ОПЫТ РАБОТЫ: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в процессе адаптации
рабочая программа (1 класс) на тему
Проанализировав итоги психолого педагогического мониторинга, я пришла к выводу, что работу по формированию коммуникативных УУД у первоклассников необходимо простраивать в определенном порядке. Поэтому было принято решение разработать Программу коррекционной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников в период адаптации «Мы вместе».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – Детский сад№5»
ОПЫТ РАБОТЫ: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в процессе адаптации
Автор опыта: Шмелева О.А.
Педагог-психолог МБОУ»НШ-ДС№5»
Юрга 2015
Основной целью моей работы, как педагога-психолога является –оказание практической и консультационной помощи обучающимся, их родителям и педагогам во взаимной адаптации к новым условиям обучения в школе. Причем на сегодняшний день, она не определяется обучением специальным умениям и навыкам. Значительно важнее, когда ребенок приходит в первый класс, помочь ему легко и безболезненно влиться в новый коллектив, т.е. адаптироваться без психоэмоциональных перегрузок и стресса. Для этого необходимо наличие у ребенка таких интегративных качеств, как:
- эмоционально отзывчивый
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми;
- любознательный, активный.
Но так бывает не всегда. В новом веке мультимедийных технологий, веке, когда компьютер стал доступен каждому ребенку, начиная с пеленок, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, которая в свою очередь дает более красочное восприятие мира. Бедное чувственное восприятие делает детей более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, взрослые нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы.
Кроме этого, переход ребёнка от ступени предшкольного к начальному образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, что бы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка.
Заступая на должность, я столкнулась с необходимостью проведения психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий, у обучающихся 1 класса нашего учреждения.
Проанализировав итоги, я пришла к выводу, что работу необходимо простраивать в определенном порядке. Поэтому было принято решение разработать Программу коррекционной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников в период адаптации «Мы вместе».
В течении года я проводила работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников.
Работа осуществлялась в 3 этапа:
1. Диагностический: - включает в себя диагностику, наблюдение, оценку учителя. Для исследования уровня развития коммуникативных УУД у первоклассников используются следующие методики:
Экспертная оценка учителя. Э.М.Александровская. Позволила определить характер взаимоотношений с одноклассниками как компонента социально- психологической адаптации ребенка в школе.
«Рукавички» (Г.А. Цукерман,) Методика позволяет выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). Методика позволяет оценить умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи. В результате обследования были получены результаты: у большинства обучающихся возникают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, неумение слушать собеседника, решение конфликтов, негативное отношение к процессу сотрудничества.
2. Организационный этап: включает в себя профилактическую работу, коррекционно – развивающуюработу с детьми.
По результатам наблюдения и психологического мониторинга УУД у первоклассников, с детьми, у которых выявлены низкие показатели коммуникативных умений, проводится дальнейшая коррекционная работа с учетом индивидуальных психологических особенностей по коррекционно-развивающей программе «Мы вместе». Занятия построены в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: прослушивание и обсуждение литературных и музыкальных произведений; сказкотерапия; элементы групповой дискуссии; метод «незаконченных предложений»; психогим-настикаи, изотерапия (рисование различ-ных эмоций, настроений, рисование и раскрашивание иллюстраций на заданную тему.
Организация игрового взаимодействия, на переменах и динамических паузах используются игры мимического и пантомимического характера, на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой.
Проведение родительских собраний совместно с классным руководителем с родителями, в форме:
- деловая игра;
- обсуждение и разыгрывание ситуаций;
- анализ типов коммуникативных взаимоотношений;
Данная форма работы с родителями помогает установлению доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми, осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителям оказывает помощь в решении возникающих трудностей в общении первокласника.
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса по формированию коммуникативных УУД включает в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и с педагогами.
3. Аналитический этап
Контрольным этапом педагогической работы по данному направлению стала итоговая диагностика оценки уровня развития коммуникативных УУД у первоклассников. Изучив полученные данные можно сделать вывод, что на конец обучения у первоклассников Расширился запас коммуникативных навыков и умений для повседневного взаимодействия первоклассников с окружающими.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ «МЫ ВМЕСТЕ»
Автор-составитель: ШмелеваО.А., педагог-психолог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа -детский сад№5»
Развивающая программа «Мы вместе» направлена на формирование коммуникативных умений, способов и средств взаимодействия с окружающими у первоклассников в процессе адаптации.
