Особенности формирования базовых учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Сарычева Серина Тимергалеевна

Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В целях организации успешного обучения младших школьников осуществляется учет особенностей их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. 

Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_bud_1_klass.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Особенности формирования базовых учебных действий

обучающихся с ОВЗ  1 класс»



        

        Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В целях организации успешного обучения младших школьников осуществляется учет особенностей их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

        Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

        Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации программ по учебным предметам на 1 этапе обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает решение следующих основных задач:

- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;

- формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;

- формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

- обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.);

- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование основ элементарных знаний по учебным предметам на первом этапе обучения;

- достижение планируемых результатов освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программ учебных предметов 1 класса с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Формирование базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Они конкретизируют требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служат основой разработки программ учебных дисциплин.

Формирование БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

Основа формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность  обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия включают следующие умения: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку

деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные учебные действия:

Познавательные учебные действия включают умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками,

символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных  и электронных и других носителях).

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -  ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение  в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп

БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

    1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет   действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5  баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


Технологическая карта урока

Учебный предмет: чтение

Ф.И.О. учителя:

Класс: 1 А

Тип урока:

комбинированный

Основные методы, технологии:  словесные, наглядные, практические;  игровые, компьютерные.

Тема: Звук и буква С,с. Выделение звука с и знакомство с буквой С,с. Слова, которые начинаются со звука с.

Цель урока: познакомить со звуком и буквой с; учить выделению звука с  в словах;  

Задачи урока:

Образовательная: учить правильному и чёткому произношению звука  [с], учить определять позиции звука [с ] в слове.

Коррекционная: корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся; развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательная: воспитывать положительные черты характера.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые базовые учебные действия

Методы и приемы обучения

Средства обучения

1. Организационный момент.

- Раз- два, выше голова, три-четыре, руки шире, пять-шесть, тихо сесть.

Повтор вместе с учителем, слова и движения.

регулятивные

адекватно использовать ритуалы

школьного поведения (поднимать

руку, вставать и выходить из-за

парты и т. д.)

Словесный метод  

2. Артикуляционная гимнастика

- чистоговорка

«вкусное варенье», «месим тесто»

 

ма-ма-ма всё я делаю сама

му-му-му в руки букву я возьму

мо-мо-мо Маша любит  эскимо

Повтор вместе с учителем, слова и движения.

регулятивные

принимать цели и произвольно

включаться в деятельность,

следовать предложенному плану и

работать в общем темпе

Словесный метод

слайды

3. Повторение

- какие буквы мы изучили? В каком замке живут звуки? Почему?

Учитель раздает каждому ученику листы с хаотично разбросанными по нему буквами. Учащимся необходимо обвести карандашом те буквы, которые изучили.

А    м    Б   в   о  Г   Д   У  Б    х  У   к  а    Х О  у  М

А    Г   Д   У  м    Б   в   о  х  Б    У   М О  у к  а    Х  

- чтение букв, слогов и слов по цепочке

- а, у, м, о

- в красном замке живут звуки и буквы а, у, о – поющие, гласные звуки;

м  в синем замке, не поющий согласный звук.

- учащиеся самостоятельно выполняют задание

А  у  м о    ау  уа  ам  ум  ом  ма  му  мо ма-ма му- му

Познавательные

делать простейшие обобщения,

сравнивать, классифицировать

на наглядном материале

регулятивные

активно участвовать в деятельности,

контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников

Наглядный метод, выполнение задания по опоре

Практический метод,

 выполнение задания по  карточке

Наглядно-практический метод

Карточки и картинки с буквами,

Карточки с заданием,

слайд

4. Физминутка

Регулятивные

 использовать принятые ритуалы

социального взаимодействия с

одноклассниками и учителем

Наглядно-практический метод

видео

5. Работа  по теме

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Я буду показывать картинки, а вы называете то, что нарисовано.

(слон, снег, сосулька, сосиска)

- Назовите первый звук в каждом слове.

Давайте попробуем его пропеть. (Учитель с учащимися пытаются пропеть звук). Мы можем это сделать.

А что мы знаем про звуки, которые не можем пропеть?

Значит, мы с вами познакомились с новым согласным звуком С.  Он согласный, не поется, синего цвета.

-работа с кассой букв

- буква Сс, большая печатная, маленькая печатная

Слон, снег, сосулька, сосиска.

Названия всех предметов начинаются на звук с.  

Нет

Не поющий согласный звук, живёт в синем замке.

Дети показывают буквы

коммуникативные

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

познавательные

делать простейшие обобщения,

сравнивать, классифицировать

на наглядном материале

Наглядно-практический метод

Слайды, разрезные буквы.

6. Закрепление

Упражнение на выделение звука в словах.

Учитель произносит слова, в которых есть или нет звука С: снег, учитель, краски, стол, лампа, тетрадь, свет, пол, осень.

Учащиеся выполняют движения: хлопнуть в ладоши, если они услышат в названном слове звук С.

Коммуникативные

слушать и понимать инструкцию к

учебному заданию в разных видах

деятельности и быту

познавательные

выделять существенные, общие

и отличительные свойства

предметов

Практический метод, дидактическая игра

7. Итог урока.

- с какой буквой познакомились?

 Что узнали?

- Сегодня очень хорошо выполнял задания и  соблюдал правила поведения на уроке …  Молодец!

Звук и буква Сс, согласный не поющий звук, живёт в синем замке.

Регулятивные

соотносить свои действия и их

результаты с заданными образцами,

принимать оценку деятельности,

оценивать ее с учетом

предложенных критериев,

корректировать свою деятельность с

учетом выявленных недочетов

познавательные

делать простейшие обобщения,

сравнивать, классифицировать

на наглядном материале

личностные

понимание личной ответственности

за свои поступки на основе

представлений о этических нормах

и правилах поведения в обществе

Словесный метод


Литература:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  2. Астапов В.М. Особенности адаптации ребенка к школе // Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним: Методические рекомендации. – М., 2009.
  3. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  4. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №3.
  5. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развития / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
  6. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с
  7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
  8. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180
  9. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеучебной деятельности: методические рекомендации / авт. Кузма Л.П., Клещева Л.А. – Краснодар, 2016.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ

Важнейшей задачей совремменой системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Вс...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД). В докладе раскрывается цель, задачи реализации программы по формированию БУД обучающихся с умст...

Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."

В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС....

Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.

Социализаця детей с ограниченными возможностями здоровья является важной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваюся современные подходы к решению данной проблемы на основе разнооб...

Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса

Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жиз...

Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.

В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....