Статья «Применение мультимедийного оборудования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
статья

Семенец Ирина Валерьевна
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перспективным направлением развития коррекционного образования сегодня является использование возможностей информационных технологий, помогающих педагогу сделать процесс обучения привлекательным для детей, наполнить его новым содержанием, сделать его практически направленным. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления коррекционно-развивающей информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать его познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенцию у детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Дети становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Применение мультимедийного оборудования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными  нарушениями развития»

Семенец И.В.

Семенец Ирина Валерьевна – учитель-дефектолог Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дома-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике.

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перспективным направлением развития коррекционного образования сегодня является использование возможностей информационных технологий, помогающих педагогу сделать процесс обучения привлекательным для детей, наполнить его новым содержанием, сделать его практически направленным. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления коррекционно-развивающей информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать его познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенцию у детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Дети становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития (далее ТМНР), мультимедийное оборудование, програмное обеспечение (далее ПО)

С 2014 года «Детский дом-интернат №1» был оснащен современной обучающей мультимедийной системой для детей с особыми когнитивными и/или физическими потребностями «EduTOUCH», которая стала работать в паре с детской интерактивной доской QOMO KidzBoard, служащей основным средством отображения информации.

По результатам экспертизы кафедры олигофренопедагогики  РГПУ им А.И. Герцена интерактивный учебно-развивающий комплекс на основе системы «EduTOUCH» является полноценным образовательным продуктом и рекомендован к использованию в коррекционной работе для детей с особыми потребностями. Мультимедийная система «EduTOUCH» позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях, а процесс обучения интереснее и результативнее.

Использование системы «EduTOUCH» значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать его познавательную деятельность. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что способствует облегчению запоминания и усвоения материала. Наглядные опоры помогают коррекции и развитию основных познавательных процессов: мышления, памяти и внимания.  

При разработке  коррекционно-развивающей программы «по развитию познавательной деятельноси у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями с использованием мультимедийной обучающей системы «EduTOUCH» учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию коррекции и развития детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития. Программа достаточно гибкая, позволяет педагогам применять её творчески, адаптируя  к конкретному составу данной обучающейся группы. Весь материал программы распределён на три уровня. Для определения уровня проводится предварительная диагностика и дефектологическое обследование.  Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 18 лет.

«EduTOUCH» – интерактивный учебно–развивающий комплекс, состоящий из специально организованного рабочего места, четко отобранного и систематизированного дидактического материала, программного обеспечения, ориентированного на развитие познавательных процессов и обеспечивающее регуляцию и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Содержание ПО предполагает освоение базовой информации основных образовательных областей, позволяет организовать работу с учетом принципов комплексного воздействия.

«EduTOUCH» предоставляет собой сбалансированную и глубоко продуманную программу, включающую виды деятельности, которые соответствуют уровню развития ребенка и направлены на развитие следующих навыков: мелкая и крупная моторика, развитие речи, когнитивное развитие, социально-эмоциональное развитие, самопомощь и адаптация в обществе. Это специально разработанное увлекательное образовательное программное обеспечение, которое дополняют: П-образный рабочий стол с кнопками, стул-кресло и дидактические материалы (рисунок1). П-образный рабочий стол способствует развитию детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, обладающих повышенной возбудимостью, а также испытывающих сложности в социально-эмоциональной сфере.

D:\Работа\ирина\IMG-20220117-WA0006.jpg

Рисунок 1

П-образный стол и семь оптимально расположенных сенсорных кнопок размером 18см на 23см были тщательно разработаны для удобного расположения учеников в инвалидных креслах. Специалист может определить функцию каждой кнопки и ее местонахождение, а также, способ, при помощи которого она активируется, что позволяет адаптировать систему в соответствии с потребностями каждого отдельного воспитанника. Данная система позволяет детям развивать основные умения в доступной им форме, а также решать задачи когнитивного развития.

Использование системы «EduTOUCH» позволяет формировать:

1. Социально - эмоциональное развитие (умения решать проблемы, следовать инструкциям, развитие социальных компетенций, самоконтроля, терпения и выдержки).

2. Языковое развитие (развитие слуховой памяти, речи, символического мышления).

3. Когнитивное развитие (развитие зрительного восприятия и памяти, внимания, умения классифицировать и обобщать предметы по заданному признаку, развитие умений: сравнения, анализа и синтеза).

4. Развитие моторики (крупной моторики и координации, мелкой моторики, поддержка самостоятельности при выполнении заданий, укрепление основных групп мышц).