Программа может быть интересна для педагогов-психологов, педагогов-организаторов.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….…3
2. Список литературы……………………………………………………………8
3. Тематическое планирование к программе «Мы вместе»………….……….9
4. Содержание программы……………………………………………………...10
5. Приложение 1………………………………………………………………...25
- Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки 6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).
Программа состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Направлена на формирование коммуникативных УУД у первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни через развитие навыков конструктивного общения.
Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими, человек сообщает информацию о себе, взамен получая интересующие его сведения, анализирует их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение также является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Анализ результатов психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса нашего учреждения выявил у многих детей низкий уровень развития коммуникативных УУД, проявляющиеся в неуверенности, неумении слушать собеседника, решении конфликтов, в неумение общаться со взрослыми и сверстниками, негативное отношение к процессу сотрудничества.
В связи с этим возникала необходимость разработать коррекционно развивающую программу формированию коммуникативных УУД у первоклассников в процессе адаптации «Мы вместе».
Цель программы - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников в процессе школьной адаптации.
Задачи программы
- развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками, устанавливать дружеские отношения со сверстниками, слушать собеседника;
- формировать навыки согласовывания усилий по достижению общих целей, осуществление совместной деятельности;
- познакомить с вербальными и невербальными средствами общения.
- создать условия для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
Теоретико-методологическую основу данной программы составляют:
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.
Структура и содержание программы основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арттерапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: прослушивание и обсуждение литературных и музыкальных произведений; элементы групповой дискуссии; метод «незаконченных предложений»; психогимнастика и, элементы изотерапии (рисование различных эмоций, настроений, рисование и раскрашивание иллюстраций на заданную тему.
Занятия проводятся в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Каждому ребенку на занятии необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. С этой целью ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в группе во время занятий.
Структура группового занятия с младшими школьниками включает в себя следующие элементы:
- разминка;
- обсуждение домашнего задания;
- основная часть занятия: чтение сказки, выполнение упражнений;
- обсуждение после каждого выполненного упражнения;
- получение учащимися домашнего задания;
- проведение сеанса релаксации;
- ритуал завершения занятия.
Принципы психолого-педагогической программы:
1. Принцип соблюдения интересов ребенка – решать проблему в интересах ребенка;
2. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
3. Принцип реальности – предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.
Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
- Коррекционная работа осуществляется специалистом соответствующей квалификации, имеющим специализированное образование.
Для оценки эффективности программы используются следующие психологические методики, которые проводятся на первом и последнем занятии:
Помимо наблюдений, для исследования уровня развития коммуникативных УУД у первоклассников используются следующие методики:
1. Экспертная оценка учителя. Э.М.Александровская
Позволяет определить характер взаимоотношений с одноклассниками как компонента социально- психологической адаптации ребенка в школе.
2. «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)
Методика позволяет выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).
Методика позволяет оценить умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.
Продолжительность и периодичность занятий. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 12 занятий по 40 - 50 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю.
Форма проведения занятия - групповые занятия с элементами тренинга.
Предпочтительное количество участников коррекционно-развивающих занятий - 10 – 12 человек.
Этапы программы
Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения ведущей психологической проблемы (индивидуальное и групповое тестирование).
Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий, индивидуальные консультации родителей, педагогов по результатам диагностического обследования.
Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.
Ожидаемые результаты.
Расширения арсенала коммуникативных навыков и умений для повседневного взаимодействия первоклассников (в том числе в конфликтной ситуации, ситуации игрового взаимодействия) с окружающими.
Список литературы
- Агеева, И.А. Успешный учитель [Текст]: тренинговые и коррекционные программы/ И.А.Агеева. – СПб.:Речь, 2006.- 208 с.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М.Р.Битянова. — СПб.: Питер, 2002. — 198 с.
- Жаркова, Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности [Текст]/ Е.Н. Жаркова. – Барнаул, 1998. -98 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст]: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста/ С.В. Слободяник., Н.П. Крюкова. - М.: Генезис. 2002. — 208 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
- Ненашева, А.В. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ [Текст]/ А.В. Ненашева. - Волгоград, 2014. – 143 с.
- Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст]: Игры и упражнения/ О.Е. Озерова/ - Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
- Трясоруков, Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения [Текст]/ Т.П. Трясорукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] Практическое пособие. / К. Фопель/ – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст]/ О.В. Хухлаева. – М, 2004.- 299 с.
