Учусь писать и говорить грамотно
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность –творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchus_pisat_i_govorit_gramotno_7.docx | 73.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 80
Рассмотрено на заседании НМС Протокол № От « » 2020 г | Утверждено приказом директора № от Горшкова Л.П. |
Учусь писать и говорить грамотно
Программа спецкурса по развитию речи
для обучающихся 2-4-х классов
Срок реализации 2020-2022
Составитель:
Рындина Е.Г.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ г. Иркутска СОШ № 80
г. Иркутск
2020 год
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………2
2. Содержание………………………………………………………………………… 7
3. Тематическое планирование……………………………………………………….. 9
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………… .29
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Программа курса «Учусь писать и говорить грамотно» разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г.
- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее –Стандарт);
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г.Иркутска СОШ N 80.
- на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности –они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение.
Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.
Данная программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность –творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Программа «Учусь писать и говорить грамотно» имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа – во 2-4 классах и предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов.
Срок реализации:3 года
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
- Речь.
- Слово.
- Предложение и словосочетание.
- Текст. Культура общения.
Новизна программы
- Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению
- Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
- Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, в школе разработана программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» (5-9 классы), которые способствуют развитию функциональной грамотности, способности учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения (т.е. наблюдается преемственность между начальным и средним звеном)
Цель программы – развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции
Задачи программы:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, мы планируем следующие результаты:
- каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
- у учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
- у учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
Основные методы и технологии.
формы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, защита проектных работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, презентация, участие в конкурсах.
Технологии, методики:
- проблемное обучение;
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
- уметь донести свою позицию до собеседника;
- уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- учиться согласованно работать в группе;
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы проведения:
- Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
- Ролевые игры.
- Конкурсы, викторины.
- Защита проектов.
- Диагностики
Структура программы. Программа курса построена циклически, основные разделы повторяются из года в год.
Содержание
2 класс
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Проект «Основы смыслового чтения»
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Проект «Основы смыслового чтения»
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.
Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Проект «Основы смыслового чтения»
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование
2 класс
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание | Формируемые УУД | Воспитательные задачи, решаемые в данном разделе. | |||||
Слово (13 ч) | |||||||||||
1 | Слово. Значение слова. | 1 | Работа над понятием слово Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД- умение работать в группе, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено. | Воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение друг к другу | ||||||
2 | Многозначные слова. | 1 | Работа над понятием «Многозначное слово» Уметь читать предложения с разной интонацией. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | Развивать последовательность, мышление, внимательное отношение к живому слову, наблюдательность. | ||||||
3 | Омонимы | 1 | Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | Воспитывать эстетическое чувство, любовь к родной природе, к людям, уважение к труду | ||||||
4 | Омофоны, омоформы | 1 | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Развивать последовательность, мышление, внимательное отношение к живому слову, наблюдательность. | ||||||
5 | Синонимы | 1 | различать слова, которые по -разному звучат, но называют одно и тоже,подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Дать почувствовать учащемуся красоту, богатство, выразительную силу русского языка | ||||||
6 | Антонимы | 1 | подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Знакомиться с культурой иной национальности и религией | ||||||
7-9 | Фразеологизмы | 3 | объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Учиться разделять важные дела и второстепенные, следуя принципу «сделал дело – гуляй смело | ||||||
10 | Пословицы | 1 | объяснять и применять пословицы в своей речи. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | Знакомиться с культурой иной национальности и религией | ||||||
11 | Загадки | 1 | узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | Знакомиться с культурой иной национальности и религией | ||||||
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Развивать последовательность, мышление, внимательное отношение к живому слову, наблюдательность. | ||||||
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Развивать последовательность, мышление, внимательное отношение к живому слову, наблюдательность. | ||||||
Предложение и словосочетание (3 часа) | |||||||||||
14 | Связь между предложениями в тексте | 1 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД- умение работать в группе, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено. | Дать почувствовать учащемуся красоту, богатство, выразительную силу русского языка | ||||||
