Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_azbuka_professiy.docx | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов имеет следующую нормативно-правовую основу:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации – М.: «Просвещение», 2011
-Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. -М.: «Просвещение», 2010
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
- Послание Губернатора Самарской области Губернской думе, Самара, 2012
Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым.данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа «Азбука профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Формы занятий:
- беседы
- экскурсии
- сюжетно-ролевые игры
- элементы занимательности и состязательности
- конкурсы
- праздники
- проекты
- моделирование
Программа состоит из четырёх частей:
«Труд в жизни человека» (1 класс)
«Профессии по видам деятельности» (2 класс);
«Азбука профессий» (3 класс);
«Я в мире профессий» (4 класс).
Место программы в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1класс- 16 часов (35 мин), 2-4 классы-16 часов (40 мин).
Содержание программы
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Азбука профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
1 год обучения
Раздел 1. Профессии, связанные с природой(5 часов)
Введение в мир профессий. Зачем человек трудится? Профессии сельского хозяйства .
У бабушки в деревне. Хлеб – всему голова.Труженики леса. ПрофессияПрофессия овощевода пчеловода.
Раздел 2. Профессии наших мам (5 часов)
В магазине. В библиотеке. Весёлая портняжка. Куханный переполох. Такие разные прически.
Раздел 3. Профессии наших пап (4 часа)
Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат. Профессия шахтёр.
Раздел 4. Профессиии, связанные с путешествиями (2 часа)
Куда уходят поезда. Морское путешествие. Высоко в облаках. Космическое путешествие.
2 год обучения
Раздел 1. Профессии, связанные с природой(4 часов)
Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий». Садовник. Мастер-цветовод, пчеловод. Профессия агроном.
Раздел 2.Профессии, которые нас охраняют (4 часа)
Охранник. Полицейский. Профессия «Следователь». Военный.Разведчик.
Раздел 3.Профессии, которые нас лечат(4 часа)
Врач скорой помощи. Детский врач-педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза.
Раздел 4. Профессии в школе (4 часа)
Профессия – учитель. Профессия — воспитатель. Как помогает логопед, психолог. Библиотекарь. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».
3 год обучения
Раздел 1. Мир интересных профессий (3 часа)
Мир интересных профессий. Зачем человек трудится?Знакомство с творческими профессиями: художник, музыкант, дизайнер.Знакомство с опасными профессиями: спасатели, водолазы, каскадёры.
Раздел 2. Профессия моих родителей (4 часа)
Кем работают мои родители. Встреча с родителями разных профессий.
Раздел 3. Азбука пофессий (9 часов)
Профессии от А до Г. Профессии от Д до К. Профессии от Л до Н. Профессии от О до С. Профессии от Т до Ц. Профессии от Ч до Я. Проект «Книжка-малышка «Азбука профессий».
4 год обучения
Раздел 1. В гостях у своего «Я» (5 часов)
Великая радость – работа. « Быть нужным людям…».Правила выбора профессии. Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?»
Раздел 2.Профессии моих родителей (4 часа)
Кем работают мои родители? Встреча с родителями разных профессий.
Раздел 3.Я и мир профессий (7 часов)
Творческий проект «Моя будущая профессия». Профессии без которых не обойтись.Творческий проект «Моя будущая профессия».Профессии в КосмосеИсследование «Необычная творческая профессия».
