РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театральные игры»
рабочая программа (3 класс)
Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.
При поступлении в школу многие дети, особенно не посещавшие детский сад, нечетко говорят, стеснительны, не владеют произвольностью поведения, не могут правильно выразить свои эмоции, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью, у некоторых – проблемы в общении со сверстниками.
Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Актуальность программы курса «Театральные игры» состоит в том, что игровая театральная деятельность отвечает природосообразности младшего школьного возраста, для которого игра хотя и не является ведущим, но продолжает оставаться важнейшим видом деятельности, создающим условия для личностного развития и творческого самовыражения.
Программа будет иметь в большей степени социально-педагогическую направленность, а не художественно-эстетическую. Погружаясь в творческий процесс, дети получат опыт и навыки сотрудничества, расширится сфера межличностного общения, самооценки и самореализации детей. На занятиях будут решаться задачи совершенствования основных психических процессов ребенка и комплексного развития детских способностей через игру и участие в инсценировках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr.igry_.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района
Омской области
«Элитовская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № ________ от «___» _______ 20__ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР: ______ С. Г. Мотрич «____»______ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _________ Н. В. Терехов «____» _________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Театральные игры»
Составитель:
Жукова Светлана Николаевна
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.
При поступлении в школу многие дети, особенно не посещавшие детский сад, нечетко говорят, стеснительны, не владеют произвольностью поведения, не могут правильно выразить свои эмоции, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью, у некоторых – проблемы в общении со сверстниками.
Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Актуальность программы курса «Театральные игры» состоит в том, что игровая театральная деятельность отвечает природосообразности младшего школьного возраста, для которого игра хотя и не является ведущим, но продолжает оставаться важнейшим видом деятельности, создающим условия для личностного развития и творческого самовыражения.
Программа будет иметь в большей степени социально-педагогическую направленность, а не художественно-эстетическую. Погружаясь в творческий процесс, дети получат опыт и навыки сотрудничества, расширится сфера межличностного общения, самооценки и самореализации детей. На занятиях будут решаться задачи совершенствования основных психических процессов ребенка и комплексного развития детских способностей через игру и участие в инсценировках.
Цель программы:
Социально-адаптивная: реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть их творческий потенциал.
Коррекционно-развивающая: развить психологические, эстетические и этические качества личности.
Обучающая: научить применять выразительные средства для создания образа персонажа (речевую интонацию, мимику, жест, движение, позу)
Задачи программы:
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения);
- развитие навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;
- раскрытие и развитие творческих способностей детей;
- совершенствование речи, воспитание культуры речевого общения и навыков публичных выступлений;
- пробуждение у детей интереса к театральному искусству;
В работе объединения принимают участие дети 6 - 8 лет.
Срок реализации программы – 1 год
Занятия проходят один раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень адаптации ребенка к школе, развитость воображения, произвольности внимания, памяти, поведения;
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации), творческая активность ребёнка;
- наличие навыков культуры речевого общения и публичных выступлений;
- сформированность интереса к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в театральных постановках и праздниках.
Формы проведения занятий:
игры и упражнения общего курса (развитие речи, памяти, мышления, воображения, формирование навыков общения);
творческие задания, театрализованные игры.
Формы организации детей: коллективная, индивидуальная, групповая.
Подведение итогов в форме выступления перед детьми и родителями - участие в конкурсах чтецов, творческих фестивалях.
Прогнозируемые результаты:
В процессе занятий дети научатся управлять своим вниманием, у них разовьется ассоциативное мышление, эмоциональная сфера, способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, способность взаимодействовать с партнером.
Дети узнают важнейшие средства выразительности при создании образа персонажа (интонацию, мимику, жест, движение, позу), научатся проявлять артистическую смелость при выполнении заданий, избавятся от комплексов.
.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Основу практической части предмета составили народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссёрские игры. Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются путём игровой методики. В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы «Искусство театра».
Существует множество подходов к классификации видов игр по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности.
Основные типы игр:
-игры с фиксированными, открытыми правилами (дидактические, познавательные и подвижные, игры развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы);
-игры со скрытыми правилами (сюжетные игры: ролевые, режиссёрские, игры-драматизации).
