РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_professiy.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № 1 от 31.08.2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу 31.08.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ПРОФЕССИЙ»
4 КЛАСС
Составитель: Дьякова Ольга Николаевна
Учитель начальных классов
Категория первая
м. Сольба
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Планируемые результаты реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 классы - 34 ч. в год.
Формы контроля:
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
Введение в мир профессий 5 ч | ||
1 | Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? | 1 |
2 | Мир интересных профессий | 1 |
3 | Профессии моих родителей | 1 |
4 | Чем пахнут ремесла? | 1 |
5 | Кем я хочу стать? | 1 |
Профессии в школе 2 ч | ||
6 | Профессия - учитель | 1 |
7 | Профессия -библиотекарь | 1 |
Знакомство с различными профессиями 21ч | ||
8 | Профессия - продавец | 1 |
9 | Профессия - парикмахер | 1 |
10 | Профессия - повар | |
11 | Профессия - почтальон | 1 |
12 | Профессия - врач | 1 |
13 | Профессия - художник | 1 |
14 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства | |
15 | Труженики леса | 1 |
16 | Весёлая портняжка | |
17 | Профессия шахтёр | |
18 | Морское путешествие Профессии, связанные с путешествиями | |
19 | Профессии военного | |
20 | Осторожно огонь. Пожарный. | |
21 | На арене цирка | |
22 | Куда уходят поезда | 1 |
31 | Высоко в облаках | |
32 | Профессии ,которые нас охраняют | |
Итоговые занятия 2 ч | ||
33 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 |
34 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
Литература для учителя:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.
Дополнительно:
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М., 1968.
- Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
- Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2011)
- Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.
- А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
- Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
- Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб. пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
- Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
- Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Мир профессий" в 1 классе по теме "Взаимосвязь профессий"
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе. Занятие является обобщающим и раскрывает сущность взаимосвязи профессий.Занятие заставляет учащихся задуматься о ценности вещи, о бережном отнош...
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий".
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС 2018-2019
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Тропинка в профессию"
Прогамма разработана на 4 учебных года....