Рабочая программа внеурочной деятельности Я - исследователь 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Я - исследователь 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vd_ya_issledovatel_4a_klass._pilipenko_yu.l.docx | 304.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
для 4а класса
Пилипенко Юлии Леонидовны,
учителя начальных классов
пгт Излучинск
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Я - исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности: 1 - 4 классы. - Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011.
Программа «Я - исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова системы Л.В. Занкова.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках направления «Проектная деятельность».
Реализация программы рассчитана на 3 года обучения. Во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю). Всего 102 часа. Данная программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.
Содержание курса внеурочной деятельности.
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | «Аквариум» | 1 |
2 | «Волшебный сундучок». | 3 |
3 | «Туесок». | 2 |
4 | «Вазочка». | 2 |
5 | «Конвейер». | 2 |
6 | «Стройка». | 2 |
7 | «Карнавал». | 2 |
8 | «Рефлексия - 1».«Мороженое». | 2 |
9 | «Информация печатных источников». | 2 |
10 | «Настольная игра». | 2 |
11 | «Школьный автобус». | 2 |
12 | «Школьная спартакиада». | 2 |
13 | «Кем быть?» | 2 |
14 | «Исследование». | 1 |
15 | «Кислотные дожди». | 2 |
16 | «Наш класс». | 2 |
17 | «Рефлексия - 2». | 1 |
18 | Обсуждение итогов года и всего курса. | 2 |
3.Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема урока | Задания, цели, задачи | Формируемые понятия и умения, виды планирования, контроль | Дата |
1 | «Аквариум». | Задание Спланировать и осуществить следующее: изготовить панно «Аквариум» (обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги рыбок; приклеить их на места, обозначенные при разметке на основе изделия с нарисованным аквариумом). Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, набор шаблонов рыб различных видов, ножницы, карандаши, клей и основа изделия - картина с аквариумом. Цели: актуализация и закрепление умения составлять план по размещению деталей на изделии с подсчётом их количества, распределению работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи; введение рефлексивной активности. Задачи
презентовать план и изделие, принимать публичное оценивание проделанной работы. | Умение планировать количество и расположение деталей на изделии. Умение записывать план в виде таблицы. Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение представлять ход и результат проделанной работы. | |
2-4 | «Волшебный сундучок». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, исходящую из проблемы, определить задачи для достижения цели. Затем действовать в соответствии с намеченным порядком и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Для изготовления изделия использовать шаблоны, для составления группового плана - листок «Оптимальный план» и карточки с отдельными операциями. После презентации провести анализ плана для фиксации моментов передачи деталей или шаблона для последующих операций. Ситуация: изготовить упаковку для подарков - сюрпризов «Волшебный сундучок». Как распределить работу между членами бригады, чтобы время работы было минимальным и никто не простаивал, если один человек за 1 минуту выполняет 1 операцию: либо обводит. Цели: актуализация и закрепление умения составлять план по операциям с учётом времени - составлять оптимальный план по времени, выполнять работу в соответствии с планом, использовать сокращенные обозначения (кодирование); введение рефлексивного анализа работы по плану; введение оптимизации планирования по количеству передач деталей или шаблонов. Задачи:
оптимизировать планирование по количеству передач деталей или шаблонов. | Умение составлять план с разными параметрами оптимизации. Умение выполнять рефлексию процесса работы через анализ оптимального плана | |
5-6 | «Туесок». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, исходящую из проблемы, определить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Для изготовления изделия использовать шаблоны, для составления группового плана- листок «Оптимальный план». В процессе составления плана проводится фиксации моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа таких передач. Ситуация: изготовить упаковку для подарков – сюрпризов «Туесок». Как распределить работу между членами бригады, чтобы работа была выполнена за наименьшее время, если один человек за 1 минуту выполняет 1 операцию: либо обводит, либо вырезает, либо сгибает, либо приклеивает? Цели: закрепление умения составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации; в процессе записи плана проводить фиксацию моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа передач; умения выполнять работу в соответствии с планом; умения выполнять работу в соответствии с планом; использовать сокращенные обозначения (кодирование); формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Задачи:
представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы. | Умение составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации. Умение использовать кодирование для записи плана. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану. | |
7-8 | «Вазочка». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, сформулировать цель, исходящую из проблемы, поставить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Для изготовления изделия использовать шаблоны, для составления группового плана - листок «Оптимальный план». В процессе составления плана проводится фиксации моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа таких передач. Ситуация: изготовить сувенир «Вазочка». Как распределить работу между членами бригады, чтобы работа была выполнена за наименьшее время, если один человек за 1 минуту выполняет либо обводит, либо сгибает, либо приклеивает, либо вырезает? (Чтобы вырезать дно вазы и боковую деталь 1, потребуется 2 минуты.) Цели: актуализация и закрепление умения составлять оптимальный план по операциям с различными факторами оптимизации; в процессе составления плана проводить фиксацию моментов передачи деталей или шаблона для минимизации числа передач, использовать кодирование для записи плана; закрепление умения выполнять работу в соответствии с планом; формирование умений рефлексивного анализа работы по плану. Задачи:
представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы. | Умение составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации. Умение использовать кодирование для записи плана. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану. | |
9-10 | «Конвейер». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, сформулировать цель, исходящую из проблемы, поставить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Оптимальный план составляется для группы из трёх человек и конвейера. Ситуация: изготовить товары «Вишенка» (два коржа в виде квадрата, вишнёвая прослойка между коржами, два вида покрытия верхнего коржа и вишенки в качестве украшений), «Сливочный» (два коржа в виде сердечка, прослойка и покрытие из сливочного крема, узор по краю из заварного крема и присыпка) и «Апельсин» (два коржа в виде круга, сверху на торте и между коржами апельсиновое желе, самый верхний слой выкладывается апельсиновыми дольками мармелада и в центре цветок из половины свежего апельсина). Как организовать подачу коржей на конвейере, если один человек может делать только один вид торта, все операции выполняются по 5 минут, а конвейер движется 1 минуту? Цели: актуализация и закрепление умения планировать работу по операциям с учетом времени - составлять оптимальный план работы бригады и конвейера; использовать кодирование для записи плана; формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Задачи: • выделять проблему из проблемной ситуации;
представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы. | Умение составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации. Умение использовать кодирование для записи плана. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану. | |
11-12 | «Стройка». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформировать задание для работы группы: выделить проблему, сформулировать цель, исходящую из проблемы, поставить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки. Ситуация: строится блочно - панельный дом без зоны складирования – блоки и панели с машины сразу ставятся в соответствующее место конструкции дома. Порядок сборки 1.Цоколь - 4 балки укладываются в квадрат по периметру. 2.Перекрытие цоколя (пол) - 2 плиты перекрывают всю площадь дома. 3.Стены - 3 стены с окнами и одна с дверью. 4.Потолок - 2 плиты перекрывают всю площадь дома. 5.Крыша - 4 готовые конструкции образуют четырехскатную крышу. Разгрузка и монтирование каждой детали происходит в течение 15 минут. По какому графику должны подвозиться блоки и панели с учетом порядка сборки? Цели: формирование умения составлять план-график работы бригады с учетом времени подбора деталей; использовать кодирование; формирование умений рефлексивного анализа работы по плану; презентация с макетом. Задачи:
представлять полученные результаты на презентации, рефлексируя ход работы. | Умение составлять оптимальный план – график с различными факторами оптимизации. Умение использовать кодирование для записи плана. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы по плану и с макетом. | |
