РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в кружке «Пластилиновая сказка
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа разработана на основе программ для внешкольных учреждений с дополнениями и изменениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности | 59.84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей
поселка городского типа Афипского
муниципального образования Северский район Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности в кружке «Пластилиновая сказка»
Ступень обучения (класс ) начальное общее образование(1 класс)
Количество часов 33 Уровень базовый
Составила Бондарева Е.Н.
Продолжительность освоения – 4 года
Возрастной диапазон начала освоения программы – 7-11 лет
Направление - общекультурное
Программа разработана на основе программ для внешкольных учреждений с дополнениями и изменениями
Пояснительная записка.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы. Выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называют - исходные формы. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Экономическое состояние общества вынуждает нас организовать труд детей на занятиях с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести.
Целью программы является создание условий для обучения детей работы с пластилином. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Рабочая программа составлена на основе программ для внешкольных учреждений с дополнениями и изменениями. При этом использовала современную дополнительную литературу: «Декоративная лепка» Н.Б. Халезова, «Ткань. Бумага. Тесто.» Г.К. Берсенева, «Игрушки из пластилина» В. Кадр, С. Петров, «Соленое тесто: идеи для интерьера» Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко, «Соленое тесто» К. Силаева, «МАСТЕРИЛКА» (лепим космос) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (новогодние подарки) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим сказку) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим спектакль) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим остров) И.А. Лыкова.
Программа соответствует ФГОС НОО.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Содержание раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Аудит. | Внеаудит | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Соблюдать правила по Т/Б | |
I | Раздел. Исходные формы. | 15 | |||
1.1 | «Магазин игрушек» | 2 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | ||
1.2 | «Дары леса» | 2 | Осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. | ||
1.3 | «Чаепитие» | 2 | 3 | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | |
1.4 | «С новым годом» | 3 | 1 | Слушать и вступать в диалог | |
1.5 | «Кто на листике живет?» | 2 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | ||
II | Раздел. Доработка исходных форм. | 9 | |||
2.1 | «Урожай» | 1 | 2 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | |
2.2 | «Подарок маме» | 2 | С любовью относится к ближним. | ||
2.3 | «Большой праздник» | 2 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | ||
2.4 | «Ракетодром» | 1 | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. | ||
2.5 | «Пасха» | 1 | Знать традиции семьи и кубанского народа | ||
III | Раздел. Сложные изделия. | 6 | |||
3.1 | «Озеро» | 1 | 1 | осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
3.2 | «Море» | 2 | выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
3.3 | «Джунгли» | 2 | Уметь адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. | ||
4 | Подведение итогов года. Выставка. | 1 | 1 | Уметь анализировать свою работу и работу других, делать выводы. | |
Итого часов | 32 | 16 | 16 |
2 класс
№ п/п | Содержание раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Аудиторные | Неаудиторные | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому | |
I | Раздел. Лепка с натуры. | 12 | |||
1.1 | «Лепка мелких животных и птиц» | 2 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
1.2 | «Модель человека с изображением определенного движения» | 2 | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | ||
1.3 | «Голова человека (по воображению). Элементарное знакомство с формой головы» | 2 | Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
1.4 | Лепка пространственного натюрморта из нескольких предметов. | 2 | 1 | Уметь работать с композицией | |
1.5 | «Рождественские сувениры» | 2 | 1 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | |
II | Раздел. Лепка по памяти и по представлению. | 13 | |||
2.1 | Сказка «Колобок» | 3 | 1 | Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии | |
2.2 | «Подарок маме» | 3 | С любовью относится к ближним. | ||
2.3 | Сказка «Красная шапочка» | 2 | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | |
2.4 | «Пасхальный сувенир» | 1 | 2 | Выполнять мелкие детали для оформления изделия. | |
III | Раздел. Композиция. | 7 | |||
3.1 | Композиция на свободную тему | 3 | Уметь работать с композицией | ||
3.2 | «Лепим остров» | 2 | 2 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | |
4 | Подведение итогов года. Выставка. | 1 | 1 | Уметь анализировать свою работу и работу других, делать выводы. | |
Итого часов | 34 | 18 | 16 |
3 класс
№ п/п | Содержание раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 | 1 | Соблюдать правила по Т/Б | |
1 | Раздел. Выполнение изделий плоских форм. | 2 | |||
1.1 | Смешение цветов. «Небо» | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | ||
1.2 | Смешение цветов. «Лес» | 1 | Осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. | ||
2 | Раздел. Изделия из трафаретов и формочек. | 4 | |||
2.1 | «Цветок» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
