РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театральные игры»
рабочая программа (3 класс)

Жукова Светлана Николаевна

Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения  и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.    

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.

При поступлении  в школу многие дети, особенно не посещавшие детский сад, нечетко говорят, стеснительны, не владеют произвольностью поведения, не могут правильно выразить свои эмоции, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью, у некоторых – проблемы в общении со сверстниками.

Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Актуальность программы курса «Театральные игры» состоит в том, что игровая театральная деятельность отвечает природосообразности младшего школьного возраста, для которого игра хотя и не является ведущим, но продолжает оставаться важнейшим видом деятельности, создающим условия для личностного развития и творческого самовыражения. 

Программа будет иметь в большей степени социально-педагогическую направленность, а не художественно-эстетическую. Погружаясь в творческий процесс, дети получат опыт и навыки сотрудничества, расширится сфера межличностного общения, самооценки и самореализации детей. На занятиях  будут решаться задачи совершенствования основных психических процессов ребенка  и комплексного развития детских способностей через игру и участие в инсценировках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatr.igry_.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Элитовская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № ________

от «___» _______ 20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР:

______ С. Г. Мотрич

«____»______ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_________ Н. В. Терехов

«____» _________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по внеурочной деятельности

«Театральные игры»

Составитель:

Жукова Светлана Николаевна

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана способствовать профилактике асоциального поведения  и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.    

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.

При поступлении  в школу многие дети, особенно не посещавшие детский сад, нечетко говорят, стеснительны, не владеют произвольностью поведения, не могут правильно выразить свои эмоции, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью, у некоторых – проблемы в общении со сверстниками.

Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Актуальность программы курса «Театральные игры» состоит в том, что игровая театральная деятельность отвечает природосообразности младшего школьного возраста, для которого игра хотя и не является ведущим, но продолжает оставаться важнейшим видом деятельности, создающим условия для личностного развития и творческого самовыражения. 

Программа будет иметь в большей степени социально-педагогическую направленность, а не художественно-эстетическую. Погружаясь в творческий процесс, дети получат опыт и навыки сотрудничества, расширится сфера межличностного общения, самооценки и самореализации детей. На занятиях  будут решаться задачи совершенствования основных психических процессов ребенка  и комплексного развития детских способностей через игру и участие в инсценировках.

          Цель программы:

               Социально-адаптивная: реализовать индивидуальные возможности и потребности  детей в самовыражении и развитии, раскрыть  их творческий потенциал.      

Коррекционно-развивающая: развить психологические, эстетические и этические качества личности.

Обучающая: научить применять  выразительные средства для создания образа персонажа (речевую интонацию, мимику, жест, движение, позу)

Задачи программы:

 - развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения);

           - развитие навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;

 - раскрытие и развитие творческих способностей детей; 

 - совершенствование  речи, воспитание культуры речевого общения и навыков  публичных выступлений;

           - пробуждение у детей интереса к театральному искусству;

В работе объединения принимают участие дети 6 - 8 лет.

Срок реализации программы – 1 год    

Занятия проходят один раз в неделю.                                                                

Ожидаемые результаты:

- высокий уровень адаптации ребенка к школе, развитость воображения, произвольности внимания, памяти, поведения;

  - раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации), творческая активность ребёнка;

- наличие навыков культуры речевого общения и публичных выступлений;

- сформированность интереса к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в театральных постановках и праздниках.

Формы проведения занятий:

 игры и упражнения общего курса (развитие речи, памяти, мышления, воображения, формирование навыков общения);

творческие задания, театрализованные игры.

Формы организации детей: коллективная, индивидуальная, групповая.

Подведение итогов в форме выступления перед детьми и родителями - участие в конкурсах чтецов, творческих фестивалях.

Прогнозируемые результаты:

В процессе занятий дети научатся управлять своим вниманием, у них разовьется ассоциативное мышление, эмоциональная сфера,  способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, способность взаимодействовать с партнером.

Дети узнают важнейшие средства выразительности при создании образа персонажа (интонацию, мимику, жест, движение, позу), научатся проявлять артистическую смелость  при выполнении заданий, избавятся от комплексов.

.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Основу практической части предмета составили народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссёрские игры. Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются путём игровой методики. В итоге обучения происходит накопление знаний, умений, навыков, необходимых для следующих этапов освоения программы «Искусство театра».