За семилетнюю практику использования системы «EduTOUCH» в учреждении отмечается положительная динамика в развитии детей. В частности педагоги отмечают совсем иной, более активный эмоциональный настрой воспитанников на занятиях с системой. Более высокий уровень запоминания материала. Что повышает качество проведения коррекционных занятий. Дети гораздо легче воспринимают электронный материал: презентации, музыкальные физкультминутки, гимнастику для глаз, обучающие мультипликационные фильмы, аудио – видеообъекты живой и неживой природы, звукозаписи стихотворений, дидактический речевой материал, музыкальные произведения и т.д.

Занятие с использованием системы «EduTOUCH», как правило разделено на три этапа.

Первый этап – организационный, на данном этапе применяются упражнения, направленные на установление контакта, на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания ребенка, пальчиковая гимнастика.

На втором этапе – основном происходит повторение пройденного и реализация соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения для профилактики нарушения осанки, гимнастика для глаз, музыкальная физкультминутка.

Третий - заключительный этап является закреплением пройденного материала.

Программное обеспечение системы «EduTOUCH» предполагает освоение базовой информации основных образовательных областей. Таким образом, коррекционная работа познавательной деятельности по коррекционно-развивающей программе «Развитие познавательной деятельности у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями с использованием мультимедийной обучающей системы «EduTOUCH»ведется по двум основным направлениям:

1.Развитие речи и окружающий мир

2. Математические представления и конструирование.

ПО состоит из девяти тематических модулей, включающих  в себя  задания, которые выполняются поэтапно, тем самым давая возможность детям, испытывающим наибольшие трудности в обучении, усвоить ту или иную тему. Методика обратной связи является необходимым средством помощи некоторым категориям детей с особыми потребностями, позволяющим им выполнять задания, предусмотренные обычной учебной программой.

Программой предусмотрены следующие модули:

1. Тематический модуль «Наш мир в словах», который состоит из двух видов деятельности: «Что к чему относится» и «Большой – маленький».

«Что к чему относится» – это вид деятельности, который направлен на развитие умения распределять предметы по классам или категориям, что является одной из первых мыслительных способностей, которыми может овладеть ребенок, а также один из первых шагов к освоению способности распределять информацию и справляться с её большими объемами.

«Большой – маленький» это обучение понятиям большого и маленького, крупного и среднего, позволяющего детям сравнивать, сортировать и классифицировать предметы по размеру при выполнении математических видов деятельности. Эта программа направлена на развитие у детей умения различать размеры, что является базовым математическим навыком. Дети используют все те умения, которыми они овладели при работе с программой «Что к чему относится», но фокусироваться непосредственно на размере. В зависимости от уровня развития ребенка можно расширить задания путем использования также других слов, обозначающих размер, а именно: «высокий», «низкий», «широкий», «узкий» и так далее.

2. Тематический модуль «Цвета», в котором основным  видом деятельности является знакомство детей с понятиями «цвет», а также использование на практике полученных знаний. Таким образом, задания этого модуля направлены на когнитивное развитие ребенка.

Тематический модуль «Цвета» состоит из семи программ:

  1. «Раскрась Памуди» - нажатие любой кнопки приводит к изменению части портрета Памуди. Эта программа направлена на развитие причинно-следственных связей. Она также помогает составить представление о том, как работает программа. И наконец, в этом виде программы отсутствует неправильный ответ, что способствует формированию уверенности в себе.
  2. «Цвета и их названия» - задачей, которой является ознакомление детей с цветами и их названиями. По мере появления каждого из цветов на экране, компьютер произносит название этого цвета.
  3. «Цветные машинки и бабочки» - программа направлена на дальнейшее закрепление выученных цветов. Компьютер озвучивает название цвета, после чего на экране появляется машинка или бабочка названного цвета.
  4. «Знакомство с цветами» - программа позволяет усовершенствовать умения различать цвета и тренирует зрительную память в процессе повторения цветов.
  5. «Определи цвет» - программа формирует умение находить нужный цвет в соответствии со зрительной  инструкцией, помогает выучить названия цветов и закрепить уже знакомые.
  6. «Найди пару» - программа тренирует умение выделять предмет по определенному признаку, находить идентичный предмет в соответствии с инструкцией (голосовая, визуальная).
  7. «Свободная деятельность» - задания на раскрашивание позволяют ребенку развивать творческое мышление.

3. Тематический модуль «Цвета и фигуры» способствуют дальнейшему закреплению изученных цветов, а также знакомит детей с основными геометрическими фигурами. Они также позволяют воспитанникам, у которых отсутствует тонкая двигательная координация, раскрасить картинку в границах линий. Здесь дети продолжают развивать умение сортировать и классифицировать предметы по одному или нескольким признакам. Виды деятельности направлены на закрепление цветового восприятия.

