Групповая логопедическая консультация по работе с коммуникативными устройствами первоклассников
консультация (1 класс)

Волкова Кристина Викторовна

Представленный логопедом материал групповой консультации на тему: "Работа с коммуникативными устройствами (альбом с карточками PECS; коммуникативная доска)" поможет скорее спланировать собственное выступление на озвученную тему как перед родителями, так и перед коллегами. Задаст направленность разговора с законными представителями учащихся с РАС, ТМНР, опираясь на доказанные труды и методики. Предложенная информация по работе с различными коммуникативными устройствами соориентирет не только родителей, но и начинающих педагогов, логопедов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема групповой консультации: Работа с коммуникативными устройствами (альбом/слова с карточками ПЕКС/PECS; коммуникативная доска).

Цель: Ознакомление родителей 1 дополнительного класса с видами коммуникативных устройств детей, с процессом взаимодействия (этапы, обращение, требования) с альтернативной/дополнительной  коммуникацией.

Речь – это основное средство взаимодействия (коммуникации, общения) между людьми.  Общение же это базовая потребность человека (гласит Конвенция РФ 2012г.)

1.Зачем всё это нужно?

В школе детям с ОВЗ, не владеющим речью как средством коммуникации, вводятся дополнительные опоры – альбомы с карточками ПЕКС/коммуникативные книги (КК), а тем ребятам кто достиг определенного уровня взаимодействия-общения, вводится другое средство альтернативной коммуникации – коммуникативная доска (здесь в основном используем фразовую речь; создаём разнообразные коммуникативные ситуации. С помощью КД ребенок учится не только выражать свои желания, но и сообщить о своём состоянии здоровья, о настроении и т.д.).

Всем известно, что обучение детей (с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития) элементарным коммуникативным функциям обеспечивает собственно успешную социализацию (их (детей) понимают и они принимают общие нормы поведения), жизнедеятельность детей. Это в конечном итоге сводит к минимуму поведенческие проблемы (уменьшает количество негативного поведения), повышает качество жизни детей (их семей, окружения). Это на сегодняшний день основное направление работы всех участников образовательного процесса. При введении коммуникации должно быть тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса: и специалистов (психолог, логопед), и педагогов, и родителей, и всего окружения ребенка. Т.о., перед нами стоят задачи:

  1. Научиться и научить ребенка пользоваться и использовать свою альтернативную коммуникацию. Договориться об общих подходах (одинаковым способом) к общению ребенка с помощью альтернативной коммуникации.
  2. Вводить коммуникативное устройство во все сферы жизни ребенка (в школе и за её пределами).
  3. Решить вопрос о тесном взаимодействии логопеда и родителей, выбрать способ сотрудничества/взаимосвязи.

ОТВЕТЫ  на ЗАДАЧИ

  1. Этапы/шаги  работы с ПЕКС/PECS/

Польза визуальной поддержки и альтернативной коммуникации (демонстрация презентации учителей-логопедов школы 46 Санкт-Петербурга  Ланцовой Е.В., Горлановой А.В. «АППО»)

Подготовительный этап к работе с PECS
Задача – развивать навыки общения.

Формирование совместного внимания

  • Радость, удовольствие от  общения
  • Внимание к собеседнику
  •  Учимся удерживать во внимании ситуацию между собеседниками
  • Соблюдаем очерёдность
  • Паузы в ожидании действий ребёнка
  • Отклик на поведение ребёнка
  • Следуем за его интересом

Подбор подкрепляющих стимулов через:
1.Анкетирование родителей.
2.Наблюдение за учеником в обстановке «свободного доступа»
3.Определение иерархии поощрений.

Подготовка материалов

Введение карточек PECS:

PECS – I этап

Цель: научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, чтобы получить желаемый предмет.

Обязательные условия: два взрослых, без словесных подсказок, карточка, подкрепляющий стимул.

PECS – II этап
Цель: научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, чтобы получить желаемый предмет.

Задачи:
- научить ребенка подходить к своему альбому ,
- отрывать карточку, подходить к педагогу,
- привлекать внимание и класть карточку в руку педагога.

PECS –  III этап
Цель: научить ребенка различать карточки: А) желаемый и нежелаемый предмет; В) два желаемых предмета.

PECS –  IV этап
Цель: научить ребенка строить фразу.

Необходим альбом/КК/слова и шаблон для построения фразы.

PECS –  V этап
Цель: научить отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».

PECS –  VI этап
Цель: научить ребенка спонтанно просить и комментировать.

2) На первом этапе работы с КД самое главное научить ребенка самостоятельному обращению к КД или эл.планшету для достижения результата – получения желаемого: «Я хочу», «дай» + желаемый предмет. Важно всегда, в любой ситуации поощрять ребенка за самостоятельное использование альтернативной коммуникации.

КД обязательно должна появиться дома у ребенка, чтобы близкие ребенку люди могли помогать ребенку осваивать новое средство общения.  Необходимые домашние слова также должны появляться в КД. Например, слова «домой», «спать», «душ», «телевизор». Только то, что нужно ребенку.

С момента внедрения КД она должна приноситься самим ребенком. Очень важно сохранить позитивное отношение ребенка к КД. Только при радостном и позитивном настрое всего окружения ребенка возможно успешное внедрение КД или планшета.

ИТОГИ, РЕШЕНИЯ собрания-консультации:

  1. Использовать в школе и за её пределами альтернативное устройство ребенка. Помнить, что КК, КД - это «язык» общения ребенка, умение адекватным для окружения способом озвучить свои желания, тревоги.
  2. Сохранять позитивное отношение ребенка и его окружения к коммуникативному устройству. Поступательно учить ребенка самостоятельному обращению к своему коммуникативному устройству.
  3. Взаимодействие логопеда и родителей по вопросу коммуникаций будет проходить посредством классного руководителя и напрямую через мессенджер WhatsApp.

         Консультацию провела учитель-логопед Волкова К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г....

ОПЫТ РАБОТЫ: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в процессе адаптации

Проанализировав  итоги психолого педагогического мониторинга, я пришла к выводу, что работу по формированию коммуникативных УУД у первоклассников необходимо простраивать в опред...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Работа в парах, как одна из форм группового метода обучения в процессе формирования коммуникативных учебных действий.

Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, умеющим строить свое общение с окружающими, в результате которого он познает что-то ново...

Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.(обмен опытом)

           Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные усл...

Бланк карты групповой консультации (совместной работы родителя и ребенка) по коррекции детско-родительских отношений

Коррекция детско-родительских отношений предполагает участие всех участников конфликта. Мне представляется эффективным на определенном этапе проведение совместной консультации для ребенка и родителя. ...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....