2.2 | «Бабочка» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
2.3 | «Слон» | 1 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | ||
2.4 | «Корзина» | 1 | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. | ||
3 | Раздел. Выполнение объемных работ. | 7 | |||
3.1 | «Торт» | 1 | осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
3.2 | «Пирог» | 1 | выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
3.3 | «Салат» | 1 | Уметь адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. | ||
3.4 | «Астра» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
3.5 | «Ромашка» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
3.6 | «Подсолнух» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
3.7 | «Роза» | 1 | осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
4 | Раздел. Выполнение более сложных форм. | 6 | |||
4.1 | «Декоративное панно. Фрукты. Яблоки.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.2 | «Декоративное панно. Фрукты. Сливы» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.3 | «Декоративное панно. Фрукты. Груши» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.4 | «Декоративное панно. Фрукты . Виноград.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.5 | «Декоративное панно. Фрукты. Персики.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.6 | Сборка декоративного панно. | 1 | Уметь работать с композицией | ||
5 | Раздел. Лепка по памяти и представлению. | 7 | |||
5.1 | «Рисование пластилином. Дерево» | 1 | Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии | ||
5.2 | «Рисование пластилином. Горы» | 1 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | ||
5.3 | «Рисование пластилином. Радуга» | 1 | Осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | ||
5.4 | «Рисование пластилином. Яблоня» | 1 | Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии | ||
5.5 | «Рисование пластилином. Спокойной ночи» | 1 | осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
5.6 | «Рисование пластилином. Клоун» | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | ||
5.7 | «Рисование пластилином. Рыбки» | 1 | С любовью относится к ближним. | ||
6 | Раздел. Композиция. | 6 | |||
6.1 | «Оформление краев. Рамочка» | 2 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
6.2 | «Создание картин. Осеннее небо» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
6.3 | «Создание картин. Портрет» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
6.4 | «Создание картин. Букет» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
6.5 | «Создание картин. Поляна» | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
7 | Подведение итогов года. Выставка. | 1 | 1 | Уметь анализировать свою работу и работу других, делать выводы. | |
Итого часов | 34 | 16 | 18 |
4 класс
№ п/п | Содержание раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 | 1 | Соблюдать правила по Т/Б | |
1 | Раздел. Лепка с натуры. | 7 | |||
1.1 | Русский сувенир. Полховско-майдановские сувениры (матрешка) | 1 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | ||
1.2 | Русский сувенир. Хохломская матрешка. | 2 | Осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. | ||
1.3 | Русский сувенир. Дымковская игрушка. | 2 | Уметь работать в группе | ||
1.4 | Русский сувенир. Городецкая посуда. | 2 | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | ||
2 | Раздел. Лепка по памяти и представлению. | 11 | |||
2.1 | Маленькие человечки. Комиксы | 2 | 1 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | |
2.2 | Любимые персонажи мультипликационных фильмов. | 3 | Представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | ||
2.3 | Лепка автомобиля. | 1 | осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
2.4 | Лепка дома. | 2 | Уметь выделять главное в работе | ||
2.5 | Лепка дворцов. | 2 | Представлять, фантазировать | ||
3 | Раздел. Композиция. | 9 | |||
3.1 | Лепка сказочных персонажей. Русская народная сказка «Теремок» | 2 | осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
3.2 | Лепка сувенира. | 1 | выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
3.3 | Лепка на свободную тему. | 2 | Уметь адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. | ||
3.4 | Создание картин. Осенний лес. | 2 | Наблюдать за природой, видеть красоту родного края | ||
3.5 | Создание картин. Натюрморт. | 2 | Передавать форму предметов | ||
4 | Раздел. Выполнение более сложных форм. | 5 | |||
4.1 | «Декоративное панно. Букет. Ромашка.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.2 | «Декоративное панно. Букет. Василек.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.3 | «Декоративное панно. Букет. Лютик» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.4 | «Декоративное панно. Букет. Клевер.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
4.5 | «Декоративное панно. Букет.Одуванчик.» | 1 | Уметь работать с композицией | ||
5 | Подведение итогов года. Выставка. | 1 | 1 | Уметь анализировать свою работу и работу других, делать выводы. | |
Итого часов | 34 | 17 | 17 |
Содержание
Данный курс рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и общекультурного направления:
1 класс
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
2 класс
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Например, при изучении темы "Урожай" применяются все виды доработки исходных форм. В теме "Дары леса" ("Лесные сокровища") полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. В некоторых темах создаются довольно сложные многопредметные композиции: "Птичка – заботливая мама", "Подарок маме", "Ракетодром".