- Языканова, Е.В. Учись учиться [Текст]/ Е.В Языканова. - М, 2006г. – 40 с.
Тематическое планирование к программе «Мы вместе»
№ занятия | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | Количество часов |
1. | «Давайте познакомимся!» | Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Создание атмосферы доверия и доброжелательности. | Упражнения, направленные на знакомство участников группы: «Давайте познакомимся» Человек к человеку» «Узнай кто я»; Упражнение на снятие мышечного напряжения «Живые деревья» | 1 |
2. | «Давайте познакомимся!» (продолжение) | Налаживание контакта между детьми в группе. Стимулирование внутригруппового общения. | Упражнения направленные на узнавание участников группы «Доброе утро» «Что я люблю делать» Упражнение на выражение положительных эмоций «Волшебные пальчики»; Упражнение на снятие мышечного напряжения «Тропинка» | 1 |
3. | «Школьные правила» | Формирование положительного отношения к школе, закрепление школьных правил и требований к обучению в школе. Развитие внимания и наблюдательности. | Упражнение на наблюдательность «Узнай по голосу», «Что изменилось»; «Закончи слово» Беседа о важности школьных правил «Школьные правила»; Упражнение на развитие школьной мотивации «Что поможет мне учиться» | 1 |
4. | «Общаемся играя» | Развитие межличностного общения в группе. Знакомство с эмоциями | Упражнение – разминка «Моё ласковое имя» Упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков «ты мне нравишься», «Цветная путаница» Беседа «Знакомство с эмоциями», упражнение «Нарисуй своё настроение» Упражнение на снятие мышечного напряжения «Цветная путаница» | 1 |
5. | «Мы умеем дружить!» | Развитие сплочённости группы; развитие у учащихся умения оценить свою деятельность; | Упражнения для развития самооценки «Ученик дня», «Статуя дружбы»; Упражнение на сплочение детской группы «Колпачки», «Статуя дружбы», обувная фабрика» | 1 |
6. | «Учусь учиться!» | Формирование адекватной самооценки, развитие положительного восприятия ситуации школьного восприятия. | Упражнения, способствующие положительному восприятию школы «Мешок хороших», «Невиданный человечек Лень», «Незаконченные предложения»; Упражнения, способствующие повышению самооценки «Поиск общего», «Мешок хороших качеств» | 1 |
7. | «Учимся общаться!» | Развитие навыков общения между участниками группы; сплочение детского коллектива. | Упражнения на сплочение и получение коммуникативных навыков «Приветствие», «Букет», «Бурундуки», «Колпак» | 1 |
8. | «Учимся общаться!» | Развитие межличностного общения между участниками группы; формирование ответственности за своё поведение. | Упражнения на развитие коммуникативных навыков и ответственности за своё поведение «Атомы и молекулы», «Радио», «Сердце группы», «Паровозик». | 1 |
9. | «Знакомимся с эмоциями» | Развитие эмоционального мира детей; формирование адекватной самооценки. | Упражнение способствующие повышению самооценки «Кто Я», «Мой портрет» Упражнения, дающие представления об эмоциональном мире «Нарисуй радость», «Закончи предложение». | 1 |
10. | «Мы понимаем дуг друга!» | Развитие коммуникативных навыков первоклассников, толерантного отношения к окружающим. | Упражнения, направленные на развитие толерантности и коммуникативных навыков «Передай сигнал», «Неожиданные картинки», «Чьи ладошки», «Комплименты» | 1 |
11. | «Учимся общаться!» | Формирование групповой сплочённости, развитие эмоционального мира; | Игры и упражнения на развитие групповой сплочённости «Я тебе открою тайну», «Не выдай секрет раньше времени», «Раз, два, три – попробуй, повтори»; Упражнения, дающие представления об эмоциональном мире «А за что? А просто так!»; | 1 |
12. | «Учимся разрешать проблемные ситуации» | Развитие умения разрешать ситуации конструктивно; | Упражнения дающие навыки разрешения конфликтных ситуаций «Избавляемся от злости», «Небеса и ад», «Пусть у меня что-то не получится, зато…»; Упражнение на развитие внимания и снятия мышечного напряжения «Нос, рот…» | 1 |
Содержание программы
Занятие 1
Цель: Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Создание в группе атмосферы доверия и доброжелательности;
Упражнение «Давайте познакомимся!»
Ведущий предлагает детям встать в круг. Каждый участник громко и чётко называет своё имя по кругу. Затем тот у кого мяч бросает мяч кому-либо из детей называя при этом его имя.
Упражнение «Имя оживает»
Участники группы представляют себе страну Имён, в которой все имена превращаются в животных, диковинных птиц, или в растения. Детям предлагается закрыть глаза и представить, как выглядит эта чудесная страна, и во что могло бы превратиться имя ребёнка.
Упражнение «Человек к человеку»
Все стоят по двое. Водящий по очереди называет части тела. Например, «нос к носу», «рука к руке», «коленка к коленке» и т. д. Играющие должны выполнить эти задания. После команды: «Человек к человеку» все разъединяются и ищут другого партнера. Тот, кому не достанется партнера, становится водящим.
Упражнение «Узнай кто я»
Дети делятся на пары. По сигналу ведущего они начинают общаться внутри созданных пар. Их цель узнать друг о друге как можно больше. Ведущий должен обратить внимание на вопросы, которые дети могут задать, например, день рождения, любимое животное, любимая игра, любимое занятие, мультфильм и т.д.
После окончания обсуждения, дети рассказывают, что нового они узнали друг о друге.
Упражнение «Живые деревья»
Ведущий предлагает детям пофантазировать и превратиться в деревья, кто- то в яблоньку, кто-то в берёзу или дуб. Далее Учитель говорит следующее: « Итак, ребята, мы деревья. Потяните руки вверх, будто это ветки, поднимитесь на носочки. Тихонько подул ветер, и наши ветки тихо колышутся. Вот ветер подул сильнее и наши пальцы как листочки задрожали. Вот ветер усилился, и деревья нагибаются в стороны. А теперь ветер постепенно затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят. А теперь мы медленно опускаем руки, и превращается в мальчиков и девочек.»
Подведение итогов
Дети говорят, чему они научились на занятии, что особенно запомнилось, что бы они хотели узнать на последующих занятиях, какие вопросы остались неразрешенными.
Прощание
По желанию детей можно придумать ритуал прощания, который будет использоваться на каждом занятии. Возможно, это будут добрые слова в адрес каждого участника, пожелание, необычное рукопожатие или просто объятие.
Рекомендуется ритуал – благодарность. Каждый участник обращается к кому-либо из группы говорит «Я хочу поблагодарить …..(имя) за то, что он был добр ко мне, сказал хорошее пожелание, помог выполнить сложное задание и т.п.». Ведущий должен нацелить детей на то, чтобы все дети получили благодарность, мотивировать их на выполнение этого задания.
Занятие 2
Цель: продолжение знакомства, налаживание контакта между детьми в группе. Стимулирование внутригруппового общения.
Упражнение «Доброе утро»
Это упражнение помогает детям узнать новое друг о друге. Ведущий обращается к детям: «Доброе утро!» и называет какой-либо признак, дети к которым относиться сказанное в ответ на приветствие машут рукой.
Например: «Доброе утро, все у кого хорошее настроение!», «Доброе утро, сем девочкам!», «Доброе утро, всем мальчикам!»,
«Доброе утро, кто чистил сегодня зубы!», «Доброе утро, те, кто любит шоколад!» и т.д.
Упражнение «Волшебные пальчики»
Все дети любят рисовать. Предлагаем сделать это не совсем простым образом. У каждого ребёнка лист бумаги, краски, желательно ведущему иметь влажные салфетки для рук.
Детям предлагается нарисовать своё настроение, пользуясь красками, но не пользуясь кистью, т.е. пальцами. Не нужно ограничивать детей, пусть проявят свою фантазию и воображение.
После окончания работы все детские рисунки разместить на доске, чтобы дети смогли их оценить. По желанию детей рисунки можно преподнести в подарок детям из группы или родителям.
Игра «Тропинка»
Дети выстраиваются друг за другом. Участники двигаются змейкой по воображаемой тропинке, ведущий может идти, впереди предлагая детям преодолевать препятствия: переступая, перепрыгивая, обходя их, дети в свою очередь повторяют все движения ведущего. Ведущими могут и сами дети, руководитель группы в этом случае оказывает им помощь при необходимости. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение.
Игра «Что я люблю делать»
Ведущий говорит следующее: «Ребята, я хочу, чтобы вы лучше узнали дуг друга. Вы будете рассказывать о себе, о том, что вы любите делать больше всего на свете, но не совсем обычном способом – с помощью мимики, жестов, т.е. пантомимы, говорить – запрещается. Ребята должны отгадать, что вы показываете. В качестве примера ведущий может также показать детям какое-либо действие.
