Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
Развитие и совершенствование процессов восприятия и осмысления пространства происходит только под непосредственным влиянием правильно организованного обучения и воспитания детей. (Л.С. Выготский, А.П. Гозова, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова и др.). Формирование пространственно-временных представлений у учащихся с умственной отсталостью имеет важное значение для их благополучного обучения.
Основные этапы формирования пространственных представлений и «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкции по А.В.Семенович:
Первый уровень. Базовый. Пространственные представления о собственном теле.
Второй уровень. Освоение внешнего пространства. Этот уровень включает в себя умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».
Третий уровень. Характеризуется вербализацией пространственных представлений: Ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.
Четвертый уровень. Несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Ребенок осваивает и применяет навыки в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.
Пятый уровень. Формирование «квазипространственных» представлений. Начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями.
Общая направленность коррекционно-педагогического процесса требует углубления, усиления одних и ослабления других направлений деятельности, более четкой и выверенной тактики воздействия.
В коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений умственно отсталых детей необходимо опираться на развитие 4-х основных уровней, выделенных Н.Я.Семаго и Н.Н.Семаго
1) уровень пространства собственного тела;
Подуровнями являются:
- ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например жажда);
- ощущения от взаимодействия тела с внешним от него пространством (границ собственного тела): жарко – холодно, тактильные ощущения.
2) уровень расположения объектов по отношению к телу;
Подуровнями являются:
- топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет);
- координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх-низ», с понятием «с какой стороны» (от тела);
- метрические представления (насколько далеко или близко находится предмет).
3) уровень (вербализации) развития связей и отношений внешних объектов между собой;
4) уровень. Лингвистические представления (пространство языка).
Этот уровень включает в себя формирование пространственных представлений (когнитивный стиль мышления) и является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности.
Овладение каждым из этих уровней необходимо умственно отсталому школьнику для дальнейшего обучения и социализации.
Этапы работы.
- Работа над вертикалью.
Работа начинается со схемы лица.
Работа со схемой тела.
Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».
- Работа над горизонтальной плоскостью («ближе», «дальше»).
Отработка понятий «ближе», «дальше».
- Работа над горизонтальной ориентировкой «вправо» – «влево».
Работа над понятиями «между», «слева», «справа».
Овладение координатными представлениями относительно собственного тела (что правее или левее по отношению к тебе).
Работа над предметным рядом.
Работа с числовым рядом.
- Работа над временными представлениями.
Работа с понятием «время суток».
Времена года.
Месяцы.
Часы.
Закрепление понятий «после», «перед», «между» и т.д.
- Работа с чистым временем.
Отработка понятий «раньше», «позже».
Определение длительности временных интервалов.
Работа с представлениями, что такое прошлое и будущее.
- Работа с лингвистическим пространством.
Работа с собственно языковым пространством. Сравнение величин.
В формировании у детей с легкой умственной отсталостью развитии такой сложной способности, как ориентировка в пространстве, особенно важен целостный подход, обеспечивающий создание практической, двигательной основы пространственных представлений, развитие восприятия, моделирования, преобразования пространства с использованием различных знаково-символических средств. Такой подход позволяет не только во многом преодолеть имеющиеся у ребенка пространственные нарушения, но и обеспечивает благоприятные условия для его социализации.
Важным условием всей коррекционной работы является комплексное построение занятий, при котором одно и то же содержание находит выражение в нескольких планах с использованием различных знаковых систем, чтобы дети учились воспринимать и воссоздавать реальные пространственные отношения в жестах, на наглядных моделях, а также в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью, состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий...
Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью....
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью....
Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением ...
Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью
Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)
Даннаякоррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...