3-4 классы
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости (например, в теме "Магазин игрушек" – группами по 2–3 игрушки на рабочих досках, изображая витрину или прилавок). В теме "Картина из пластилина" по законам композиции осваивается плоскость картины, в темах "Чаепитие", "Урожай", "Дары леса" правильно подбираются предметы с учетом их соразмерности.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане
Согласно образовательному плану лицея на проведение занятий внеурочной деятельности клуба «Пластилиновая сказка» на 1 – 2 класс начальной школы выделяется всего — 67 часов.
Из них в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность программы в том, что она предусматривает такой вид деятельности, который не требует больших материальных затрат, но при этом несет в себе ярко выраженное направление на выявление и развитие способностей детей в декоративно-прикладном творчестве.
Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии, так как уроки технологии и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи – всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их деятельности.
Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Первоначальная ориентировка детей в окружающей среде происходит не только зрительно, но и обязательно двигательно. Через осязание и действие ребенок познает структуру предмета, что в свою очередь формирует структуру целесообразных действий с ним.
Результаты изучения курса клуба «Пластилиновая сказка»
Для достижения успеха у детей в изготовлении поделок используются такие средства и приёмы: выставки работ педагогов и ребят предыдущих выпусков, демонстрации готовых изделий и образцов. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широкое распространение получили личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых отдельная неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Учащиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Выпускники научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы кружка «пластилиновая сказка» формируются следующие умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учащиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
- правильно использовать приемы доработки исходных форм;
- использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
-пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
- самостоятельно выполнять несложное изделие;
- оформлять готовое изделие;
- работать самостоятельно, в парах, в группах;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
- правильно вести себя в общественных местах;
- оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
-организовывать свое рабочее место и досуг;
- заботиться о своем здоровье.
Учащиеся должны знать:
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- исходные формы изделий;
- приемы доработки исходных форм;
- последовательность технологических операций.
- культуру поведения и труда.
Формы контроля: выставки, конкурсы, подготовка подарков для родных и друзей.
Методические рекомендации.
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Материально – техническое обеспечение программы.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | 20 | |
Литература для педагога. | ||
1 | Берсенева Г.К. «Ткань. Бумага. Тесто.» АСТ «АСТРЕЛЬ» 2004 г. | |
2 | «Внеурочная деятельность школьников» Д. В. Григорьев, П.В. Степанов «Просвещение», М., 2010 г. | |
3 | Кадр В., С. Петров «Игрушки из пластилина» издательство «СОВА» 2007 год. | |
4 | Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» | |
5 | Немов Р.С. «Психология» | |