15 | Связь между частями текста | 1 | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | ||||||||
16 | Работа с деформированным текстом | 1 | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | ||||||||
Текст ( 15 часов) | |||||||||||
17 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | |||||||
18-19 | Текст. Опорные слова. | 2 | Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||||
20 | Проверочная работа | 1 | Проверить умение работать с текстом, опорными словами | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД- умение работать в группе, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено. | Прививать ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. | ||||||
21 | План. Составление плана. | 1 | делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | Воспитывать самоуважение, веры в собственные силы, развивает интерес к учебному труду и осмысливать вообще всю языковую работу | ||||||
22-24 | Виды плана | 3 | Познакомить с разными видами плана. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | |||||||
25 | Редактирование текста | 1 | Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Воспитывать активность, увлеченность, которое требует осмысления пережитого, виденного, усвоенного. | ||||||
26-27 | Типы текста. Описание | 2 | Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания.. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||||
28 | Текст – сравнительное описание | 1 | Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||||
29 | Типы текста. Повествование | 1 | Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||||
30 | Типы текста. Рассуждение | 1 | различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Воспитывать эстетическое чувство, любовь к родной природе, к людям, уважение к труду, стремление к героизму, понимание красоты человеческих поступков и отношений | ||||||
31 | Диагностика навыков смыслового чтения | 1 | восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||||
32 | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 | отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | |||||||
33 | Повторение пройденного | 1 | ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||||
34 | Материал для КВН, викторин, конкурсов. | 1 | Отработка знаний, умений, навыков. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание | Формируемые УУД | Воспитательные задачи, решаемые в данном разделе. | |||
Слово (16 ч) | |||||||||
1 | Многозначные слова. | 1 | Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД- умение работать в группе, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено. | Развивать последовательность, мышление, внимательное отношение к живому слову, наблюдательность. | ||||
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь различать омофоны и омоформы | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | |||||
3 | Фразеологизмы. | 1 | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | |||||
4 | Сравнения. | 1 | Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Прививать ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. | ||||
5 | Олицетворение. | 1 | Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Воспитывать эстетическое чувство, любовь к родной природе, к людям, уважение к труду, стремление к героизму, понимание красоты человеческих поступков и отношений | ||||
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Дать объяснение устаревшим словам. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |||||||
8 | Откуда приходят слова. | 1 | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | ||||||
9 | Этимология. | 1 | Этимология. Происхождение и появление слов в языке. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | Прививать ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. | ||||
10-11 | Как тебя зовут? | 2 | Происхождение имен и отчеств. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Формировать соответствующие нравственные качества личности. | ||||
12 | Наши фамилии. | 1 | Происхождение фамилий. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
13 | Топонимы. | 1 | Происхождение географических названий. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
14 | Устаревшие слова. | 1 | Устаревшие слова, архаизмы. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Воспитывать эстетическое чувство, любовь к родной природе, к людям, уважение к труду, стремление к героизму, понимание красоты человеческих поступков и отношений | ||||
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||||||
16 | Проверочная работа. | 1 | |||||||
Текст(10 часов) | |||||||||
17 | Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Развивать последовательность мышления, внимательное отношение к живому слову, наблюдательность | ||||
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 1 | Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
19 | Связь предложений в тексте. | 1 | Деформированный текст. | Формируемые УУД | |||||
20-21 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 | Цепная связь предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД- умение работать в группе, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено. | |||||
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Единая тема и смысл предложений.Параллельная связь предложений в тексте. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | |||||
23 | Диагностика навыков смыслового чтения | 1 | максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений | |||||
24-26 | Единый временной план текста. | 3 | Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | |||||
Стили речи (8 часов) | |||||||||
27-28 | Стили речи. | 2 | Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
29-30 | Культура общения. | 2 | Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
31-32 | Научный стиль. | 2 | Научный стиль. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
33 | Словари. | 1 | Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | |||||
34 | Проверь себя. | 1 | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Прививать ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание | Формируемые УУД | Воспитательные задачи, решаемые в данном разделе. |
Слово (9 ч) | ||||||