Подведение итогов занятия
Дети высказываются, что им понравилось на занятии, что удивило, порадовало, что бы хотелось узнать на следующих занятиях.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 3
Цель: Формирование положительного отношения к школе, закрепление школьных правил и требований к обучению в школе. Развитие внимания и наблюдательности;
Упражнение «Угадай по голосу»
Дети выбирают водящего, который выходит в центр круга, глаза завязаны или закрыты. Дети по очереди зовут его по имени, а он в свою очередь должен угадать этого ребёнка.
Беседа «Школьные правила»
«Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, пешеходам, что можно делать, а что нельзя. Если не обращать на них внимания – случиться беда.
В школе тоже есть правила, которые необходимо соблюдать. Подскажите мне, что можно делать? А что нельзя? (дети отвечают). А можно ли эти правила изобразить с помощью знаков? (дети отвечают)
Учитель знакомит детей со школьными правилам (можно их изобразить в виде знаков):
- В школе нужно со всеми дружить;
- Нельзя на уроках разговаривать;
- не выкрикивай с места;
- Когда хочешь ответить нужно, поднимать руку;
- Нельзя обзываться, драться, плохо себя вести;
Возможно, дети захотят добавить и свои правила. В этом случае можно попросить, чтобы они вместе со своими родителями придумали интересные знаки, отражающие данные правила;
Упражнение «Что изменилось»
На парте перед детьми ведущий выкладывает различные предметы (это могут быть подручные предметы). Желающий ребёнок выходит к столу и запоминает их расположение. Затем ребёнок отворачивается, а ведущий меняет расположение предметов (можно убрать или добавить). Задач ребёнка найти все различия.
Упражнение «Закончи слово»
Ведущий предлагает детям заканчивать слова, которые начинаются на разные слоги, например, на слог ра, да, зем, го и т.д.
Упражнение «Что поможет мне учиться»
Задача упражнения формирование положительного отношения к обучению в школе и учебной мотивации, т.к. в группу могут входить дети с недостаточно сформированной учебной мотивацией.
Дети называют качества характера, способности и всё что помогает школьникам овладевать знаниями.
Подведение итогов
Дети высказываются, что им особенно запомнилось на занятии, с каким настроением они уходят.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 4
Цель: развитие межличностного общения в группе; знакомство с эмоциями, их значением в жизни;
Упражнение « Моё ласковое имя»
Ведущий предлагает детям назвать своё ласковое имя. Это может быть как имя ребёнка, так и ласковое обращение (Зайчик, Малыш и т.д.)
Ведущий показывает стакан с чистой прозрачной водой и говорит: «Посмотрите, ребята, какая чистая прозрачная вода в стакане. Сейчас моё настроение похоже на эту воду, оно такое же спокойное, ровное и хорошее»;
Демонстрирует стакан с водой, добавляя немного земли. «А бывает что наше настроение отчего-то портится, и тогда оно похоже на воду в этом стакане, оно мутное, неприятное, испорченное»
«А теперь посмотрите, я добавляю в воду разноцветные блёстки. И настроение похоже на фейерверк, искрящееся, яркое, переливающееся»
Наше настроение – это эмоции. Они могут быть очень разными.
Дети высказываются на что похоже их настроение в данный момент.
Упражнение «Знакомство с эмоциями»
Ведущий предлагает детям рисунки с изображением различных эмоций: радость, грусть, обида, гнев, страх, удивление, счастье и т.д.
Затем предлагается изобразить какое настроение у детей в различных ситуациях: когда они идут в школу, на занятиях, с друзьями, дома и т.д.
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Детям предлагается изобразить своё настроение, предварительно, педагог развешивает рисунки с изображением различных эмоций. Детям предлагается придумать, как ещё можно изобразить своё настроение.
Упражнение «Цветная путаница»
Детям предлагается встать парами. Можно чтобы они находились и в кругу. Ведущий называет цвет, а дети быстро должны найти его, но не у себя, а у своего соседа (или у других детей из группы, с детьми необходимо договориться заранее);
Упражнение «Ты мне нравишься»
Упражнение способствует сплочению и развитию хороших отношений между детьми.
Дети сидят в кругу, у ведущего моток ниток, он объясняет детям, что один конец нити нужно обмотать вокруг пальца, затем передать любому участнику группы со словами: «Ваня ( Вова, Даша…), ты мне нравишься, потому что…(далее следует назвать причину), например, потому что ты был сегодня очень вежливым». Следующий ребёнок действует по аналогии, фраза всегда начинается одинаково. Все дети должны получить клубок, ведь в каждом есть что-то очень хорошее, что заслуживает любви и внимания.