6 | Скребцова Т.О., Л.А. Данильченко «Соленое тесто: идеи для интерьера» «ФЕНИКС» 2006 г. | |
7 | Силаева К. «Соленое тесто» ООО «Издательство «ЭКСМО»» 2003 г. | |
8 | Харламов И.Ф. «Педагогика» | |
9 | Халезова Н.Б. «Декоративная лепка» творческий центр «СФЕРА» 2007 г. | |
10 | Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры» | |
11 | Глазова М. «Я леплю из пластилина» | |
12 | Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах» | |
13 | "Лепим из пластилина" от из-ва "Русич" | |
14 | Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке | |
Литература для детей | ||
1 | Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» | |
2 | Лыкова И.А.«МАСТЕРИЛКА» (лепим космос) издательский дом «КАРАПУЗ» 10.2006 г | |
3 | «МАСТЕРИЛКА» (новогодние подарки) издательский дом «КАРАПУЗ» 9.2006 г. | |
4 | «МАСТЕРИЛКА» (лепим сказку) издательский дом «КАРАПУЗ» 11.2006 г. | |
5 | «МАСТЕРИЛКА» (лепим спектакль) издательский дом «КАРАПУЗ» 8.2006 г | |
6 | «МАСТЕРИЛКА» (лепим остров) издательский дом «КАРАПУЗ» 6.2006 г. | |
2.Печатные пособия. | 3 | |
1 | Комплект таблиц «Птицы домашние, дикие, декоративные» | |
2 | Комплект таблиц «Домашние животные» | |
3 | Комплект таблиц «Окружающий мир» | |
3.Технические средства обучения. | 2 | |
1 | Интерактивная доска | |
2 | Ноотбук | |
4.Игры и игрушки. | 5 | |
1 | Игра «Дикие и домашние» | |
2 | Игра «Речные и морские» | |
3 | Игра «Съедобные и несъедобные» | |
4 | Игра «Ждём гостей» | |
5 | Электровикторина «Тайны зелёного мира» | |
5.Экранно – звуковые пособия | 2 | |
1 | Презентация «Лепим из пластилина» | |
2 | Презентации о животных. | |
6.Оборудование кабинета | 5 | |
1 | Стенд «Домашние животные» | |
2 | Муляжи. Набор овощей. | |
3 | Муляжи. «Набор фруктов» | |
4 | Муляжи «Набор грибов» | |
5 | Набор геометрических тел |
Рабочая программа составлена на основе программ для внешкольных учреждений с дополнениями и изменениями. При этом использовала современную дополнительную литературу: «Декоративная лепка» Н.Б. Халезова, «Ткань. Бумага. Тесто.» Г.К. Берсенева, «Игрушки из пластилина» В. Кадр, С. Петров, «Соленое тесто: идеи для интерьера» Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко, «Соленое тесто» К. Силаева, «МАСТЕРИЛКА» (лепим космос) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (новогодние подарки) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим сказку) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим спектакль) И.А. Лыкова, «МАСТЕРИЛКА» (лепим остров) И.А. Лыкова.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане
Согласно образовательному плану лицея на проведение занятий внеурочной деятельности клуба «Пластилиновая сказка» на 1 – 2 класс начальной школы выделяется всего — 67 часов.
Из них в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность программы в том, что она предусматривает такой вид деятельности, который не требует больших материальных затрат, но при этом несет в себе ярко выраженное направление на выявление и развитие способностей детей в декоративно-прикладном творчестве.
Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии, так как уроки технологии и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи – всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их деятельности.
Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Первоначальная ориентировка детей в окружающей среде происходит не только зрительно, но и обязательно двигательно. Через осязание и действие ребенок познает структуру предмета, что в свою очередь формирует структуру целесообразных действий с ним.
Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в клубе «Пластилиновая сказка»
№ | Содержание раздела, темы | Дата проведения | Оборудование | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. | 24.09 | Инструкции по Т/Б | |
I | Раздел. Исходные формы. | |||
1.1 | Тема: «Магазин игрушек» | |||
а | Исходная форма – шар. «Мяч», «Неваляшка» | 01.10 | Демонстрационная подставка, DVD | |
б | Исходная форма – цилиндр, конус. «Дерево», «Пирамида» | 08.10 | ||
1.2 | Тема: «Дары леса». | |||
а | «Грибы» (подосиновик, лисички) | 15.10 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал | |
б | «Грибы» (подберезовик, мухомор) | 22.10 | ||
1.3 | Тема: «Чаепитие» | |||
а | Изделие «Тарелка» | 29.10 | Демонстрационная подставка, DVD, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Баранка, крендель, конфеты». | 05.11 | ||
в | Изделие «Чайный сервиз» | 12.11 | ||
г | «Чайник и сахарница» | 19.11 | ||
д | «Чашка с блюдцем» | 26.11 | ||
1.4 | Тема: «С новым годом» | |||
а | Изделие «Снеговик» | 03.12 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Дед Мороз» | 10.12 | ||
в | Изделие «Елочка» | 17.12 | ||
г | Изделие «Снегурочка» | 24.12 | ||
1.5 | Тема: «Кто на листике живет?» | |||
а | Изделие «Гусеница» и «Стрекоза» | 07.01 | Демонстрационная подставка, DVD демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Бабочка» | 14.01 | ||
II | Раздел. Доработка исходных форм | |||
2.1 | Тема: «Урожай» | |||
а | Изделие «Блюдо» | 21.01 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Фрукты» | 28.01 | ||
в | Изделие «Корзина» | 04.02 | ||
г | Изделие «Овощи» | 11.02 | ||
2.2 | Тема: «Подарок маме» | |||
а | Изделие «Кувшин» | 18.02 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Тюльпаны» и «Нарцисс» | 25.02 | ||
2.3 | Тема: «Большой праздник» | |||
а | Изделие «Блюдо», «Торт» | 04.03 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Пирог», «Мороженое» | 11.03 | ||
2.4 | Тема: «Ракетодром» | |||
а | Изделие «Ракета малая», «Ракета большая» | 18.03 | Демонстрационная подставка, схемы | |
2.5 | Тема: «Пасха» | |||
а | Изделие «Кулич», «яйцо» | 01.04 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
III | Раздел. Сложные изделия. | |||
3.1 | Тема: «Озеро» | |||
а | Изделие «Утка» | 8.04 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Лебедь" | 15.04 | ||
3.2 | Тема: «Море» | |||
а | Изделие «Морская звезда», «Осьминог» | 22.04 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Рыбка», «Морской конек» | 29.04 | ||
3.3 | Тема: «Джунгли» | |||
а | Изделие «Слон» | 06.05 | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | |
б | Изделие «Черепаха» | 13.05 | ||
3.4 | Подведение итогов года. Выставка. | 20.05 |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Содержание раздела, темы | Дата проведения | Оборудование | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. | Инструкции по Т/Б | ||
I | Раздел. Лепка с натуры. | |||
1.1 | «Лепка мелких животных и птиц» | |||
а | Изделие «Воробышек» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
б | Изделие «Мышка-норушка» | |||
1.2 | «Голова человека (по воображению). Элементарное знакомство с формой головы» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
1.3 | «Модель человека с изображением определенного движения» | |||
а | Изделие «Дровосек» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
б | Изделие «Пастушок» | |||
1.4 | Лепка пространственного натюрморта из нескольких предметов. | |||
а | Изделие «Корзина с фруктами» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
б | Изделие «Ваза с цветами» | |||
1.5 | «Рождественские сувениры» | |||
а | Картина из пластилина «Зимний пейзаж» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
II | Раздел. Лепка по памяти и по представлению. | |||
2.1 | Сказка «Колобок» | |||
а | Изделие «Колобок на пеньке» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
б | Изделие «Зайчик» | |||
в | Изделие «Волк» | |||
г | Изделие «Медведь» | |||
д | Изделие «Лиса» | |||
2.2 | «Подарок маме» | |||
а | Изделие «Венок» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
2.3 | Сказка «Красная шапочка» | |||
а | Изделие «Красная шапочка | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
б | Изделие «Серый волк» | |||
в | Изделие «Бабушка» | |||
2.4 | «Пасхальный сувенир» | |||
III | Раздел. Композиция. | |||
3.1 | Композиция на свободную тему | |||
3.2 | «Лепим остров» | |||
а | Изделие «Хамелеон» | Демонстрационная подставка, демонстрационный материал, схемы | ||
б | Изделие «Остров с пальмами» | |||
4 | Подведение итогов года. Выставка. | |||
Итого часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности танцевального кружка для 2-го класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности танцевального кружка для учащихся 2 «Г» класса на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандар...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление) для учащихся 4 класса.Программа «В гостях у сказки» реализует общекультур...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ДРУГ ПРИРОДЫ»
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредстве...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"...
Программа по внеурочной деятельности 1 класс Пластилиновая сказка
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического от...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.В соответствии с планом внеурочной деятельност...