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются именно указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата урока | Примечания |
1 | Основы театральной игры. Формы и виды игр. Индивидуальные, парные, коллективные; настольные, игры на воздухе. | 1 | ||
Подвижные, спортивные, развивающие, интеллектуальные, музыкальные. | 1 | |||
Сюжетные, ролевые игры. | 2 | |||
2 | Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти. Упражнения с предметами. Игра «Руки – ноги». Упражнения со стульями. Игра «Есть ли нет?» | 1 | Чурилова Стр. 24. | |
Игры: «Передай позу», «Запомни фотографию», «Кто во что одет?» | 1 | Чурилова Стр. 26 | ||
Игры: «Внимательные матрешки», «Дружные звери» | 1 | Чурилова Стр.27 | ||
Игры: «Живой телефон», «Поварята». | 1 | Чурилова Стр.29, 30 | ||
3 | Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. «Кулачки», «Олени». | 1 | Клюева Стр.74 | |
Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса. «Пружинки», «Штанга»,Кораблик». | 1 | Клюева Стр. 100 | ||
Упражнения на расслабление мышц живота. «Шарик», «Стульчик». | 1 | Клюева Стр. 101 | ||
Упражнения для расслабления мышц шеи и речевого аппарата. «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на замочке», «Лягушки», «Орешек» | 1 | Клюева Стр. 102 - 105 | ||
Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата. «Сердитый язык», «Горошина», «Горка» | 1 | Клюева Стр. 107 - 110 | ||
4 | Игры для развития фантазии и воображения. Игра: « Угадай: что я делаю?» | 1 | Чурилова стр.33 | |
Игры: «Превращение предмета», «Превращение комнаты». | 1 | Чурилова Стр.35 | ||
Игра: «Превращение детей» | 1 | Чурилова стр. 35 | ||
Игра: «Что мы сделали, не скажем, но зато мы вам покажем!» | 1 | Чурилова Стр.36 | ||
Игра: «Король» | 1 | Чурилова Стр.37 | ||
5 | Игры для развития сценического Общения Игра: «Три подружки», упражнения с игрушками. | 2 | Клюева стр.33, Буренина стр.49 | |
Игра: «Веселые обезьянки» | 2 | Чурилова Стр.28 | ||
Игра: Скульптор и Глина» | 2 | Буренина стр.48 | ||
Игра: «Зеркало» | 2 | Буренина стр.49 | ||
Упражнения по этикету и культуре поведения. | 2 | |||
6 | Народные игры Игры: «Аленушка и Иванушка», «Петушиный бой» | 1 | ||
Игры: «Пирог», «Курочки и Петушки» | 2 | |||
Игры: «Утка, Гусь», «Игра с платочком» | 2 | |||
7 | Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные) Игры: «Муравьи», «Кактус и ива» | 2 | Чурилова стр.41 | |
Игры: «Мокрые котята», «Штанга» | 2 | Чурилова стр.42 | ||
Игры: «Самолеты и бабочки», «Буратино и Пьеро» | 2 | Чурилова стр.43 | ||
Игры: «Баба – Яга», «Снежная королева» | 2 | Чурилова стр.44 | ||
Игры: «Бабушка Маланья», «Заводная кукла» | 2 | Чурилова стр.48,49 | ||
Игры: «Медведи в клетке», «Ежик» | 2 | Чурилова стр.50, 51 | ||
Игры: «Профессии» | 2 | Образцова стр.71 | ||
Игры на тему: «Школа» | 2 | Образцова стр.109 | ||
Игры на тему: «Мама, папа, я» | 2 | Образцова стр.5 | ||
Игры: «Поиграем в сказку!» | 2 | |||
8 | Режиссёрские игры Воспроизведение сказки «Репка» | 2 | ||
Воспроизведение сказки «Колобок» | 2 | |||
Режиссерские игры профессиональной напрвленности | 2 | |||
Игра: «День рожденья» | 4 | |||
Игры в семейные праздники | 4 | |||
9 | Итоговое занятие | 1 | ||
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка "Чудесники"
Рабочая программа составлена в соответствиии с ФГОС. Расчитана на детей 6-8 летнего возраста....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности – «Театральная студия» Общекультурное направление
Пояснительн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная карусель» (4-й год обучения)
Программа «Театральная карусель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" 2 класс
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....