Открытый урок по учебному предмету «Мир природы и человека» на тему «Осень»
план-конспект урока по окружающему миру

Алферова Людмила Владимировна

Цель: Закрепить представления детей о времени года осень и её характерных признаках и явлениях.

 

Образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся об изменениях в природе осенью.;
  • проверить степень усвоения учебного материала по темам "Ранняя осень!", "Золотая осень", "Поздняя осень".

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы;
  • коррекция и развитие памяти, внимания;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным дидактическим материалом;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
  • - способствовать развитию коммуникативных навыков, активизировать интерес к учебным предметам.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учёбе и предмету;
  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска»

Открытый урок по учебному   предмету

 «Мир природы и человека»

на тему «Осень»

для обучающихся 0 «б» класса

               подготовила  

                                                              учитель I   квалификационной категории

                                                  Алферова Людмила Владимировна

Смоленск

2021

Цель: Закрепить представления детей о времени года осень и её характерных признаках и явлениях.

Образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся об изменениях в природе осенью.;
  • проверить степень усвоения учебного материала по темам "Ранняя осень!", "Золотая осень", "Поздняя осень".

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы;
  • коррекция и развитие памяти, внимания;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным дидактическим материалом;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
  • - способствовать развитию коммуникативных навыков, активизировать интерес к учебным предметам.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учёбе и предмету;
  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, картинки с названиями месяцев, иллюстрации разных периодов осени, карточки "Явления природы, раскраски с осенними листьями, муляжи овощей и фруктов в корзинах, дидактические пособия для дополнительных заданий обучающимся. изображения весёлой и печальной мордашек, цветные карандаши.

Тип урока:  урок обобщения знаний

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая,  работа в парах.

Планируемые результаты образования:

научиться определять понятия «Осень, осенние месяцы, овощи, фрукты », классифицировать овощи и фрукты.

Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные:

целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

 контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

 общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; 

предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов.

Коммуникативные: 

взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: 

нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.




   

                                                     Ход урока:

1.Оргмомент

Учитель: Прозвенел звонок, а значит, начался урок! Ребята, прежде чем начать заниматься нужно, поздороваться друг с другом. Как мы здороваемся друг с другом?

Дети отвечают.

Учитель: Правильно нужно посмотреть друг на друга, улыбнуться и сказать «Здравствуй!». Какое у вас настроение, ребята?

Дети: хорошее, веселое.

Учитель: Значит, мы готовы заниматься!

И еще с вами здоровается «Колобок»,  мы будем передавать его друг другу и называть ему свое имя.

2.Актуализация знаний

У нас сегодня интересная тема.

Давайте отгадаем загадку и назовём тему нашего урока:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»  (Ответ: Осень)

3.Сообщение темы урока

Правильно, осень! Кто знает, что такое осень?

(Дети отвечают)

Учитель: Правильно, осень – это время года. А какие ещё времена года есть?

Дети отвечают.

Учитель: Молодцы! А теперь давайте назовем, что перед осенью, а что после.

Учитель проговаривает вместе с детьми: «Сначала лето, потом осень, потом зима».

4.Работа по теме урока

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на картинку (Осенний пейзаж)

- Скажите, пожалуйста, какие приметы осени вы можете назвать?

Что еще происходит в природе? (Солнышко мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные начинают готовиться к зиме, часто льет дождь)
- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- А первый у нас какой месяц? (Сентябрь)
- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
- Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода может меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима. 

1 Задание 

Давайте отгадывать загадки про осенние месяцы:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Ответ: Сентябрь)

 Берёзы в жёлтых одеяньях,

А клёну красный цвет к «лицу»,

Дубы стряхнули всю листву,

И все готово к …

(Ответ: Октябрю)

     

 Месяц отгадай скорей:

Он длиною в тридцать дней,

Часто эти дни с дождём,

А идёт за октябрём.

(Ответ: Ноябрь)

2 задание 

Далее учитель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя.
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
(Первая картинка солнечная, весёлая)
- А на второй картинке?
(Эта картина уже не такая весёлая)
А на третьей картинке?
- Какое время года изображено на первой картине?
- А на этой?
- А какое время года на третьей картине?
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Учитель задает детям
загадку:

Падают с ветки золотые монетки.

(Ответ: Осенние листья)

Ребята, осенью листья какого цвета? Желтого, красного, коричневого. И что с листьями происходит осенью? Они опадают, а в конце осени все-все листья упадут и останутся только голые деревья. Кто знает, как называется, когда листья падают?

Учитель задает детям загадку:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто… (Ответ: Листопад)

Учитель вместе с детьми повторяет «Листопад».

3. Видео «Сказка про осень»

4. Физминутка «Ветерок»:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше – выше!!!

5 задание

Дидактическая игра «Скажи какая погода»? 
- Когда светит солнце- солнечная
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
- Когда холодно – холодная,
- Когда пасмурно – пасмурная,
- Когда сыро – сырая,
- Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.
Игра «Подбери слова» 
Осень (Какая?) - золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День (Какой?) – солнечный, дождливый, пасмурный, хмурый.
Деревья (Какие?) - красочные, жёлтые, оранжевые, яркие, голые.
Ветер (Какой) - тёплый, холодный, сильный, резкий.
Листья (Какие?) - разноцветные, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые
- Молодцы, много слов подобрали.
Учитель: Солнечным осенним днем все на улицу идем.

Посмотрим на землю. Есть на земле трава? Трава пожелтела и завяла. Цветов нет.

-- Скажите, ребята, а что ещё часто идёт осенью?

Учитель загадывает детям загадку:

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет,

и поёт, убаюкивает? (Ответ: Дождь)

Правильно! Осенью часто идёт дождь.

-- А что происходит осенью с солнцем? (Осенью солнце светит меньше. Становится холоднее.)

6 задание

Учитель: А теперь давайте с вами поиграем.

Я буду говорить, что происходит осенью, если правильно вы хлопаете, а если неправильно – нет.

Осенью идут дожди (хлопаем)

Осенью очень жарко.

Распускаются цветы.

Опадают листья (хлопаем)

Лужи на дороге (хлопаем)

Все листья на деревьях зелёные.

Ветер холодный дует (хлопаем)

Много грибов и ягод появляется (хлопаем)

Дети купаются в реке.

Идёт листопад (хлопаем)

-- Молодцы! Вы очень внимательно слушали и все правильно хлопали.

А теперь давайте представим, что мы с вами художники. Если бы мы с вами рисовали осень, то какие цвета использовали бы?

Дети отвечают.

Учитель: Правильно, осенью у нас много желтого, красного и коричневого.

(  Вывешивается рисунок осеннего дерева без листьев, раздаются карандаши и трафареты листиков для раскрашивания)

7 задание

-- Каждый сейчас возьмет осенний листочек и раскрасит его, и прикрепит его чтобы дерево было красивым, как во время осеннего листопада.

Но сначала назовём, какого дерева эти листочки.

Дети: Дуб и клён! 

8.Пальчиковая гимнастика:

Пау–паучина паутину плел,

Вдруг закапал дождик, паутину смел,

Выглянуло солнце, стало припекать,

Пау–паучина трудится опять.

(Обучающиеся раскрашивают листики и прикрепляют к макету дерева)

-- А теперь мы сделаем такими же красивыми деревца, которые лежат у вас на партах (Украшают макеты деревца листочками, приготовленные на партах)

Учитель: 

Листопад, листопад
Листья по ветру летят (размахивают листьями над головой)
Все летят, летят (размахивают листьями перед собой)
Под ногами шелестят ( приседают, размахивают листьями перед ногами и произносят звук «ш-ш-ш»)
Учитель:
 Молодцы. Ребята, вы поиграли с листиками, а теперь давайте листики поиграют с нами.

