | Инсценирование басен |
Родные поэты – 4 часа | ||
12 | Родные поэты. | Выразительное чтение стихов |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | Оформление выставки книг |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | Конкурс на лучшего чтеца |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | Работа с художественной книгой. Рисование на тему прочитанных книг |
О братьях наших меньших – 4 часа | ||
16 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | Экскурсия в библиотеку .Знакомство каталогом, каталожной карточкой |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | Составление аннотации. |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | Составление отзыва. |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | Презентация «Кто они - художники - иллюстраторы» |
Дети герои книг, дети войны – 8 часов | ||
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | Беседа о книгах. их роли для человека, типы книг. |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | Чтение и обсуждение прочитанных произведений |
22 | Книги-сборники произведений о детях. | Литературная игра |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках». | Знакомство с книгами зарубежных писателей |
24 | Книги зарубежных писателей. | Экскурсия в библиотеку .Отбор информации о зарубежных писателях. |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | Составление аннотации по книге Л.Воронковой «Девочка из города» |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | Познакомить с биографией автора, чтение отрывков из его произведения |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | Оформление книги памяти |
Детские газеты и журналы – 4 часа | ||
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | Правила поведения в библиотеке |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | Знакомство с историей создания журнала |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | Просмотр презентации «Электронные периодические детские издания» |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | Практическая работа. Создание классной газеты «Книгочей» |
Создание классной газеты – 2 часа | ||
32-33 | Создание классной газеты «Книгочей». | |
Библиотечная мозаика – 1 час | ||
34 | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». | Игра «Что узнали о книгах» |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятий |
Книги Древней Руси – 4 часа | ||
1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | Анализировать прочитанный материал |
2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | Получать необходимую информацию о первой книге. |
3 | Библия. Библейские предания. | Чтение и обсуждение библейских преданий. |
4 | Творческая работа: история книги. | Проект «Рукописная книга» Знакомство с историей создания книги. |
Книги о героях России – 4 часа | ||
5 | Героические песни о героях России. Песня-слава. | Чтение стихов о войне, о героях России. |
6 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | Познакомить с биографией автора, чтение отрывков из книги С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах |
7 | Русь великая в произведениях фольклора. | Знакомство с фольклорными произведениями и их жанрами. |
8 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | Практическая работа. Презентация рукописной книги |
Мифы народов мира – 3 часа | ||
9 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | Чтение мифов народов мира |
10 | Мифологические герои. | Характеристика героев мифов |
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | Выполнение иллюстраций к сказкам. |
Библиографические справочники, книги, типы книг – 5 часов | ||
12 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | Знакомство с биографией П.Ершова. Чтение сказки «Конёк-Горбунок». |
13 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | Анализировать научно-познавательный текст, знакомить с историей нашей родины. |
14 | Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники. | Получать необходимую информацию о книге. |
15 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | Экскурсия в библиотеку Знакомство с элементами книги |
16 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | Практическая работа с книгами. Рассматривание, чтение. |
Дети герои книг – 4 часа | ||
17 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | Практическая работа. справочный аппарат книги |
18 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | Просмотр презентации, работа по заданиям. |
19 -20 | Дети — герои книг писателей XIX века. | Выступления учащихся о книгах, прочитанных самостоятельно |
Справочная литература – 3 часа | ||
21 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | Слушание и рассматривание одной из детских книг. Ответы на вопросы кроссворда |
22 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | Экскурсия в библиотеку |
23 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | Знакомство со справочной литературой, детской энциклопедией |
Стихи о родной природе – 3 часа | ||
24 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | Практическая работа с справочной литературой |
25 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | Практическая работа с книгами. Рассматривание элементов книг. |
26 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | Конкурс стихов о Родине |
Очерки-писатели о писателях – 3 часа | ||
27 | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | Игра-викторина. Рисование на тему: «Книга моей мечты» |
28 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | Чтение очерков воспоминаний «Писатели о писателях» |
29 | Встреча с корреспондентом местной газеты. | Встреча с корреспондентом местной газеты. Экскурсия в типографию. |
Книги о детях войны – 1 час | ||
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге. | Презентация о своём городе. |
Детские журналы газеты – 2 часа | ||
31 | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». | Выступления учащихся о книгах, прочитанных самостоятельно |
32 | Детские газеты и журналы. | Работа в группах. Час читателя: самостоятельное чтение детских журналов. |
Литературная игра – 2 часа | ||
33 | Литературная игра «Тайны учебной книги». | Литературная игра «Тайны книги» |
34 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. | Игры. конкурсы |
Информационно-методическое обеспечение
Материально- техническое оснащение образовательного процесса.
Мультимедийное обеспечение:
компьютер, проектор, множительная техника, интернет
телевизор, DVD- плеер
музыкальный центр
Сборник программ внеурочной деятельности 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —М. : Вентана- Граф, 2011.
Литература:
1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А. Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
7. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г. Кружков.-М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г. Сухин-М: Новая школа, 1994.
9. Т.В. Городкова, Н.В. Ёлкина Детские кроссворды. -Ярославль, Академия развития, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в кружке «Пластилиновая сказка
Программа разработана на основе программ для внешкольных учреждений с дополнениями и изменениями...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ -МИР СКАЗКИ И ТЕАТРА 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВЕСЁЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ -МИР СКАЗКИ И ТЕАТР 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление) для учащихся 4 класса.Программа «В гостях у сказки» реализует общекультур...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.
Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития навыков чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мир сказки»
внеурочной деятельности «Мир сказки»...