Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Мыкало Наталья Михайловна

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) и 3-м во 2 классе.

Цель:  Развитие зрительной памяти,  пространственных представлений и

             произвольности средних движений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений Программа Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). Занятие 33 (2 класс) Цель: Развитие зрительной памяти, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Слайд 2

Упражнение «Поезд»

Слайд 3

Запомиландия

Слайд 4

Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и последовательно указательный, средний и т.д. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

Слайд 5

Упражнение « Марширование » Шагаем на месте, при этом левой рукой касаемся правого бедра, а правой рукой – левого.

Слайд 6

Игра «Запомни и нарисуй»

Слайд 7

Запомните все фигуры. Вам нужно нарисовать их на своих листочках как можно точнее. 1 Н

Слайд 8

Игра «Жук» Участники по очереди дают команды Жуку: «Влево», «вправо», «вверх», «вниз». Один участник, «Следопыт», подходит к экрану и, выполняя команды остальных участников, меняет местонахождение Жука. Нужно довести Жука до дома и не выпустить его за края игрового поля.

Слайд 9

Красная клетка на игровом поле– это место старта, оттуда мы начинаем движение, зеленая – Дом Жука (финиш).

Слайд 10

Упражнение «Графический диктант» Как нужно рисовать эту фигуру?

Слайд 11

Игра «Летает - не летает»

Слайд 12

Запомни «летающих»

Слайд 13

Подведение итогов занятия - Что вам на занятии больше всего понравилось , запомнилось? Чему вы научились ? Какие предметы помогают нам ориентироваться в пространстве ? Люди каких профессий используют компас, рулетку или линейку?

Слайд 14

Домашнее задание 1. Проведите наблюдение : кто и для чего дома использует рулетку и линейку. 2. Узнайте у родителей, как они развивали свою память? Как они учили стихи, словарные слова?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений»

Данное занятие является 33 в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) и 3 во 2 классе.

Цель:  Развитие зрительной памяти,  пространственных представлений и

             произвольности средних движений.

Задачи:

образовательные: расширить представления учащихся о значении умения ориентироваться в пространстве, познакомить с предметами, определяющими направление и расстояние;

развивающие: развивать зрительную память, внимание, мышление, речь, произвольность поведения, учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, доски, тетради, в пространстве своего тела, обучать навыкам сотрудничества в парах;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам, определяющим направление и расстояние (компас, линейка), расширить знания учащихся о мире профессий.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, видеопрезентация, корзина, компас, рулетка, линейка, цветные карандаши, бумага формата А-4 и тетрадные листы в клетку по количеству участников, ручки, указка, карточки с заданиями для графического диктанта, лист с таблицей.

Ход занятия.

Этапы занятия

№ слайда

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Форма работы

Организационный этап (5 минут).

Приветствие

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте   поприветствуем друг друга, пожелаем друг другу здоровья, скажем «Здравствуй!»

На свободном пространстве класса. Участники образуют круг, берутся за руки   и говорят влево по цепочке  друг другу «Здравствуй, (Имя)».

групповая

Основной этап (25 минут).

Знакомство с целями занятия

Упражнение «Поезд»

Беседа с детьми

№ 2

- Ребята, сегодня мы с вами будем развивать память и учиться ориентироваться в пространстве. Для этого мы отправимся в путешествие в волшебную страну «Запомиландию» на поезде.

  Вставайте друг за другом, держитесь за пояс впереди стоя-щего человека. Поезд отправляется! Первый ребенок – «машинист», он будет вести поезд – двигаться по каби-нету. По моему пер-вому хлопку вы оста-навливаетесь, подхо-дите к корзине,  «ма-шинист» выбирает один предмет и переходит в конец поезда.  

По второму хлопку продолжаете движение с другим «машинистом».

- А теперь расскажите, какие предметы вы принесли? Для чего они нужны?

(если дети затрудняются  с ответами, то педагог-психолог сам знакомит детей с назначением).

- Люди каких профессий исполь-зуют эти предметы?  