Подведение итогов
Дети говорят, с каким настроением уходят с занятия, и чего желают друг другу.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 5
Цель: развитие сплочённости группы, развитие взаимоуважение и адекватной самооценки обучающихся.
Игра « Колпачки».
Для этого он раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка: «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз
Упражнение « Ученик дня»
Упражнение позволяет почувствовать детям дружескую поддержку всей группы. Дети находятся в кругу, желающий ребёнок. Может проводиться довольно часто, конечно «учеником дня» должны быть разные дети.
Дети находятся в кругу. В центр выходит один участник группы. Каждый из детей должен сказать приятные слова в адрес этого ребёнка, аргументировав свои высказывания. Например: «Даша, я рад, что ты учишься со мной в одном классе!», «Ты, Даша, моя самая лучшая подружка!», «Ты мне очень нравишься!».
Упражнение «Статуя дружбы»
В этом упражнении может участвовать вся группа.
Один из детей – «скульптор», остальные – материал для скульптуры (можно обговорить с детьми что это: глина, песок, пластилин и т.д.)
Задача ребёнка выполнить скульптуру на тему «Дружба», меняя по своему желанию позы детей, их расположение и т.д.
Упражнение «Обувная фабрика»
Весёлое упражнение помогает детям создать лёгкую и непринуждённую атмосферу, и в то же время, способствует сплочению группы. Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.
Подведение итогов
Дети делятся впечатлениями о наиболее запомнившихся и важных моментах занятия, чему они научились, что особенно запомнилось, а какие вопросы остались неразрешенными.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 6
Цель: Формирование адекватной самооценки учащихся, положительного восприятия ситуации школьного обучения.
Упражнение «Поиск общего»
Дети делятся на небольшие группы по 3-4человека. Их задача найти как можно больше сходств между членами данной подгруппы. Например: мы все одного роста, родились в городе Юрга, любим мороженое и т.д., чем больше сходств найдут дети внутри группы, тем лучше.
Упражнение «Мешок хороших качеств»
На ватмане или на доске нарисован мешочек. Ведущий объясняет детям, что это мешок хороших качеств. Каждый из ребят может положить туда своё хорошее качество или кого-то из участников группы. Например: «Мне нравится в Юле доброта. Хочу положить в мешок доброту.
Упражнение «Незаконченные упражнения»
Детям предлагается закончить предложения:
«Мне нравится в школе…»
«Мне не нравится в школе…»
«Если бы я был директором школы…»
«Если бы я был учителем…»
Упражнение «Невидимый человечек Лень»
Ведущий рассказывает детям о существовании коварного маленького существа по имени «Лень», который потихоньку запрыгивает то в карман, то в ручку, то в уши учеников мешая им думать, слушать, писать и т.д. И тогда… (ребята вместе придумывают к чему это приведёт).
А как он выглядит? Какой у него характер? Можно ли с ним договориться? Детям предлагается нарисовать этот персонаж.
Подведение итогов
Дети обсуждают наиболее значимые моменты занятия, обсуждают, что особенно запомнилось, что бы нового хотели узнать.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 7
Цель: развитие навыков общения между участниками группы, сплочение детского коллектива.
Упражнение «Приветствие»
Участники группы приветствуют друг друга и получают заряд положительных эмоций. Дети делятся, на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Затем они должны поприветствуйте друг друга как европейцы - пожимают руку, как японцы - кланяются, и как африканцы - трутся ногами.
Упражнение «Букет»
Каждый участник группы получает заготовку: цветок, сделанный из цветной бумаги. В центре дети пишут своё имя, цветы по своему усмотрению оформляют: рисуют глаза, соответствующее настроение и т.д. В заранее заготовленную вазу (нарисованную или сделанную в виде аппликации) вклеивают получившиеся цветы, образуя таким образом букет.
Упражнение «Бурундуки»
Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
Упражнение «Колпак»
Группа разучивает следующие слова, каждое слово сопровождается определённым жестом. «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак» Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.
Подведение итогов
Дети делятся своими впечатлениями, наиболее запомнившимися моментами занятия.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 8
Цель: развитие межличностного общения между участниками группы; формирование ответственности за своё поведение
Упражнение «Радио»
Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок! (при этом подробно описывает кого-нибудь из группы участников (цвет волос, глаз, рост, одежду…)). Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий
Упражнение «Атомы – молекулы»
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
Игра «Паровозик»
Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.
