Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Юрченко Елена Владимировна

Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

        Развитие и совершенствование процессов восприятия и осмысления пространства происходит только под непосредственным влиянием правильно организованного обучения и воспитания детей. (Л.С. Выготский, А.П. Гозова, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова и др.). Формирование пространственно-временных представлений у учащихся с умственной отсталостью имеет важное значение для их благополучного обучения.        

        Основные этапы формирования пространственных представлений и «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкции по А.В.Семенович:

        Первый уровень. Базовый. Пространственные представления о собственном теле.

        Второй уровень. Освоение внешнего пространства. Этот уровень включает в себя умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

        Третий уровень. Характеризуется вербализацией пространственных представлений:  Ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

        Четвертый уровень. Несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся.  Ребенок осваивает и применяет навыки в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

        Пятый уровень. Формирование «квазипространственных» представлений. Начинается с введения в работу предлогов посредством  сопоставления  их с отработанными выше пространственными представлениями.

        Общая направленность коррекционно-педагогического процесса требует углубления, усиления одних и ослабления других направлений деятельности, более четкой и выверенной тактики воздействия.

        В коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений умственно отсталых детей необходимо опираться на развитие 4-х основных уровней, выделенных Н.Я.Семаго и Н.Н.Семаго

1) уровень пространства собственного тела;

Подуровнями являются:

-  ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например жажда);

- ощущения от взаимодействия тела с внешним от него пространством (границ собственного тела): жарко – холодно, тактильные ощущения.

2) уровень расположения объектов по отношению к телу;

Подуровнями являются:

- топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет);

- координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх-низ», с понятием «с какой стороны» (от тела);

- метрические представления (насколько далеко или близко находится предмет).

3) уровень (вербализации) развития связей и отношений внешних объектов между собой;

4) уровень. Лингвистические представления (пространство языка).

        Этот уровень включает в себя формирование пространственных представлений (когнитивный стиль мышления) и является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности.

Овладение каждым из этих уровней необходимо умственно отсталому школьнику для дальнейшего обучения и социализации.

Этапы работы.

  1. Работа над вертикалью.

Работа начинается со схемы лица.

Работа со схемой тела.

Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».

  1.   Работа над горизонтальной плоскостью («ближе», «дальше»).

Отработка понятий «ближе», «дальше».

  1. Работа над горизонтальной ориентировкой «вправо» – «влево».

Работа над понятиями «между», «слева», «справа».

Овладение координатными представлениями относительно собственного тела (что правее или левее по отношению к тебе).

Работа над предметным рядом.

Работа с числовым рядом.

  1. Работа над временными представлениями.

Работа с понятием «время суток».

Времена года.

Месяцы.

Часы.

Закрепление понятий «после», «перед», «между» и т.д.

  1. Работа с чистым временем.

Отработка понятий «раньше», «позже».

Определение длительности временных интервалов.

Работа с представлениями, что такое прошлое и будущее.

  1.  Работа с лингвистическим пространством.

Работа с собственно языковым пространством. Сравнение величин.

        В формировании у детей с легкой умственной отсталостью развитии такой сложной способности, как ориентировка в пространстве, особенно важен целостный подход, обеспечивающий создание практической, двигательной основы пространственных представлений, развитие восприятия, моделирования, преобразования пространства с использованием различных знаково-символических средств. Такой подход позволяет не только во многом преодолеть имеющиеся у ребенка пространственные нарушения, но и обеспечивает благоприятные условия для его социализации.

        Важным условием всей коррекционной работы является комплексное построение занятий, при котором одно и то же содержание находит выражение в нескольких планах с использованием различных знаковых систем, чтобы дети учились воспринимать и воссоздавать реальные пространственные отношения в жестах, на наглядных моделях, а также в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью, состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий...

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Особенности развития пространственных представлений  у обучающихся с легкой умственной отсталостью....

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью....

Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением ...

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...