 

Дети выполняют упражнение (двигаются по комнате, достают из корзины компас, рулетку,   ли-нейку)

Ответы детей (Чтобы ориен-тироваться на местности, не заблудиться, оп-ределять рас-стояние, измерять длину)

Ответы детей

(учитель, строитель, чертежник, инженер, архитектор, картограф)

групповая

фронтальная

Беседа с детьми

№ 3

- Мы в Запомиландии. Жители этой страны очень  доброжела-тельные и поделятся с вами играми и упражнениями, которые помогут вам стать более внимательными, лучше запоминать и ориентироваться в пространстве. 

 Дети садятся за парты. Слушают психолога.

групповая

Упражнение «Колечко»

№ 4

- Житель первого домика показывает вам упражнения, которые помогут   мозгу хорошо работать. Упражнение «Колечко»: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и последовательно указательный, средний и т.д. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

Педагог-психолог следит за правильностью выполнения упражнения.

- Скажем «Спасибо».

Дети выполняют упражнение

групповая

Упражнение «Марширование»

№ 5

-Выполним упраж-нение «Марширова-ние», чтобы дойти до следующего домика: Поднимите свою правую руку, теперь левую. Хорошо.

Шагаем на месте, при этом левой рукой касаемся правого бедра, а правой рукой  – левого.

Педагог-психолог обращает внимание детей на правильность выполнения.

Встают. Выполнение упражнения

групповая

Упражнение «Запомни и нарисуй»

№ 6

№ 7

- Житель второго домика поиграет с нами в игру «Запомни и нарисуй».  Посмотрите на слайд, запомните все фигуры, после этого вам нужно будет нарисовать их на своих листочках как можно точнее.

Время просмотра 20 сек.

- Зарисуйте фигуры, которые вы запомнили.

- Проверяйте в парах правильность выполнения.

Совместная проверка рисунков.

Дети выполняют упражнение

  (При обсуждении рисунков отмечается, сколько объектов воспроизведено правильно, правильно ли закрашены или заштрихованы объекты)

групповая

работа в парах

Упражнение «Жук»

№ 8

№ 9

- Житель третьего домика поиграет с вами в игру «Жук».

(педагог-психолог ориентирует детей в пространстве дос-  ки  : влево – вправо, вверх - вниз)  

Вы видите игровое поле размером 6 на 6 клеток. В центре одна красная клетка – это место старта, оттуда мы начинаем движе-ние. Участники по очереди дают коман-ды Жуку: «Влево», «вправо», «вверх», «вниз». Один участ-ник, «Следопыт», подходит к экрану и, выполняя команды остальных участ-ников, меняет место-нахождение Жука.  Нужно довести Жука до дома и не выпус-тить его за края игро-вого поля. Дом Жука – зеленая клетка.

Педагог-психолог показывает воз-можные направления движения, помогает правильно выполнить упражнение.

Дети выполняют упражнение: по очереди произносят команды, «Следопыт» указкой показывает движение Жука

(В роли «Следопыта» должен побывать каждый участник)

групповая

Упражнение «Графический диктант»

№ 10

- Вы научились ориентироваться   в пространстве доски. 

А теперь будете учиться ориенти-роваться в простран-стве тетрадного лис-та.

Работайте в паре с соседом по парте. Вот задание. Это фигура, которую вам нужно нарисовать на слух.

Одна команда – это одно направление, нужно указать на какое количество клеток следует передвинуться.

- Посмотрите на доску. Как нужно рисовать эту фигуру, начиная с синей точки?  

- Теперь рисуйте свои фигуры в паре.

Сначала первый ученик, не показывая фигуру, диктует второму как нужно ее рисовать. Потом диктует второй.

Педагог-психолог выясняет, всем ли понятно, как рисовать образец, как рисовать заданные фигуры. При необходимости оказывает помощь.  

Ответы детей

(одна клеточка вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вправо, вниз,3 клетки влево).

Дети выполняют упражнение

работа в па-рах

Упражнение «Летает – не летает»

Выставка рисунков

№ 11

№ 12

- И еще один житель предлагает вам сыграть. Сначала вспомним, что на свете может летать?

