Открытый урок по учебному предмету «Мир природы и человека» на тему «Осень»
план-конспект урока по окружающему миру
Цель: Закрепить представления детей о времени года осень и её характерных признаках и явлениях.
Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся об изменениях в природе осенью.;
- проверить степень усвоения учебного материала по темам "Ранняя осень!", "Золотая осень", "Поздняя осень".
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы;
- коррекция и развитие памяти, внимания;
- коррекция и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным дидактическим материалом;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
- - способствовать развитию коммуникативных навыков, активизировать интерес к учебным предметам.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учёбе и предмету;
- воспитывать умение работать в парах;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мир природы и человека» на тему «Осень» | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска»
Открытый урок по учебному предмету
«Мир природы и человека»
на тему «Осень»
для обучающихся 0 «б» класса
подготовила
учитель I квалификационной категории
Алферова Людмила Владимировна
Смоленск
2021
Цель: Закрепить представления детей о времени года осень и её характерных признаках и явлениях.
Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся об изменениях в природе осенью.;
- проверить степень усвоения учебного материала по темам "Ранняя осень!", "Золотая осень", "Поздняя осень".
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы;
- коррекция и развитие памяти, внимания;
- коррекция и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным дидактическим материалом;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
- - способствовать развитию коммуникативных навыков, активизировать интерес к учебным предметам.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учёбе и предмету;
- воспитывать умение работать в парах;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).
Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, картинки с названиями месяцев, иллюстрации разных периодов осени, карточки "Явления природы, раскраски с осенними листьями, муляжи овощей и фруктов в корзинах, дидактические пособия для дополнительных заданий обучающимся. изображения весёлой и печальной мордашек, цветные карандаши.
Тип урока: урок обобщения знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах.
Планируемые результаты образования:
научиться определять понятия «Осень, осенние месяцы, овощи, фрукты », классифицировать овощи и фрукты.
Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные:
целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель;
предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов.
Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Ход урока:
1.Оргмомент
Учитель: Прозвенел звонок, а значит, начался урок! Ребята, прежде чем начать заниматься нужно, поздороваться друг с другом. Как мы здороваемся друг с другом?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно нужно посмотреть друг на друга, улыбнуться и сказать «Здравствуй!». Какое у вас настроение, ребята?
Дети: хорошее, веселое.
Учитель: Значит, мы готовы заниматься!
И еще с вами здоровается «Колобок», мы будем передавать его друг другу и называть ему свое имя.
2.Актуализация знаний
У нас сегодня интересная тема.
Давайте отгадаем загадку и назовём тему нашего урока:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Ответ: Осень)
3.Сообщение темы урока
Правильно, осень! Кто знает, что такое осень?
(Дети отвечают)
Учитель: Правильно, осень – это время года. А какие ещё времена года есть?
Дети отвечают.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте назовем, что перед осенью, а что после.
Учитель проговаривает вместе с детьми: «Сначала лето, потом осень, потом зима».
4.Работа по теме урока
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на картинку (Осенний пейзаж)
- Скажите, пожалуйста, какие приметы осени вы можете назвать?
Что еще происходит в природе? (Солнышко мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные начинают готовиться к зиме, часто льет дождь)
- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- А первый у нас какой месяц? (Сентябрь)
- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
- Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода может меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.
1 Задание
Давайте отгадывать загадки про осенние месяцы:
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Ответ: Сентябрь)
Берёзы в жёлтых одеяньях,
А клёну красный цвет к «лицу»,
Дубы стряхнули всю листву,
И все готово к …
(Ответ: Октябрю)
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней,
Часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрём.
(Ответ: Ноябрь)
2 задание
Далее учитель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя.
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
(Первая картинка солнечная, весёлая)
- А на второй картинке?
(Эта картина уже не такая весёлая)
А на третьей картинке?
- Какое время года изображено на первой картине?
- А на этой?
- А какое время года на третьей картине?
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Учитель задает детям загадку:
Падают с ветки золотые монетки.
(Ответ: Осенние листья)
Ребята, осенью листья какого цвета? Желтого, красного, коричневого. И что с листьями происходит осенью? Они опадают, а в конце осени все-все листья упадут и останутся только голые деревья. Кто знает, как называется, когда листья падают?
Учитель задает детям загадку:
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (Ответ: Листопад)
Учитель вместе с детьми повторяет «Листопад».
3. Видео «Сказка про осень»
4. Физминутка «Ветерок»:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше – выше!!!
5 задание
Дидактическая игра «Скажи какая погода»?
- Когда светит солнце- солнечная
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
- Когда холодно – холодная,
- Когда пасмурно – пасмурная,
- Когда сыро – сырая,
- Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.
Игра «Подбери слова»
Осень (Какая?) - золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День (Какой?) – солнечный, дождливый, пасмурный, хмурый.
Деревья (Какие?) - красочные, жёлтые, оранжевые, яркие, голые.
Ветер (Какой) - тёплый, холодный, сильный, резкий.
Листья (Какие?) - разноцветные, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые
- Молодцы, много слов подобрали.
Учитель: Солнечным осенним днем все на улицу идем.
Посмотрим на землю. Есть на земле трава? Трава пожелтела и завяла. Цветов нет.
-- Скажите, ребята, а что ещё часто идёт осенью?
Учитель загадывает детям загадку:
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет,
и поёт, убаюкивает? (Ответ: Дождь)
Правильно! Осенью часто идёт дождь.
-- А что происходит осенью с солнцем? (Осенью солнце светит меньше. Становится холоднее.)
6 задание
Учитель: А теперь давайте с вами поиграем.
