Вышивка как вид народного творчества
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ Раздолинская СОШ им.ГСС Ф.Тюменцева
Внеклассное мероприятие:
«Вышивка — один из видов народного творчества"
Автор: учитель
начальных классов
Зажимаева Д.С.
Пгт.Раздолин
«Вышивка — один из видов народного творчества"
Тема: Вышивка – один из видов народного творчества.
Цели:
- обобщить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве - о вышивке;
- развивать у школьников умения структурировать информацию;
- способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому своего края.
Оборудование: экспонаты школьного музея, музыкальный ряд, коллекция вышивок.
Место проведения: школьный музей.
Форма проведения: практическое занятие.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, мы вас приветствуем на занятии, тема которого «Вышивка – один из видов народного творчества». Эпиграфом нашего занятия будут слова:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафиер.)
2. Сообщение темы и цели занятия
- Сегодня на нашем занятии мы коснемся русской культуры – многогранной, богатой традициями и обычаями, потому что без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники бесконечно доброго народного мастерства. Красноярский край не исключение. Здесь словно на удивление собраны во множестве неповторимые красоты природы: чистый воздух, аромат цветущих трав и деревьев, вековые леса, журчащие ручейки и неторопливые реки.
3. Рассказ учителя:
- Дорогие ребята! Хотите попутешествовать?
Возвратимся лет на сто назад и представим, как выглядел наш поселок. Зайдем в дом. Посередине избы стоит печь, вдоль стен лавки, на которых сидят женщины. Каждая занята своею работой, одна прядет, другая ткет полотно, третья шьет ребенку рубаху, ну а самые младшие вышивают.
Женщин этих давно уже нет, а вещи, созданные, их трудолюбивыми руками живут, до сих пор. Эти вещи бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Так и дошли они до наших дней.
Народная одежда, полотенца, тканые половики – символ богатейшей истории края.
Мы не зря сейчас находимся в стилизованной народной избе. Посмотрите, как жили наши предки, какие предметы быта у них были.
Давайте назовем те предметы, которые изготавливали сами, в домашних условиях, а какие приходилось покупать на ярмарках. (Ответы ребят.)
Правильно, приходилось покупать, ребята те предметы, которые невозможно было изготовить в домашних условиях. Это самовары, железные утюги, чугуны, лампы и т. д. Очень многие предметы быта изготавливались в домашних условиях для своей семьи, а остатки продавали на ярмарке.
Люди выращивали сами лен и ткали из него ткань, позднее стали разводить овец и прясть пряжу, сами выделывали кожу. Женщины были обязаны напрясть, наткать все необходимое для своей семьи. Они не только изготавливали, но и украшали. Опыт передавался от поколения поколению. И у нас с вами на занятии будет так же: старшие будут учить младших вышивать швом – крестик.
Ребята, вы обратили внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка. Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории и культуры. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье.
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент вышитого рисунка имел свое значение и смысл.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений.
Какие инструменты используют при вышивке? (Игла, ножницы.) Пяльцы и наперсток – это приспособления.
Давайте вспомним, какие правила ТБ вы должны соблюдать при выполнении вышивки.
Правила техники безопасности при работе с иглой:
1 Игла – острый инструмент, пользоваться ей надо осторожно. Хранить иглу следует строго в определённом месте. 2 Нельзя оставлять иглу в одежде.
3 Нельзя допускать потери иглы.
4 Сломанную иглу не бросать, а сдать преподавателю. Никогда не брать иглу в рот.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1С ножницами надо обращаться осторожно. Не держать концами вверх.
2 Не подходить к своему товарищу во время резания ножницами.
3 Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
Вводный инструктаж к практической части урока
Молодцы ребята, вы хорошо знаете ПТБ можно тогда приступать и к практической части нашего занятия. Сегодня на занятии я покажу вам, как надо правильно выполнять вышивку швом «крестик», а потом и вы попробуете самостоятельно выполнить этот шов. Будьте внимательны и аккуратны. Ну а теперь пора и за работу. А девизом в вашей работе пусть будет пословица:
НЕ БУДЕТ СКУКИ, КОЛИ ЗАНЯТЫ РУКИ!
Практическая работа
Ну-ка, Машеньки, Дашеньки,
Мариночки, да Ириночки,
Берите пяльцы, иголки, да ниточки.
Будем шить – вышивать.
Ребятишек обучать.
Демонстрация правильных приемов вышивки швом «крестик»
Итог занятия
- Можно ли считать наше путешествие в прошлое интересным и полезным. Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения...
Народное творчество и народная мудрость
Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.
Конспект внеклассного занятия по краеведению к 90 – летию Коми Пермяцкого округа в малокомплектной школе. История, культура, традиции ...