1 | Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. | 1 | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД- умение работать в группе, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено. | Прививать ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. | |
2-3 | Фразеологизмы. | 2 | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, Регулятивные УУД – целеполагание – постановка учебной задачи | ||
4 | Диалектизмы. | 1 | Значение диалектизмов в литературном языке. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | ||
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
6 | Метафора. | 1 | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Воспитывать эстетическое чувство, любовь к родной природе, к людям, уважение к труду, стремление к героизму, понимание красоты человеческих поступков и отношений | |
8 | Сочинение по пословице. | 1 | Составлять текст по заданной пословице. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
9 | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
Техника выразительности речи (6 часов) | ||||||
10 | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Личностные УУД, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД, общеучебные - формулирование познавательной цели, логические - анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД, планирование - умение работать в группе, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск способов разрешения конфликта | Воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение друг к другу Дать почувствовать учащемуся красоту, богатство, выразительную силу русского языка | |
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | Подбор образных средств для написания сочинения. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
12 | Рифма. | 1 | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
13 | Диалог и монолог. | 1 | Определение в тексте диалогов, монологов. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
14-15 | Драматические импровизации. | 2 | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Прививать ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. | |
Текст(19 часов) | ||||||
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции | 1 | Знакомство с элементами композиции текста. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
17 | Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. | 1 | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
18 | Творческая работа. | 1 | Письмо сочинения на определенную тему. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
19 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Письмо сочинения в художественном стиле. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
20 | Творческая работа. | 1 | Письмо сочинения на определенную тему. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | Дать почувствовать учащемуся красоту, богатство, выразительную силу русского языка | |
21 | Диагностика навыков смыслового чтения | 1 | Научиться извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
22 | Публицистический стиль. | 1 | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
23-24 | Газетно – публицистический стиль. | 2 | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
25 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
26 | Официально-деловой стиль | 1 | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
27 | Тезисы. Конспект. | 1 | Составления конспекта. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
28 | Аннотация. | 1 | Написание аннотации к любимой книге. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
29 | Я пишу письмо. | 1 | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
30 | Личный дневник. | 1 | Важность ведения личного дневника. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
31 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
32 | Сочини сценарий для мультфильма | 1 | Придумать тему, каждому герою роль. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
33 | Конкурс на лучшее название конфет | 1 | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе | ||
34 | Проект «Основы смыслового чтения» | 1 | Учиться определять основную и второстепенную информацию | Личностные УУД, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала, самоопределение и смыслообразование - мотивация учения Познавательные УУД , общеучебные– моделирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование; логические –выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД – оценка – осознание усвоенного, целеполагание – постановка учебной задачи Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов - умение слушать товарищей, работать в группе |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. ИКТ-поддержка программы:
- Компьютерное обеспечение, интерактивная доска;
2. Список литературы для учителя:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли// А.Г.Асмолов – М.: Просвещение, 2011.
2. Планируемые результаты начального общего образования (стандарты второго поколения). Ред. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. М.: Просвещение, 2009.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Методическое пособие Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
5.Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) -М.: ТЦ Сфера, 2006.
6.Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. -Волгоград: Учитель, 2011.
7.Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. -3-е изд., испр. и доп. -М.: Вентана-Граф, 1996
3. Список литературы для учащихся:
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей –М.: Росткнига, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся писать грамотно" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку.Дополнительный урок....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" для 3 го класса по программе "Школа России"
Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования, учебного плана МКОУ Козловская СОШ....
программа "Учись писать грамотно"
тематическое планирование уроков русского языка для 4-5 классов...
Учимся говорить грамотно
Презентация для учащихся начальных классов, направленная на закрепление навыков грамотной речи. Может использоваться как на уроках русского языка, так и в качестве материала для дополнительных занятий...
Учимся говорить грамотно (часть 2)
Презентация для закрепления навыков грамотной речи учащихся начальных классов. Можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности....