Интеллектуальные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья (1 класс)

Курилова Нина

 

Интеллектуальное развитие обучающегося оказывает существенное влияние на способность освоения им образовательной программы. У обучающихся  с ОВЗ с нарушениями развития ментальной сферы может наблюдаться несоответствие между уровнем интеллектуального развития и поведением.

Например, ребенок понимает, что ему говорят, хорошо усваивает новый материал, но ведет себя «плохо», отвлекается, неусидчив, провоцирует сверстников на асоциальное поведение. То есть при близком к норме уровне интеллектуального развития у ребенка может быть низкий уровень саморегуляции, невозможность осуществлять контроль за своим поведением. Педагоги  могут объяснять ребенку, как себя правильно вести, ребенок может говорить, что все понял, но продолжать вести себя «плохо». В таких случаях мы говорим о сниженной степени контроля за своим поведением у ребенка.

Также у обучающегося может присутствовать в суждениях какая-либо установка, из-за которой он не может поступить иначе.

Выявить противоречия, а также уровень развития интеллектуальной сферы помогут наблюдение за поведением обучающегося, консультации психолога, а также беседы на свободные темы с самим обучающимся.  

Во многом развитию интеллектуальной сферы способствует правильно подобранные похвала и поощрения. Например:

·        словесная похвала (высказывания «Молодец», «Отлично», «Очень хорошо» или запись в дневнике, похвала в присутствии других и родителей и т.п.);

·        материальные поощрения (жетоны, звездочки, призы, грамоты и т.п.), важно, чтобы ребенку было понятно, что это награда и за что;

·        отсроченная награда (возможность поиграть на планшете, поход в музей, прогулка в интересное место, дополнительное время в комнате сенсорной разгрузки и т.д.);

·        пищевое подкрепление (используется в работе с детьми, которым сложно понять, что их хвалят, другим способом). Например, за правильно выполненное задание или усидчивость в течение определенного времени дают небольшой кусочек любимой еды;

·        физический контакт (похлопывание по плечу, хлопки ладонями «Дай пять!» и другие социально приемлемые в условиях школы способы физического контакта).

Наблюдая за ребенком, очень важно выявить степень терпимости к дискомфортному состоянию. Благодаря этому мы можем предотвратить нежелательное поведение до его возникновения. Ранние проявления дискомфорта можно заметить по следующим признакам: ерзание на стуле, тихие звуковые сигналы, безучастность, незаинтересованность в том, что происходит на уроке, повышение отвлекаемости, уход в стереотипные движения, изменение позы (сидел ровно, а теперь начинает сползать со стула).

Вышесказанное можно также дополнить следующими особенностями, характерными для обучающихся с РАС и другими нарушениями развития ментальной сферы:

·        неравномерность развития разных сфер жизни;

·        рассогласованная работа сенсорных систем;

·        высокий уровень тревожности и низкая мотивация к изучению окружающего мира;

·        доверчивость;

·        низкая познавательная мотивация;

·        неспособность терпеть дискомфорт физического состояния (жары, холода и т.п.).

В познавательной сфере наблюдаются:

·        неустойчивость внимания: ребенок «застревает» в несущественной, с точки зрения педагога, деятельности, часто отвлекается во время работы над важными моментами;

·        особенности работы памяти: быстрое забывание материала, неспособность

воспроизвести то, что ребенок знает, по просьбе учителя. Например, дома ребенок

рассказывает стихотворение или решает задачу, а на уроке это сделать не может;

·        сложности в построении логических связей, аналитико-синтетических процессах, как следствие, непонимание материала, неспособность ответить на вопрос: «Что сегодня было в школе?».

Отмеченные особенности познавательной сферы приводят к тому, что ребенок испытывает трудности:

·        в саморегуляции и понимании того, что с ним происходит; может не ответить на вопросы: «Ты себя плохо чувствуешь? У тебя что-нибудь болит? Чем тебе помочь?»;

·        в установлении причинно-следственных связей в ситуации общения с людьми;

·        в понимании абстрактных понятий;

·        в планировании и ориентировке во времени;

·        в умении записать то, что слышит, или рассказать то, о чем написал.

Таким образом, интеллектуальное развитие обучающегося  оказывает существенное влияние на способность им образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные особенности обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Интеллектуальное развитие обучающегося оказывает существенное влияние на способность освоения им образовательной программы. У обучающихся  с ОВЗ с нарушениями развития ментальной сферы может наблюдаться несоответствие между уровнем интеллектуального развития и поведением.

