Применение методов и приемов прикладного анализа поведения у детей в классе с тяжелыми множественными нарушениями развития.
методическая разработка (1 класс)
Учитель-дефектолог ГБОУ средняя школа 322 Виктория Сергеевна Суворова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы и методы прикладного анализа поведения | 13.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Применение методов и приемов прикладного анализа поведения в классе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья возросло. На базах общеобразовательных учреждений открываются ресурсные классы, а также отделения коррекционного образования.
Я, как учитель-дефектолог задалась вопросом, как обучать детей в рамках коррекционного процесса. В нашей школе обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. У большинства полевое поведение, практически у всех нежелательное поведение. Для обучения их нужно усадить за парту, но и тут возникает проблема. Особенность детей в том, что у них концентрация внимания близка к нулю и сидеть за партой для них представляется невозможным.
Для решения проблемы было решено применить прикладной анализ поведения.
Для начала мы с коллегами, кто работает на классе начали вести протокол АВС, где А-предшествующий фактор, В- поведение, С- последствия этого поведения. Это нам нужно для того, чтобы выявить функцию нежелательного поведения.
Пример, девочка N не хотела сидеть за партой. Как только звучал колокольчик (обозначающий начало урока), она сползала под парту, убегала, капризничала. Мы выяснили функцию этого поведения (избегание деятельности), из-за сложности концентрации внимания и усвоения материала. В таком случае, мы не даем возможности избегать, мы создаем условия, чтобы ребенок мог выполнять задания и не вставать из-за парты. Первым делом, облегчаем задание, чтобы N могла сама выполнить, тем самым подкрепляя ее самостоятельную деятельность.
Таким образом, выявив функцию, мы с коллегами стали подстраивать окружающую среду под детей, для того, чтобы им было комфортно в обучающем процессе, используя подкрепления.
Первым делом, мы налаживали контакт с этими детьми, далее устанавливали руководящий контроль и только после этого перешли к формированию учебных навыков, подкрепляя детей.
Формирование навыков происходит постепенно и достаточно долго. Отрабатывая навыки учебного поведения, у детей увеличилось время сидения за партой. Сейчас дети в первом классе с тяжелыми множественными нарушениями развития могут высиживать урок в 35 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."
Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...
"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"
Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...
Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....
Статья «Применение мультимедийного оборудования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перспективным направлением развития коррекционного образования сегодня является использование возможностей информационных технологий, помогающих педаго...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Коррекция деструктивного поведения детей с ТМНР...
Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...