13-14 | «Карнавал». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, исходящую из проблемы, определить задачи для достижения цели. Затем действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы - подсказки для рефлексии хода работы. Ситуация: на новогоднем празднике пройдет конкурс на лучшее представление карнавального персонажа и его маски при следующих критериях оценки: название персонажа и его маски (1-3 балла); дизайн маски (1-3 балла); использованные материалы (1-3 балла); качество изготовления маски (1-3 балла); презентация [участие всей группы (1 балл), организованность группы (1 балл), содержание выступления (1 балл), артистизм демонстрации персонажа и его маски (1 балл), постановка речи (1 балл)]. Каким образом подготовить выступление и маску, чтобы выиграть конкурс масок на новогоднем карнавале с учетом критериев оценки жюри? Цели: актуализация и закрепление умения составлять план (план как результат проектирования) анализа проблемной ситуации, ее условий; формирование умений рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания и самооценки группы. Задачи:
| Понятия критериального оценивания и самооценки группы. Умение составлять план как результат проектирования проблемной ситуации. Умения анализировать условия и решаемую проблему. Умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору. Умение проводить презентацию с рефлексивным анализом работы. | |
15-16 | «Рефлексия - 1», «Мороженое». | Задание Урок рефлексии и контрольная работа «Мороженое». Цели: выявление степени сформированности рефлексивных умений, оценка представлений о сферах применения и эффективности полученных знаний, коллективная рефлексия впечатлений и ощущений от работы на уроках курса «Проектная деятельность», оценка степени сформированности представления о проектировании как универсальном методе; контроль степени сформированности умения составлять оптимальный план и инструкцию как результат проектирования, формирование рефлексивных умений на понятиях проектирования. Задачи:
| Контроль форсированности умения составлять оптимальный план и инструкцию как результат проектирования. Контроль сформированности представления об этапах проектирования и владения приемами проектной деятельности. | |
17-18 | «Информация печатных источников». | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: проделать полный цикл от создания проекта до собственно решения проблемы. Рефлексируя ход работы, провести самооценивание в листе «Самооценка по этапам» и экспертное оценивание. Ход работы по осуществлению проекта представить на презентации. Ситуация: необходимо составить инструкцию краткого описания выбранного рассказа с цитированием текста и библиографической ссылкой и сделать план-макет изготовления каталожной карточки. Цели: актуализация и закрепление умения проектировать; выполнение полного цикла от создания проекта до собственно решения проблемы; составление инструкции и плана-макета карточки; формирование умений рефлексивного анализа своей работы; закрепление умения самооценивания. Задачи:
| Умение проектировать, выполняя полный цикл от создания проекта до собственного решения проблемы. Умения составлять инструкцию и план каталожной карточки. Умение рефлексивно анализировать свою работу. Умение самооценивания. | |
19-20 | «Настольная игра». | Задание Рассмотреть проблемную ситуацию, содержащую ряд проблем, и сформулировать задание для работы группы: выделить из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы, сформулировать цели, исходящие из подпроблем, определить задачи для достижения целей. Затем определить, что будет результатом при достижении каждой цели. После проектирования изготовить образец спроектированной игры. Провести презентацию проекта с помощью устного выступления и продукта. Рефлексия хода работы и презентации проводится с самооцениванием и записью в листке «Самооценка проектирования и презентации». Ситуация: разработать проекты настольных игр для их последующего производства: название, описание игры, оснащение и правила, а также техническое задание на изготовление оснащения. Цели: актуализация и закрепление умения проектировать, выполнение полного цикла от создания проекта до его реализации, разбиение проблемы на подпроблемы, цели на подцели, составление технического задания - инструкции; формирование умений рефлексивного анализа работы, закрепление умения самооценивания. Задачи:
| Умение проектировать, выполняя полный цикл от создания проекта до его реализации. Умение разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели. Умение составлять техническое задание - инструкцию. Умение рефлексивного анализа своей работы. Умение самооценивания. | |
21-22 | «Школьный автобус». | Задание Рассмотреть ситуацию и проделать работу по проектированию, выделив проблему и ее подпроблемы, сформулировав цель и подцели, исходящие из подпроблем, определив результат проектирования и получив его. Осуществить проект. Рефлексировать ход работы и провести самооценивание записью на полях рабочей тетради с помощью обозначений: «+» - понял и сделал сразу, «+/—» - сделал и понял с чьей-то помощью, «—/+» - не понял и списал, «—» не понял и не списал. Ситуация: как составить расписание школьного автобуса по оптимальному маршруту, если он начинает движение от школы, собирает детей и прибывает в школу к 8 часам утра? Расстояния указаны на схеме. Известно, что автобус проезжает 1 км в среднем за 2 минуты. Каждая остановка с посадкой занимает 5 минут. Как заполнить маршрутный лист школьного автобуса? Цели: актуализация и закрепление умения проектировать, выполнять полный цикл создания проекта, разбиение проблемы на подпроблемы, цели на подцели, составление инструкции в виде расписания движения; формирование умений рефлексивного анализа работы, закрепление умения самооценивания. Задачи:
| Умения выполнять полный цикл по созданию проекта, разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели, формулировать ожидаемый результат. Умения рефлексивного анализа своей работы и самооценивания. Понятие об этапе Осуществления проекта. | |
23-24 | «Школьная спартакиада». | Задание Рассмотреть проблемную ситуацию, в которой недостаточно условий. Определив дополнительные условия, необходимо проделать работу по проектированию: выделить из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы, сформулировать цель и подцели, определить результат проектирования и получить его. Затем представить проект. Рефлексируется ход работы и проводится самооценивание. Ситуация: в спартакиаде принимают участие по два класса из каждой параллели с 1 по 4 класс. Девочки и мальчики выступают отдельно, кроме перетягивания каната, когда участвует весь класс. Как организовать спартакиаду, добавив дополнительные условия? Критерии оценки результатов проектирования:
Цели: актуализация и закрепление умения проектировать; выполнение полного цикла по созданию проекта с дополнением условий; умения разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели, составлять инструкции в виде графиков проведения соревнований, программы для зрителей, таблицы результатов соревнований; формирование умений рефлексивного анализа работы, закрепление умения самооценивания. Задачи:
| Умение проектировать, выполняя полный цикл по созданию проекта. Умение разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели. Умение формулировать ожидаемый результат. Умение проводить рефлексивный анализ своей работы. Умение самооценивания. | |
25-26 | «Кем быть?» | Задание Проделать работу по проектированию: рассмотреть проблемную ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, наметить задачи. Выполнив намеченные задачи, представить проект - план основных действий для получения образования и выбранной профессии. Рефлексируется ход работы и проводится самооценивание с помощью закрашивания прямоугольников разными цветами (используются следующие обозначения: розовый цвет - «знаю», голубой - «примерно знаю», зеленый - «не знаю»). Ситуация: для того чтобы выбрать профессию, необходимо узнать как можно больше информации о разных профессиях, проанализировать свои способности и возможности, представить, как ты проявишь себя в выбранной профессии, и построить свою образовательную траекторию. Это означает, что уже сейчас нужно для себя наметить задачи по развитию своих способностей, получению общих и специальных знаний, освоению житейских и профессиональных умений. Цели: актуализация и закрепление умения проектировать; формирование умений рефлексивного анализа своих особенностей, способностей, достижений и желаний, умения самооценивания; формирование умения составлять план действий и деятельности, которые необходимо проделать при формировании проекта (замысла) способа решения проблемы. Задачи:
провести самооценивание. | Умение проектировать. Умения рефлексивного анализа своих особенностей, способностей, достижений и желаний. Умение самооценивания. Умения составлять план действий и деятельности, которые необходимо проделать при формировании проекта (плана основных действий для получения образования и выбранной профессии). | |