9.Выполняется зрительная гимнастика (Движение листиков)
Учитель:
Посмотрите , что  находится в корзине?
Дети: Овощи, фрукты.
Учитель:
 Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать одним словом, что созревает осенью?
Дети: Урожай!

Загадки:
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук.)

Из земли за чуб плутовку
тянем сладкую (морковку)

Важен он, как господин,
Этот сочный (апельсин)

Он круглый и красный,
Как свет светофора.
Среди овощей
нет сочней (помидора)

Кислый – очень кислый он!
В чай к нам просится (лимон)

Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я  (свекла)

10.Видеофизминутка  «Огородная-хороводная»

-- Слушайте, я вам расскажу историю:

Вот однажды овощи с грядки нарушили все порядки.

Прыг и с грядки наутек.

Помогите отыскать.

11.Игра «Чудесный мешочек»

Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будите искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек.

(Дети на ощупь, находят овощи и фрукты, называют их, показывают всем и кладут в корзинки). Пока говорящие дети находят овощи фрукты, Емеля соберет игру «Дорожки» (индивидуальное задание).

- Ребята, что вы сейчас сделали? (определяли овощи и фрукты на ощупь)

Вы хорошо справились с этим заданием.

Ребята, давайте овощи и фрукты разделим по своим корзинкам?

Молодцы! Вы все правильно сделали!

- Где растут овощи? (На огороде).

Где растут фрукты? ( В саду).

- Что можно приготовить из овощей, из фруктов? (салаты на зиму, винегрет, борщ, соленые огурцы, компот)

- Молодцы.

12.Поиграем в игру: «Соберем урожай».

 В синюю корзинку будем складывать – фрукты, а  в желтую – овощи.
Проводится игра.
13.Игра “На каком дереве что растет?”

- Где выращивают фрукты? (В саду.)

- На чем вырастают фрукты? (На деревьях.)

Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.

14.Игра “Один – много”

- (Имя ребенка), один лимон, а много - (лимонов);

- (Имя ребенка), одно яблоко, а много (яблок);

- (Имя ребенка), одна груша, а много (груш);

- (Имя ребенка), один фрукт, а много (фруктов).

Учитель: Вы большие молодцы сегодня, ребята.

Все старались, не ленились

И чему-то научились….

16.Итог урока. Рефлексия

Хорошо поработали! Расскажите, о чем мы сегодня говорили? Правильно, об осени. Давайте каждый расскажет, что сегодня нового узнал и что больше всего понравилось! У Вас лежат кружочки - «смайлики», выберите и положите тот, который покажет, какое у вас настроение.

А осень вам прислала свои дары -- наливные яблочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету "Технология" в 1 классе на тему "Осенний урожай"

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса начальной школы. На уроке имеют место элементы самостоятельной поисковой деятельности, проблемного обучения, которые способствуют усвоению нового материа...

Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»

Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...

Урок по предмету Мир природы и человек на тему:"Труд людей осенью" 2 класс

Урок по предмету Мир природы и человек на тему: "Труд людей осенью" 2 класс...

Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс

Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....

Урок учебного предмета "Мир природы и человека" по теме "Перелётные птицы" 3 класс

Конспект урока для учащихся с ОВЗ.Тема: Перелётные птицы. Тип урока: комбинированный.Цель: создание условий для  формирования представлений о перелётных птицах.Задачи: формировать понятие о перел...

Рабочий лист по предмету Мир природы и человека на тему: "Осень"

Рабочий лист предназначен для использования на уроке в качестве раздаточного материала с целью изучения новой темы, повторения и закрепления пройденого материала, проверочной работы....

Открытый урок по учебному предмету «Мир природы и человека» на тему «Вода. Свойства воды»

Цельформирование представлений у обучающихся о значении воды в жизни человека ЗадачиОбразовательные:- знакомить обучающихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, ...