Упражнение «Сердце группы»
Ведущий заранее вырезает из плотной бумаги или рисует на ватмане сердце. Детям внутри группы предлагается написать хорошие качества участников группы. Можно раздать детям маленькие сердечки из бумаги и предложить написать на них свои имена, сердечки клеятся вовнутрь большого сердца, а затем дети пишут положительные качества друг друга.
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за работу, обсуждают наиболее интересные моменты занятия.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 9
Цель: развитие эмоционального мира учащихся; формирование адекватной самооценки.
Упражнение «Закончи предложение»
Педагог ведёт с детьми беседу, в ходе которой дети вспоминают эпизоды из жизни связанные с радостью. Далее им предлагается закончить следующие предложения:
«Для меня радость - это…»
«Для моих родителей радость – это…»
«Для ученика радость - это…»
Упражнение «Нарисуй радость»
Это упражнение связано с предыдущим. Используя краски, детям предлагается выразить на своём рисунке радость, это может быть как предмет, абстрактное изображение, так и сюжетный рисунок или коллаж.
Упражнение «Кто Я»
Ведущий предлагает детям представить, что в далёкой – далёкой стране у них есть друг. Он хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты? Что любишь? Как выглядишь? Что любишь?
Детям предлагается написать стихотворение (оно может быть и без рифмы), а начинаться оно должно со слов: «Я», «У меня».
Например:
Я Миша
Мой рост один метр двадцать сантиметров
У меня весёлый характер
Я очень люблю животных
У меня рыжие волосы
Я очень общительный
Я обожаю мороженое
Упражнение «Мой портрет»
Это упражнение может служить своеобразным предложением предыдущего, но и само по себе очень нравится детям.
Исходя из тех сведений, которых дети сами рассказали о себе, им предлагается нарисовать свой автопортрет, или изобразить себя целиком. Все картины необходимо подписать, а затем устроить вернисаж, где детям предлагается оценить работы участников группы, и аплодисментами оценить все портреты.
Подведение итогов
Дети обсуждают, чему они научились, что особенно запомнилось, и чтобы хотели узнать на последующих занятиях.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 10
Цель: развитие коммуникативных навыков первоклассников, толерантного отношения к окружающим.
Игра «Передай сигнал»:
Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится .
Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
Упражнение «Неожиданные картинки»
Дети находятся в кругу. У каждого лист бумаги, подписанный с другой стороны. Инструкция детям: «Ребята, перед вами лист бумаги. Начните рисовать на нём какую-нибудь картину. По команде ведущего вы должны передать свой лист соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину». Над каждой картиной дети работают 2-3 минуты. Так происходит до тех пор, пока картины не сделают полный круг и не вернуться к своим хозяевам.
Затем дети обсуждают, довольны ли они получившейся картиной, что им понравилось, а что нет.
Упражнение «Чьи ладошки»
Один из участников садится на стул с закрытыми глазами. Лицом к группе. Остальные по очереди подходят к нему и на несколько секунд кладут на его ладони свои. Водящий должен догадаться, чьи ладошки приходили к нему а гости».
Игра «Комплименты».
Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Правило - не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». После того, как все получили комплименты, ведущий подводит итог.
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за работу и интересное общение.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 11
Цель: развитие эмоционального мира учащихся, формирование групповой сплочённости.
Упражнение «Не выдай секрет раньше времени»
Ведущий по очереди обращается к детям с разными вопросами, задача детей отвечать только после команды «говори»; задача участников группы сдерживать эмоции, действовать по правилу.
Варианты вопросов:
«Какой сегодня день недели?»
«Назови фрукты красного цвета»
«Как называется маленькая лошадка» и т.д.
Упражнение «Раз, два, три – пробуй, повтори»
Ведущий показывает детям различные движения, они в свою очередь должны повторить все движения кроме одного, оно запрещено, например, нельзя наклоняться. Запрещённое движение можно заменить другим.
Игра «Я тебе открою тайну»
В эту игру можно играть несколько дней ( в нашем случае 2 дня). Ведущий предлагает детям вытянуть жребий, где сообщается имя кого-то из группы.