4. Тематический модуль «Математические понятия» позволяет воспитанникам: научиться сравнивать предметы, научиться пользоваться математическими терминами «больше», «меньше» и «равно», а также использовать их в повседневной жизни, развивать умения решать поставленные задачи.

5. Тематический модуль «Рисование» позволяет детям с тяжелой степенью умственной отсталости  получить чувство эмоционального удовлетворения от творческого процесса, всесторонне развивать в ребенке чувство самоуважения, давая ему, возможность выражать мысли и чувства.

6. Тематический модуль «Фигуры» предусматривает изучение геометрических фигур – основы начальной математики. Несмотря на то, что геометрические фигуры обычно относят к геометрии, очертания геометрических фигур и пространственное восприятие фигур помогают развивать логическое мышление. Изучение геометрических фигур также помогает детям различать объекты и буквы. Буквы состоят из кругов, треугольников и линий.  Часто, распознавание геометрических фигур в буквах помогает ребенку узнать саму букву, что также важно для развития навыков чтения.

7. Тематический модуль «Целое и части» открывает для воспитанников знания о том, что для создания целого необходимо соединить части, не обладающие свойствами целого. Ребенку сложно отличить целое от его составляющих. Знания о целом и его частях помогает заложить фундамент  для математических навыков.

8. Тематический модуль «Пазлы с непрерывными линиями» - это комплекс задач, которые требуют от ребенка умения визуализировать и прогнозировать возможное решение заданной головоломки. Эти пазлы развивают более сложные умения, чем запоминание, и помогут детям видеть различные варианты развития событий и помогут понять логические связи между определенными понятиями.

9. Тематический модуль «Пазлы — животные» - интересный и необычный способ развития логического мышления. Психологи установили, что развитие мозга ребенка в значительной степени связано с действиями или манипуляциями ребенка в окружающем его мире. В процессе работы с пазлами дети развивают умения решения проблем, мелкую моторику, познавательные навыки, а также и координацию движений.

Таким образом, подводя итог статьи необходимо отметить, что в обучающем терапевтическом комплексе «EduTOUCH» собран широкий круг тем, а именно: цвет, размер, геометрические фигуры, целое и его части, направления, язык, математические понятия, и т.п. «EduTOUCH» позволяет воспитанникам овладевать многими базовыми навыками в комфортной и уютной обстановке, способствуя удовлетворению познавательных и развивающих целей, улучшению координации, моторики, речи и развития различных социальных навыков. Задача специалиста, работающего с данным комплексом, состоит в том, чтобы развить у детей с тяжелой умственной отсталостью внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение, применяя новые технологии. Тем самым направить весь  учебный процесс на решение главной цели - социализацию и адаптацию ребенка с тяжелыми множественными  нарушениями развития  в обществе.

Литература

  1. «Инновации в образовании» // [электронный ресурс] // режим доступа // https://inobr.ru/product/obrazovatelnaya-i - korrektsionnaya - sreda-edutouch-edutach/
  2. «Образовательные комплексы» // [электронный ресурс] // режим доступа // http://educonsulting.org/edutouch/
  3. Алексеева Л. С. «Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе» «Детская личность». Президентская программа «Дети России». М., 2017 г.
  4. Архипова С.В., Шемырева С.Ю., статья «Применение информационно-коммуникационных технологий субъектами сопровождения дошкольников с множественными нарушениями развития»  // [электронный ресурс] // режим доступа // https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-subektami-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-mnozhestvennymi-narusheniyami
  5. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов //СоцИС.2017.- №6, с.116-121.17.
  6. Горшунова Н. К Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями .- Курск, 2016, 100 с.
  7. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М.: ЦИЭТИН, 2015, 135 с.
  8. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 2013, 195 с.
  9. Технологии социальной работы: Учебник под ред. Е. И. Холостовой.-М,2016.- 400 с.
  10. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М, 2015.- 340 с.
  11. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М,2012. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

«Применение мультимедийного интерактивного оборудования на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления»

Данная статья поможет педагогу при планировании занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительного направления....

Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми, имеющими комплексные тяжелые нарушения развития

Главная цель данной работы психолога, это создание условий для успешной адаптации и социализации детей с УО....

Программа психопрофилактических занятий в условиях темной сенсорной комнате с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «Страна бодрости»

Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате...

Статья "Применение АРТ -терапии при работе с детьми с РАС

Арт-терапия включает в себя несколько направлений: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, двигательную терапию, музыкотерапию, библио- и музыкотерапию, куклотерапию и другие — все они явля...