Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Юрченко Елена Владимировна

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений  у обучающихся с легкой умственной отсталостью

        В коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений умственно отсталых детей необходимо опираться на развитие 4-х основных уровней, выделенных Н.Я.Семаго и Н.Н.Семаго

1) уровень пространства собственного тела;

2) уровень расположения объектов по отношению к телу;

3) уровень (вербализации) развития связей и отношений внешних объектов между собой;

4) уровень. Лингвистические представления (пространство языка).

        Детям данной категории получать информацию, обрабатывать её проще через игру. Поэтому одним из средств формирования пространственных представлений у детей начальной школы являются различные  игры.

  1. Уровень пространства собственного тела

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Учащийся как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах.

Игра «Угадай и повтори»

Цель: формировать представления о схеме тела; развивать способность к восприятию - воспроизведению положения частей тела в пространстве.

Ход игры: Ребёнок стоит или сидит на стуле с закрытыми глазами. В это время взрослый производит пассивные движения его руками: отводит в стороны, сцепляет в замок за спиной, сжимает в кулак, поднимает вверх.

Ребёнок должен распознать их расположение, траекторию движения и воспроизвести с отсрочкой в 10-15 с.

«Капитан»

Цель: научить детей ориентироваться в схеме собственного тела

Ход игры: педагог предлагает детям представить, что они отправились в морское путешествие, где каждый на своем корабле капитан. Затем говорит, что выйдя на палубу, капитан увидел землю, достал подзорную трубу и приложил ее сначала к правому глазу, затем к левому.

  1. Уровень расположения объектов по отношению к телу;

топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет).

 «Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Ход игры: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на 180 градусов, затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

II вариант: стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

  1. Уровень (вербализации) развития связей и отношений внешних объектов между собой

«Куда пойдёшь, что найдёшь»

Цель: Формировать представления детей о пространственных отношениях между предметами (в, на, под, перед, за, справа, слева, между).

Оборудование: Коробка размером 50 х 60, игрушки: мишка, кукла, машинка, мяч, собачка, кубик, пирамидка.

Ход игры: В центре зала ставится большая коробка, и раскладываются игрушки в разных позициях по отношению к коробке в, на, под, за, перед, справа, слева. Ребёнку педагог даёт задание принести игрушку, которая находится под коробкой. Когда ребёнок находит нужную игрушку, педагог спрашивает у него, что он нашёл и где. Все остальные дети следят за правильностью выполнения задания. Следующему ребёнку называется другое пространственное расположение игрушки. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

II вариант: Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда ведущий спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего  вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча, показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твоё правое колено, это твой левый глаз и т. д.».

Игра «Весёлые картинки». Дети определяют на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

Упражнение «Правильное зеркало». Стоя или сидя с детьми, друг напротив друга, отрабатывается схема «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребёнок свою левую – влево. Движения вверх, вниз, к себе и от себя были идентичными.

  1. Уровень. Лингвистические представления (пространство языка).

Игра «Синонимы и антонимы». 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого

На наглядном материале и в игре с мячом закрепляются такие пространственные понятия, как «высокий – длинный», «большой – огромный», «близкий – далекий», «маленький – крохотный», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый», «рядом – далеко – близко», «впереди – сзади» и т. п.

Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

Цель игры: закреплять временные понятия а активном словаре ребенка.

Ход игры: Дети становятся в круг. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня. Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.

        Рекомендуемая коррекционная работа направлена на дальнейшее развитие пространственных представлений у учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью.

        Она осуществляется в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учатся ориентироваться в схеме собственного тела, определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

         Расширяется  и закрепляется знание антонимов, временных понятий в активном словаре ребенка. Формируется представления детей о пространственных отношениях между предметами (в, на, под, перед, за, справа, слева, между).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Особенности развития пространственных представлений  у обучающихся с легкой умственной отсталостью....

Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью....

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...

Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...