27 | «Исследование». | Задание Исследовать некоторые вещества на растворимость. Оформить исследование в соответствии с правилами: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу. Затем произвести опыты и записать наблюдения, сделать заключение и выводы. Ситуация: некоторые вещества при смешивании с водой как бы исчезают, растворяются. Например, сахар или соль. Другие, напротив, после смешивания с водой не изменяются. Проведем исследование на растворимость соли и песка. Цели: формирование умений проводить исследование, выдвигать гипотезу, проводить опыты, наблюдения, делать заключение и выводы; закрепление умения формулировать проблему и цель исследования. Задачи:
| Понятия о методологии исследования. Понятие гипотезы. Умения ставить и проводить исследование. Умение проводить опыты и записывать наблюдения. | |
28-29 | «Кислотные дожди». | Задание Проделать работу по проектированию и исследованию в рамках проектирования. В проектировании: рассмотреть проблемную ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, наметить задачи. Одна из намеченных задач проектирования - постановка и проведение инструментального исследования, для того чтобы получить новое знание. Выполнив намеченные задачи, сформулировать результат проектирования и результат исследования, сравнить и сопоставить методику их организации, представить проект - инструкцию. Ситуация: кислотные дожди переносятся на громадные расстояния и при выпадении на землю повреждают флору, фауну, а также влияют на здоровье человека. Вещества, определяющие кислотность среды, - индикаторы метилоранж и универсальная индикаторная бумага - могут помочь. Каким образом с помощью индикаторов определить, кислая ли среда? Цели: актуализация и закрепление умения проектировать; формирование умения ставить и проводить исследование. Задачи:
| Понятие о методологии исследования. Понятие гипотезы. Умение ставить и проводить исследование в рамках проекта. Умения проводить опыты и записывать наблюдения. Умение проектировать. | |
30-31 | «Наш класс». | Задание Рассмотреть ситуацию, состоящую из ряда проблем, и сформулировать задание для работы над проектом, то есть: выделить из проблемной ситуации проблему и ее подпроблемы, сформулировать цели, исходящие из подпроблем, определить задачи для достижения цели. Затем определить, что будет результатом при достижении цели. Работать по созданию проекта с распределением подпроблем по группам и соединением результатов в единый результат в группах по 4-5 человек. Каждая группа учащихся готовит и проводит презентацию проекта с помощью устного выступления и продукта - коллажа «Наш класс» - по выбранной теме. Записать самооценивание в рабочей тетради, закрашивая выбранные позиции. Баллы суммируются. Ситуация: на выпускном вечере представить коллективный рассказ о своем классе сделать коллаж из плакатов на следующие темы: «Наши учителя», «Мы и спорт», «Мы отдыхаем», «Мы выступаем», «Мы на уроках проектной деятельности», «Мы учимся», «Родители в делах класса». Как организовать работу и сделать коллаж «Наш класс», если работать (по 4-5 человек) с листами формата АЗ, карандашами, красками, фотографиями, рисунками, используя свои творческие способности и фантазию? Цели: актуализация и закрепление умения проектировать; выполнение полного цикла от создания проекта; разбиение проблемы на подпроблемы, цели на подцели; формирование умений рефлексивного анализа своей работы; закрепление умения самооценивания. Задачи:
проводить индивидуальное самооценивание. | Умение проектировать, выполняя полный цикл по созданию проекта. Умения разбивать проблемы на подпроблемы, цели на подцели. Умение формулировать ожидаемый результат. Умение проводить рефлексивный анализ своей работы. Умение самооценивания. | |
32 | «Рефлексия - 2». | Урок рефлексии Цели: выявление степени сформированности рефлексивных умений, оценка представлений о сферах применения и эффективности полученных знаний; личностная рефлексия впечатлений и ощущений от работы на уроках курса «Проектная деятельность»; оценка уровней индивидуальных достижений, степени сформированности представления о проектировании как универсальном методе; формирование рефлексивных умений. | Умение рефлексировать | |
34 | Обсуждение итогов года и всего курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1 класс.
Программа внеурочной деятельности в начальных классах...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального наравления "Юный исследователь" разработана учителями - практиками МБОУ Бобровская СОШ №2 Воронежской области и направлена н...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Я - исследователь"
Цель программы – создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности....
рабочая программа внеурочной деятельности в начальных классах "Я- исследователь",
Данная рабочая программа рассчитана для начального звена. 2 часа в неделю....