Я буду говорить, что происходит осенью, если правильно вы хлопаете, а если неправильно – нет.
Осенью идут дожди (хлопаем)
Осенью очень жарко.
Распускаются цветы.
Опадают листья (хлопаем)
Лужи на дороге (хлопаем)
Все листья на деревьях зелёные.
Ветер холодный дует (хлопаем)
Много грибов и ягод появляется (хлопаем)
Дети купаются в реке.
Идёт листопад (хлопаем)
-- Молодцы! Вы очень внимательно слушали и все правильно хлопали.
А теперь давайте представим, что мы с вами художники. Если бы мы с вами рисовали осень, то какие цвета использовали бы?
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, осенью у нас много желтого, красного и коричневого.
( Вывешивается рисунок осеннего дерева без листьев, раздаются карандаши и трафареты листиков для раскрашивания)
7 задание
-- Каждый сейчас возьмет осенний листочек и раскрасит его, и прикрепит его чтобы дерево было красивым, как во время осеннего листопада.
Но сначала назовём, какого дерева эти листочки.
Дети: Дуб и клён!
8.Пальчиковая гимнастика:
Пау–паучина паутину плел,
Вдруг закапал дождик, паутину смел,
Выглянуло солнце, стало припекать,
Пау–паучина трудится опять.
(Обучающиеся раскрашивают листики и прикрепляют к макету дерева)
-- А теперь мы сделаем такими же красивыми деревца, которые лежат у вас на партах (Украшают макеты деревца листочками, приготовленные на партах)
Учитель:
Листопад, листопад
Листья по ветру летят (размахивают листьями над головой)
Все летят, летят (размахивают листьями перед собой)
Под ногами шелестят ( приседают, размахивают листьями перед ногами и произносят звук «ш-ш-ш»)
Учитель: Молодцы. Ребята, вы поиграли с листиками, а теперь давайте листики поиграют с нами.
9.Выполняется зрительная гимнастика (Движение листиков)
Учитель: Посмотрите , что находится в корзине?
Дети: Овощи, фрукты.
Учитель: Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать одним словом, что созревает осенью?
Дети: Урожай!
Загадки:
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук.)
Из земли за чуб плутовку
тянем сладкую (морковку)
Важен он, как господин,
Этот сочный (апельсин)
Он круглый и красный,
Как свет светофора.
Среди овощей
нет сочней (помидора)
Кислый – очень кислый он!
В чай к нам просится (лимон)
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я (свекла)
10.Видеофизминутка «Огородная-хороводная»
-- Слушайте, я вам расскажу историю:
Вот однажды овощи с грядки нарушили все порядки.
Прыг и с грядки наутек.
Помогите отыскать.
11.Игра «Чудесный мешочек»
Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будите искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек.
(Дети на ощупь, находят овощи и фрукты, называют их, показывают всем и кладут в корзинки). Пока говорящие дети находят овощи фрукты, Емеля соберет игру «Дорожки» (индивидуальное задание).
- Ребята, что вы сейчас сделали? (определяли овощи и фрукты на ощупь)
Вы хорошо справились с этим заданием.
Ребята, давайте овощи и фрукты разделим по своим корзинкам?
Молодцы! Вы все правильно сделали!
- Где растут овощи? (На огороде).
Где растут фрукты? ( В саду).
- Что можно приготовить из овощей, из фруктов? (салаты на зиму, винегрет, борщ, соленые огурцы, компот)
- Молодцы.
12.Поиграем в игру: «Соберем урожай».
В синюю корзинку будем складывать – фрукты, а в желтую – овощи.
Проводится игра.
13.Игра “На каком дереве что растет?”
- Где выращивают фрукты? (В саду.)
- На чем вырастают фрукты? (На деревьях.)
Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.
14.Игра “Один – много”
- (Имя ребенка), один лимон, а много - (лимонов);
- (Имя ребенка), одно яблоко, а много (яблок);
- (Имя ребенка), одна груша, а много (груш);
- (Имя ребенка), один фрукт, а много (фруктов).
Учитель: Вы большие молодцы сегодня, ребята.
Все старались, не ленились
И чему-то научились….
16.Итог урока. Рефлексия
Хорошо поработали! Расскажите, о чем мы сегодня говорили? Правильно, об осени. Давайте каждый расскажет, что сегодня нового узнал и что больше всего понравилось! У Вас лежат кружочки - «смайлики», выберите и положите тот, который покажет, какое у вас настроение.
А осень вам прислала свои дары -- наливные яблочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному предмету "Технология" в 1 классе на тему "Осенний урожай"
Данный урок предназначен для учащихся 1 класса начальной школы. На уроке имеют место элементы самостоятельной поисковой деятельности, проблемного обучения, которые способствуют усвоению нового материа...
Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»
Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...
Урок по предмету Мир природы и человек на тему:"Труд людей осенью" 2 класс
Урок по предмету Мир природы и человек на тему: "Труд людей осенью" 2 класс...
Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс
Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....
Урок учебного предмета "Мир природы и человека" по теме "Перелётные птицы" 3 класс
Конспект урока для учащихся с ОВЗ.Тема: Перелётные птицы. Тип урока: комбинированный.Цель: создание условий для формирования представлений о перелётных птицах.Задачи: формировать понятие о перел...
Рабочий лист по предмету Мир природы и человека на тему: "Осень"
Рабочий лист предназначен для использования на уроке в качестве раздаточного материала с целью изучения новой темы, повторения и закрепления пройденого материала, проверочной работы....
Открытый урок по учебному предмету «Мир природы и человека» на тему «Вода. Свойства воды»
Цельформирование представлений у обучающихся о значении воды в жизни человека ЗадачиОбразовательные:- знакомить обучающихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, ...