Существует множество подходов к классификации видов игр по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности.

Основные типы игр:

-игры с фиксированными, открытыми правилами (дидактические, познавательные и подвижные, игры развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы);

-игры со скрытыми правилами (сюжетные игры: ролевые, режиссёрские, игры-драматизации).

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются именно указанные игры, либо в "чистом" виде,  либо  в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата  урока

Примечания

1

Основы театральной игры.

Формы и виды игр.

Индивидуальные, парные, коллективные; настольные, игры на воздухе.

1

Подвижные, спортивные, развивающие, интеллектуальные, музыкальные.

1

Сюжетные, ролевые игры.

2

2

Игровые   комплексы   различных

типов для развития   внимания и памяти.  Упражнения с предметами.  Игра «Руки – ноги». Упражнения со стульями. Игра «Есть ли нет?»

1

Чурилова

Стр. 24.

Игры: «Передай позу», «Запомни фотографию», «Кто во что одет?»

1

Чурилова

Стр. 26

Игры: «Внимательные матрешки», «Дружные звери»

1

Чурилова

Стр.27

Игры: «Живой телефон», «Поварята».

1

Чурилова

Стр.29, 30

3

Игровые  комплексы  для  снятия

излишнего мышечного напряжения.

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

«Кулачки», «Олени».

1

Клюева

Стр.74

Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса.

«Пружинки», «Штанга»,Кораблик».

1

Клюева

Стр. 100

Упражнения на расслабление мышц живота.

«Шарик», «Стульчик».

1

Клюева

Стр. 101

Упражнения для расслабления мышц шеи и речевого аппарата.

«Любопытная Варвара», «Хоботок»,

«Рот на замочке», «Лягушки», «Орешек»

1

Клюева

Стр. 102 - 105

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата.

«Сердитый язык», «Горошина», «Горка»

1

Клюева

Стр. 107 - 110

4

Игры  для  развития  фантазии  и

воображения.

Игра: « Угадай: что я делаю?»

1

Чурилова стр.33

Игры: «Превращение предмета», «Превращение комнаты».

1

Чурилова

Стр.35

Игра: «Превращение детей»

1

Чурилова стр. 35

Игра: «Что мы сделали, не скажем, но зато мы вам покажем!»

1

Чурилова

Стр.36

Игра: «Король»

1

Чурилова

Стр.37

5

Игры для развития сценического

Общения

Игра: «Три подружки», упражнения с игрушками.

2

Клюева стр.33,

Буренина стр.49

Игра: «Веселые обезьянки»

2

Чурилова

Стр.28

Игра: Скульптор и Глина»

2

Буренина стр.48

Игра: «Зеркало»

2

Буренина стр.49

  Упражнения по этикету и культуре поведения.

2

6

Народные игры

Игры: «Аленушка и Иванушка», «Петушиный бой»

1

Игры: «Пирог», «Курочки и Петушки»

2

Игры: «Утка, Гусь», «Игра с платочком»

2

7

Сюжетно-ролевые игры (в том

числе музыкальные)

Игры: «Муравьи», «Кактус и ива»

2

Чурилова стр.41

Игры: «Мокрые котята», «Штанга»

2

Чурилова стр.42

Игры: «Самолеты и бабочки», «Буратино и Пьеро»

2

Чурилова стр.43

Игры: «Баба – Яга», «Снежная королева»

2

Чурилова стр.44

Игры: «Бабушка Маланья», «Заводная кукла»

2

Чурилова стр.48,49

Игры: «Медведи в клетке», «Ежик»

2

Чурилова стр.50, 51

Игры: «Профессии»

2

Образцова стр.71

Игры на тему: «Школа»

2

Образцова стр.109

Игры на тему: «Мама, папа, я»

2

Образцова стр.5

Игры: «Поиграем в сказку!»

2

8

Режиссёрские игры

Воспроизведение сказки «Репка»

2

Воспроизведение сказки «Колобок»

2

Режиссерские игры профессиональной напрвленности

2

Игра: «День рожденья»

4

Игры в семейные праздники

4

9

Итоговое занятие

1

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка "Чудесники"

Рабочая программа составлена в соответствиии с ФГОС. Расчитана на детей 6-8 летнего возраста....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная карусель» (4-й год обучения)

Программа «Театральная карусель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" 2 класс

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....