Особенности формирования базовых учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В целях организации успешного обучения младших школьников осуществляется учет особенностей их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_bud_1_klass.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности формирования базовых учебных действий
обучающихся с ОВЗ 1 класс»
Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В целях организации успешного обучения младших школьников осуществляется учет особенностей их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации программ по учебным предметам на 1 этапе обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает решение следующих основных задач:
- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
- формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;
- формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
- обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.);
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование основ элементарных знаний по учебным предметам на первом этапе обучения;
- достижение планируемых результатов освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программ учебных предметов 1 класса с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Формирование базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с умственной отсталостью
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Они конкретизируют требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служат основой разработки программ учебных дисциплин.
Формирование БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.
Основа формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия включают следующие умения: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия включают умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками,
символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: чтение | Ф.И.О. учителя: | ||||||
Класс: 1 А | Тип урока: комбинированный | Основные методы, технологии: словесные, наглядные, практические; игровые, компьютерные. | |||||
Тема: Звук и буква С,с. Выделение звука с и знакомство с буквой С,с. Слова, которые начинаются со звука с. | |||||||
Цель урока: познакомить со звуком и буквой с; учить выделению звука с в словах; | |||||||
Задачи урока: | |||||||
Образовательная: учить правильному и чёткому произношению звука [с], учить определять позиции звука [с ] в слове. | |||||||
Коррекционная: корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие учащихся; развивать артикуляционный аппарат. | |||||||
Воспитательная: воспитывать положительные черты характера. | |||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые базовые учебные действия | Методы и приемы обучения | Средства обучения | ||
1. Организационный момент. | - Раз- два, выше голова, три-четыре, руки шире, пять-шесть, тихо сесть. | Повтор вместе с учителем, слова и движения. | регулятивные адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Словесный метод | |||
2. Артикуляционная гимнастика - чистоговорка | «вкусное варенье», «месим тесто»
ма-ма-ма всё я делаю сама му-му-му в руки букву я возьму мо-мо-мо Маша любит эскимо | Повтор вместе с учителем, слова и движения. | регулятивные принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Словесный метод | слайды | ||
3. Повторение | - какие буквы мы изучили? В каком замке живут звуки? Почему? Учитель раздает каждому ученику листы с хаотично разбросанными по нему буквами. Учащимся необходимо обвести карандашом те буквы, которые изучили. А м Б в о Г Д У Б х У к а Х О у М А Г Д У м Б в о х Б У М О у к а Х - чтение букв, слогов и слов по цепочке | - а, у, м, о - в красном замке живут звуки и буквы а, у, о – поющие, гласные звуки; м в синем замке, не поющий согласный звук. - учащиеся самостоятельно выполняют задание А у м о ау уа ам ум ом ма му мо ма-ма му- му | Познавательные делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале регулятивные активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Наглядный метод, выполнение задания по опоре Практический метод, выполнение задания по карточке Наглядно-практический метод | Карточки и картинки с буквами, Карточки с заданием, слайд | ||
4. Физминутка | Регулятивные использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Наглядно-практический метод | видео | ||||
5. Работа по теме | Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Я буду показывать картинки, а вы называете то, что нарисовано. (слон, снег, сосулька, сосиска) - Назовите первый звук в каждом слове. Давайте попробуем его пропеть. (Учитель с учащимися пытаются пропеть звук). Мы можем это сделать. А что мы знаем про звуки, которые не можем пропеть? Значит, мы с вами познакомились с новым согласным звуком С. Он согласный, не поется, синего цвета. -работа с кассой букв - буква Сс, большая печатная, маленькая печатная | Слон, снег, сосулька, сосиска. Названия всех предметов начинаются на звук с. Нет Не поющий согласный звук, живёт в синем замке. Дети показывают буквы | коммуникативные слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту познавательные делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Наглядно-практический метод | Слайды, разрезные буквы. | ||
6. Закрепление | Упражнение на выделение звука в словах. Учитель произносит слова, в которых есть или нет звука С: снег, учитель, краски, стол, лампа, тетрадь, свет, пол, осень. | Учащиеся выполняют движения: хлопнуть в ладоши, если они услышат в названном слове звук С. | Коммуникативные слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту познавательные выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Практический метод, дидактическая игра | |||
7. Итог урока. | - с какой буквой познакомились? Что узнали? - Сегодня очень хорошо выполнял задания и соблюдал правила поведения на уроке … Молодец! | Звук и буква Сс, согласный не поющий звук, живёт в синем замке. | Регулятивные соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов познавательные делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале личностные понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе | Словесный метод |
Литература:
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Астапов В.М. Особенности адаптации ребенка к школе // Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним: Методические рекомендации. – М., 2009.
- Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
- Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №3.
- Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развития / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
- Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с
- Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
- Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180
- Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеучебной деятельности: методические рекомендации / авт. Кузма Л.П., Клещева Л.А. – Краснодар, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ
Важнейшей задачей совремменой системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Вс...
Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».
Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....
Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД). В докладе раскрывается цель, задачи реализации программы по формированию БУД обучающихся с умст...
Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."
В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС....
Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.
Социализаця детей с ограниченными возможностями здоровья является важной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваюся современные подходы к решению данной проблемы на основе разнооб...
Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жиз...
Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.
В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....