План по годам обучения
Класс | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Профессии, связанные с природой | 5 |
Раздел 2. Профессии наших мам | 5 | |
Раздел 3. Профессии наших пап | 4 | |
Раздел 4. Профессиии, связанные с путешествиями | 2 | |
Итого | 16 | |
2 | Раздел 1. Профессии, связанные с природой | 4 |
Раздел 2.Профессии, которые нас охраняют | 4 | |
Раздел 3.Профессии, которые нас лечат | 4 | |
Раздел 4. Профессии в школе | 4 | |
Итого | 16 | |
3 | Раздел 1. Мир интересных профессий | 3 |
Раздел 2. Профессия моих родителей | 4 | |
Раздел 3. Азбука пофессий | 9 | |
Итого | 16 | |
4 | Раздел 1. В гостях у своего «Я» | 5 |
Раздел 2.Профессии моих родителей | 4 | |
Раздел 3.Я и мир профессий | 7 | |
Итого | 16 |
Тематическое планирование 1 класс (16 часов)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||
По плану | фактически | ||||
Профессии, связанные с природой(5 часа) | |||||
1 | Введение в мир профессий. Зачем человек трудится? | 1 | |||
2 | Профессии сельского хозяйства У бабушки в деревне. Хлеб – всему голова | 1 | |||
3 | Труженики леса | 1 | |||
4 | Профессия пчеловода | 1 | |||
5 | Профессия овощевода | 1 | |||
Профессии наших мам (5 часов) | |||||
6 | В магазине | 1 | |||
7 | В библиотеке | 1 | |||
8 | Весёлая портняжка | 1 | |||
9 | Кухонный переполох | 1 | |||
10 | Причёски такие разные | 1 | |||
Профессии наших пап (4 часа) | |||||
11 | Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток | 1 | |||
12 | Осторожно огонь | 1 | |||
13 | Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат | 1 | |||
14 | Профессия шахтёр | 1 | |||
Профессии, связанные с путешествиями (2 часа) | |||||
15 | Куда уходят поезда. Морское путешествие | 1 | |||
16 | Высоко в облаках. Космическое путешествие. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс (16 часов)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | |||
Профессии, связанные с природой (4 часа) | ||||||
1 | Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий» | 1 | ||||
2 | Садовник. Мастер-цветовод | 1 | ||||
3 | Пчеловод | 1 | ||||
4 | Профессия агроном | 1 | ||||
Профессии, которые нас охраняют (4 часа) | ||||||
5 | Охранник | 1 | ||||
6 | Полицейский. Профессия «Следователь» | 1 | ||||
7 | Военный | 1 | ||||
8 | Разведчик | 1 | ||||
Профессии, которые нас лечат(4 часа) | ||||||
9 | Врач скорой помощи | 1 | ||||
10 | Детский врач - педиатр | 1 | ||||
11 | Зубной врач | 1 | ||||
12 | Кто лечит наши глаза | 1 | ||||
Профессии в школе (4 часа) | ||||||
13 | Профессия – учитель. Профессия - воспитатель | 1 | ||||
14 | Как помогает логопед, психолог | 1 | ||||
15 | Библиотекарь | 1 | ||||
16 | Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» | 1 |
Тематическое планирование 3 класс (16 часов)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | |
В мире интересных профессий (3 часа) | ||||
1 | Мир интересных профессий Зачем человек трудится? | 1 | ||
2 | Знакомство с творческими профессиями: художник, музыкант, дизайнер | 1 | ||
3 | Знакомство с опасными профессиями: спасатели, водолазы, каскадёры | 1 | ||
Профессия моих родителей (4 часа) | ||||
4-5 | Кем работают мои родители? | 2 | ||
6-7 | Встреча с родителями разных профессий | 2 | ||
Азбука профессий (9 часов) | ||||
8 | Профессии от А до Г | 1 | ||
9 | Профессии от Д до К | 1 | ||
10 | Профессии от Л до Н | 1 | ||
11 | Профессии от О до С | 1 | ||
12 | Профессии от Т до Ц | 1 | ||
13 | Профессии от Ч до Я | 1 | ||
14-16 | Проект «Книжка-малышка «Азбука профессий»» | 3 |
Тематическое планирование 4 класс (16 часов)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||
В гостях у своего «Я» (5 часов) | |||||
1 | Великая радость – работа | 1 | |||
2 | « Быть нужным людям…» | 1 | |||
3 | Правила выбора профессии | 1 | |||
4-5 | Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | 2 | |||
Профессии моих родителей (4 часа) | |||||
6-7 | Кем работают мои родители? | 2 | |||
8-9 | Встреча с родителями разных профессий | 2 | |||
Я и мир профессий (7 часов) | |||||
10-12 | Творческий проект «Моя будущая профессия» | 3 | |||
13 | Профессии без которых не обойтись. | 1 | |||
14 | Исследование «Необычная творческая профессия» | 1 | |||
15 | Профессии в Космосе | 1 | |||
16 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...