Таким образом, у каждого ребёнка оказывается листочек с именем одного из учащихся, оно не разглашается. В течение двух дней дети оказывают знаки внимания, добрые дела тому, «тайным другом» кого он является. Главное, чтобы это сопровождалось положительными эмоциями. Через несколько дней, дети раскрывают секрет, кто чьим другом являлся, какие эмоции вызывали сюрпризы.
Упражнение «А за что? А просто так!»
Игра учит выражать положительные чувства. Дети по кругу благодарят друг друга за что-либо, или просто так. Затем одного игрока ставят в центр и похвалы и комплименты звучат уже в его адрес. Дети в центре кругу сменяются.
Упражнение «Подойди ко мне поближе, я хочу тебя обнять!»
В ходе игры дети учатся выражать свои положительные чувства. Дети встают в круг. Перед началом игры ведущий предлагает вспомнить детям любимую игрушку и чувства, которые она вызывает у детей. Далее по цепочке они должны выразить свои симпатии друг к другу с помощью жестов, объятий и добрых слов. Ведущий обнимает стоящего рядом ребёнка. Но совсем слабо, а он в свою очередь должен обнять своего соседа, но уже крепче, объятия постепенно набирают силу, пока не вернутся к ведущему.
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за работу и интересное общение.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 12
Цель: развитие умения разрешать спорные ситуации конструктивно; развитие свойств внимания.
Упражнение «Небеса»
Ведущий предлагает детям послушать историю: «Один молодой воин пришёл к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чём разница между небесами и адом?»
Мудрец на мгновение задумал и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе может понять такое? Ты слишком невежествен и глуп».
Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!», заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В тоже мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны, «А вот это и есть небеса», заметил старик.
Далее ведущий говорит о том, что у каждого человека случаются ситуации, когда очень трудно контролировать себя и своё поведение; (дети вспоминают такие ситуации из своего опыта); «Порой нам хочется доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой превращается в настоящую борьбу. Ведущий предлагает детям разобрать ситуации, из их опыта, когда конфликт чуть не закончился дракой;
Упражнение «Избавляется от злости»
Ведущий предлагает детям изобразить свою злость. Она может выглядеть как клякса, или в виде образа или предмета. Лучше если дети воспользуются касками. После обсуждения ведущий спрашивает детей как можно избавить от злости. (варианты: можно разорвать на мелкие части, сжечь, сделать самолётик и т.д.)
Упражнение «Нос, рот…»
По команде ведущего «нос» - дети должны дотронуться до своего носа, по команде «рот» - ко рту. Ведущий называет команды, дотрагиваясь до соответствующих частей. Темп игры постепенно набирает скорость; задача детей - дотронуться до той же части головы что и ведущий.
Упражнение «Пусть у меня что – то не получается, зато…»
Участники стоят в кругу. Дети, которые находятся в кругу, говорят следующие слова: «У меня не получается (называет что именно) красиво писать, выговаривать букву и т.д, дети стоящие в кругу говорят: «Зато ты…(красивый, весёлый, общительный и т.д.). Желательно чтобы все дети побывали на месте водящего.
Игра «Разведчик»
Дети выбирают ведущего. Участники группы замирают в разнообразных позах. Ведущий запоминает позы играющий, их одежду, а затем выходит из комнаты. Дети делают 1-2 изменения в своей одежде, позе (если их будет больше, детям будет сложно запомнить). Водящий, вернувшись должен всё вернуть всё в исходное положение найти изменения в одежде и позах игроков
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за совместную работу и интересное общение. Поведение итогов работы группы.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Приложение 1
Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации)
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения)
Экспертная оценка учителя. Э.М.Александровская
Критерии оценивания:
Низкий уровень - 1 балл – если ребенок набрал 0 или 1 балл
Средний уровень – 2 балла – если ребенок набрал по шкале методики 2 или 3 балла.
Высокий уровень – 3 балла – если ребенок набрал по шкале методики 4 или 5 баллов.
Ф.И. ребенка | Общительный, легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети. (5 баллов) | Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети. (4 - балла) | Сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми. (3 - балла) | Предпочитает находиться с рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. (2 - балла) | Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнадушны. (1 -балл) | Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят. (0 -баллов) | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы диагностики регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, применяемые в процессе речевого развития младших школьников
В презентации представлены методики проведения диагностических исследований регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников....
Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...
Презентация "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке"
Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке....
дипломная работа «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
Реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процес...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности
Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...
Система заданий, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку
Развитие коммуникативных УУД в процессе обучения немецкому языку...
Групповая работа как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: д...