- Играем в игру «Летает – не летает».   Если   названный предмет или существо умеет летать, то вы поднимаете руки  вверх, если не летает – приседаете.

 - Бабочка, белка, вертолет, Баба – Яга, самолет, медведь,   воздушный шар, колобок, Змей-Горыныч.

- Посмотрите на доску. Здесь все названные  предметы и существа. Нужно запомнить их место расположения и в своих таблицах нарисовать только летающих.  Они нам помогут прилететь из Запомиландии обрат-но в класс.

(педагог-психолог помогает выполнить упражнение)

- Молодцы! Спасибо за рисунки.

Ответы детей

(сказочные персонажи и транспортные средства, живые существа, которые могут летать: само-лет, вертолет, Баба-Яга, Фея, воздушный шар, дельтаплан, насекомые, птицы)

Выполнение упражнения

Дети рисуют

фрон-таль-ная

груп-повая

Заключительный этап (10 минут).

Подведение итогов.

Рефлексия.

№ 13

- Подведем итоги нашего путешествия. Что вам на занятии больше всего понра-вилось, запомнилось?

- Чему вы научились?

- Какие предметы помогают нам ориентироваться в пространстве? (психолог коммен-тирует: на местнос-ти помогает компас, в комнате рулетка, на бумаге   линейка).

- Вы сегодня на занятии учились ориентироваться в пространстве комна-ты, когда выполняли упражнение «Поезд», в пространстве своего тела в упражнении «Марширование» (левая-правая рука и нога), в пространстве доски   ориентиро-вались в упражнении «Жук», «Запомни и нарисуй», в простран-стве листа – «Графи-ческий диктант», «Ле-тает – не летает», в пространстве комна-ты – «Летает – не летает» (верх – низ).

- Вспомним, люди каких профессий используют компас, рулетку или линейку?

  

Ответы детей

(научились запоминать, быть внимательными, узнали игры для развития памя-ти; компас, ли-нейка)

Ответы детей

индивидуальная

фронтальная

Домашнее задание

Прощание

№ 14

- Домашнее задание:   1. Проведите наблю-дение: кто и для чего дома использует ру-летку и линейку.

2. Узнайте у роди-телей, как они развивали свою память? Как они учили стихи, словарные слова?

С ответа на этот воп-рос мы начнем сле-дующее занятие.

- Наше занятие подошло к концу. Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу: Всем – всем хорошего настроения!

Приложение 1. Задания к упражнению «Графический диктант»

                                         

Линия разреза            __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __

                                          

Линия разреза            __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __

                             

Линия разреза            __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __

                                       

Приложение 2. Таблица для игры «Летает – не летает»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию пространственных представлений у учащихся 3 класса коррекционной школы «Спасение принцессы»

Занятие для детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталось) начальной школы по развитию пространчственных отношений и навыков взаимодействия друг с другом....

Конспект дефектологического занятия на тему: «Развитие пространственных представлений» с обучающимися 1 класса (ОВЗ ЗПР)

Учитель-дефектолог: Тимошина Александра Вадимовна Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости....

Конспект внеурочного занятия "Развитие слуховой памяти. Развития мышления." (курс "Умники и умницы", 1 класс)

Планируемые результаты:-Предметные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);уметь решать логико-поисковые задания.-Личностные:самоо...

Конспект внеурочного занятия «Развитие слуховой памяти и логического мышления» 2 класс курс: "Юные умники и умницы"

Название кружка: «Юные умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальная Класс / возраст детей: 2-6 класс, 7-8 летТема: Развитие слуховой памяти. Решение логичес...

Конспект внеурочного занятия «Развитие зрительной памяти»

Конспект внеурочного занятия «Развитие зрительной памяти».  Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс / возраст детей: 3 «Е» класс / 9 летТема...

Конспект внеурочного занятия "Развитие зрительной памяти" (3 класс)

Тема: «Развитие зрительной памяти»Планируемые результаты: Предметные результаты:✓   научатся запоминать информацию с помощью зрительной памяти;✓   усовершенствуют логич...