Например, ребенок понимает, что ему говорят, хорошо усваивает новый материал, но ведет себя «плохо», отвлекается, неусидчив, провоцирует сверстников на асоциальное поведение. То есть при близком к норме уровне интеллектуального развития у ребенка может быть низкий уровень саморегуляции, невозможность осуществлять контроль за своим поведением. Педагоги  могут объяснять ребенку, как себя правильно вести, ребенок может говорить, что все понял, но продолжать вести себя «плохо». В таких случаях мы говорим о сниженной степени контроля за своим поведением у ребенка.

Также у обучающегося может присутствовать в суждениях какая-либо установка, из-за которой он не может поступить иначе.

Выявить противоречия, а также уровень развития интеллектуальной сферы помогут наблюдение за поведением обучающегося, консультации психолога, а также беседы на свободные темы с самим обучающимся.  

Во многом развитию интеллектуальной сферы способствует правильно подобранные похвала и поощрения. Например:

·        словесная похвала (высказывания «Молодец», «Отлично», «Очень хорошо» или запись в дневнике, похвала в присутствии других и родителей и т.п.);

·        материальные поощрения (жетоны, звездочки, призы, грамоты и т.п.), важно, чтобы ребенку было понятно, что это награда и за что;

·        отсроченная награда (возможность поиграть на планшете, поход в музей, прогулка в интересное место, дополнительное время в комнате сенсорной разгрузки и т.д.);

·        пищевое подкрепление (используется в работе с детьми, которым сложно понять, что их хвалят, другим способом). Например, за правильно выполненное задание или усидчивость в течение определенного времени дают небольшой кусочек любимой еды;

·        физический контакт (похлопывание по плечу, хлопки ладонями «Дай пять!» и другие социально приемлемые в условиях школы способы физического контакта).

Наблюдая за ребенком, очень важно выявить степень терпимости к дискомфортному состоянию. Благодаря этому мы можем предотвратить нежелательное поведение до его возникновения. Ранние проявления дискомфорта можно заметить по следующим признакам: ерзание на стуле, тихие звуковые сигналы, безучастность, незаинтересованность в том, что происходит на уроке, повышение отвлекаемости, уход в стереотипные движения, изменение позы (сидел ровно, а теперь начинает сползать со стула).

Вышесказанное можно также дополнить следующими особенностями, характерными для обучающихся с РАС и другими нарушениями развития ментальной сферы:

·        неравномерность развития разных сфер жизни;

·        рассогласованная работа сенсорных систем;

·        высокий уровень тревожности и низкая мотивация к изучению окружающего мира;

·        доверчивость;

·        низкая познавательная мотивация;

·        неспособность терпеть дискомфорт физического состояния (жары, холода и т.п.).

В познавательной сфере наблюдаются:

·        неустойчивость внимания: ребенок «застревает» в несущественной, с точки зрения педагога, деятельности, часто отвлекается во время работы над важными моментами;

·        особенности работы памяти: быстрое забывание материала, неспособность

воспроизвести то, что ребенок знает, по просьбе учителя. Например, дома ребенок

рассказывает стихотворение или решает задачу, а на уроке это сделать не может;

·        сложности в построении логических связей, аналитико-синтетических процессах, как следствие, непонимание материала, неспособность ответить на вопрос: «Что сегодня было в школе?».

Отмеченные особенности познавательной сферы приводят к тому, что ребенок испытывает трудности:

·        в саморегуляции и понимании того, что с ним происходит; может не ответить на вопросы: «Ты себя плохо чувствуешь? У тебя что-нибудь болит? Чем тебе помочь?»;

·        в установлении причинно-следственных связей в ситуации общения с людьми;

·        в понимании абстрактных понятий;

·        в планировании и ориентировке во времени;

·        в умении записать то, что слышит, или рассказать то, о чем написал.

Таким образом, интеллектуальное развитие обучающегося  оказывает существенное влияние на способность им образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Статья на тему "Особенности подхода к отбору речевого материала при организации внеклассных мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху"

Статья содержит сведения, которые могут представлять интерес для педагогов общего и дополнительного образования, участвующих в процессе педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей  ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...

Особенности формирования базовых учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе.

Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и свер...

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В статье рассказывается об особенностях  построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....