Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс
рабочая программа

marinaf130497

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_azbuka_professiy.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов имеет следующую нормативно-правовую основу:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   29.12.2010 года №189.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации – М.: «Просвещение», 2011

-Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. -М.: «Просвещение», 2010

- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях

- Послание Губернатора Самарской области Губернской думе, Самара, 2012

Программа реализует социальное  направление во внеурочной деятельности начального  общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым.данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Программа «Азбука профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.

Задачи:

Образовательные:

– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Планируемые результаты

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению  - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Формы занятий:

  • беседы
  • экскурсии
  • сюжетно-ролевые игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • конкурсы
  • праздники
  • проекты
  • моделирование

Программа состоит из четырёх частей:

«Труд в жизни человека» (1 класс)

«Профессии по видам деятельности» (2 класс);

«Азбука профессий» (3 класс);

«Я в мире профессий» (4 класс).

Место программы в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1класс- 16 часов (35 мин),  2-4 классы-16 часов (40 мин).

Содержание программы

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Азбука профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

1 год обучения

Раздел 1. Профессии, связанные с природой(5 часов)

Введение в мир профессий. Зачем человек трудится? Профессии сельского хозяйства .

У бабушки в деревне. Хлеб – всему голова.Труженики леса. ПрофессияПрофессия овощевода пчеловода.

Раздел 2. Профессии наших мам (5 часов)

В магазине. В библиотеке. Весёлая портняжка. Куханный переполох. Такие разные прически.

Раздел 3. Профессии наших пап (4 часа)

Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат. Профессия шахтёр.

Раздел 4. Профессиии, связанные с путешествиями (2 часа)

Куда уходят поезда. Морское путешествие. Высоко в облаках. Космическое путешествие.

2 год обучения

Раздел 1. Профессии, связанные с природой(4 часов)

Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий». Садовник. Мастер-цветовод, пчеловод. Профессия агроном.

Раздел 2.Профессии, которые нас охраняют (4 часа)

Охранник. Полицейский. Профессия «Следователь». Военный.Разведчик.

Раздел 3.Профессии, которые нас лечат(4 часа)

Врач скорой помощи. Детский врач-педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза.

Раздел 4. Профессии в школе (4 часа)

Профессия – учитель. Профессия — воспитатель. Как помогает логопед, психолог. Библиотекарь. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».

3 год обучения

Раздел 1. Мир интересных профессий (3 часа)

Мир интересных профессий. Зачем человек трудится?Знакомство с творческими профессиями: художник, музыкант, дизайнер.Знакомство с опасными профессиями: спасатели, водолазы, каскадёры.

Раздел 2.     Профессия моих родителей (4 часа)

Кем работают мои родители. Встреча с родителями разных профессий.

Раздел 3. Азбука пофессий (9 часов)

Профессии от  А до Г. Профессии от  Д до К. Профессии от  Л до Н. Профессии от  О до С. Профессии от  Т до Ц. Профессии от  Ч до Я. Проект «Книжка-малышка «Азбука профессий».

4 год обучения

Раздел 1. В гостях у своего «Я» (5 часов)

Великая радость – работа. « Быть нужным людям…».Правила выбора профессии. Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?»

Раздел 2.Профессии моих родителей (4 часа)

Кем работают мои родители? Встреча с родителями разных профессий.

Раздел 3.Я и мир профессий (7 часов)

Творческий проект «Моя будущая профессия». Профессии без которых не обойтись.Творческий проект «Моя будущая профессия».Профессии в КосмосеИсследование «Необычная творческая профессия».

План по годам обучения

Класс

Тема раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Профессии, связанные с природой

5

Раздел 2. Профессии наших мам

5

Раздел 3. Профессии наших пап

4

Раздел 4. Профессиии, связанные с путешествиями

2

Итого

16

2

Раздел 1. Профессии, связанные с природой

4

Раздел 2.Профессии, которые нас охраняют

4

Раздел 3.Профессии, которые нас лечат

4

Раздел 4. Профессии в школе

4

Итого

16

3

Раздел 1. Мир интересных профессий

3

Раздел 2.     Профессия моих родителей  

4

Раздел 3. Азбука пофессий

9

Итого

16

4

Раздел 1. В гостях у своего «Я»

5

Раздел 2.Профессии моих родителей

4

Раздел 3.Я и мир профессий

7

Итого

16


Тематическое планирование 1 класс (16 часов)

 п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

По плану

фактически

Профессии, связанные с природой(5 часа)

1

Введение в мир профессий.

Зачем человек трудится?

1

2

Профессии сельского хозяйства

У бабушки в деревне. Хлеб всему голова

1

3

Труженики леса

1

4

Профессия пчеловода

1

5

 Профессия овощевода

1

Профессии наших мам (5 часов)

6

В магазине

1

7

В библиотеке

1

8

Весёлая портняжка

1

9

Кухонный переполох

1

10

Причёски такие разные

1

Профессии наших пап (4 часа)

11

Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток

1

12

Осторожно огонь

1

13

Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат

1

14

Профессия шахтёр

1

Профессии, связанные с путешествиями (2 часа)

15

Куда уходят поезда. Морское путешествие

1

16

Высоко в облаках. Космическое путешествие.

1

Тематическое планирование 2 класс (16 часов)

 п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Профессии, связанные с природой (4 часа)

1

Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий»

1

2

Садовник. Мастер-цветовод

1

3

Пчеловод

1

4

Профессия агроном

1

Профессии, которые нас охраняют (4 часа)

5

Охранник

1

6

Полицейский. Профессия «Следователь»

1

7

Военный

1

8

Разведчик

1

Профессии, которые нас лечат(4 часа)

9

Врач скорой помощи

1

10

Детский врач - педиатр

1

11

Зубной врач

1

12

Кто лечит наши глаза

1

Профессии в школе (4 часа)

13

Профессия учитель. Профессия - воспитатель

1

14

Как помогает логопед, психолог

1

15

Библиотекарь

1

16

Создание странички портфолио – «Труд в почете любой»

1

Тематическое планирование 3 класс (16 часов)

 п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

В мире интересных профессий (3 часа)

1

Мир интересных профессий

Зачем человек трудится?

1

2

Знакомство с творческими профессиями: художник, музыкант, дизайнер

1

3

Знакомство с опасными профессиями: спасатели, водолазы, каскадёры

1

    Профессия моих родителей (4 часа)

4-5

Кем работают мои родители?

2

6-7

Встреча с родителями разных профессий

2

Азбука профессий (9 часов)

8

Профессии от  А до Г

1

9

Профессии от  Д до К

1

10

Профессии от Л до Н

1

11

Профессии от  О до С

1

12

Профессии от  Т до Ц

1

13

Профессии от  Ч до Я

1

14-16

Проект «Книжка-малышка «Азбука профессий»»

3

Тематическое планирование 4 класс (16 часов)

 п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

В гостях у своего «Я» (5 часов)

1

Великая радость работа

1

2

« Быть нужным людям…»

1

3

Правила выбора профессии

1

4-5

Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?»

2

Профессии моих родителей (4 часа)

6-7

Кем работают мои родители?

2

8-9

Встреча с родителями разных профессий

2

Я и мир профессий (7 часов)

10-12

Творческий проект «Моя будущая профессия»

3

13

Профессии без которых не обойтись.

1

14

Исследование «Необычная творческая профессия»

1

15

Профессии в Космосе

1

16

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...