Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
картотека по логопедии (1, 2 класс)
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Формирование коммуникативной компетенции один из важнейших аспектов гармоничного развития ребенка и особенно ребенка с речевыми нарушениями. Такие навыки как: умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему - нуждаются в дополнительном развитии. На логопедических занятиях данные навыки можно совершенствовать с помощью коммуникативно-речевых игр.
Ниже представлена картотека игр, направленных на развитие коммуникации и речевых навыков у учащихся в начальной школе.
Задачи:
- Помочь учащимся в установлении контактов друг с другом;
- Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
- Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умение выражать свою точку зрения;
Игра «Доскажи словечко».
Цель: улучшить коммуникативные способности; учиться распространять предложение. Участвуют 2-3 ребенка. Работа ведется на уровне предложения. Первый участник составляет предложение из двух слов, затем бросает мяч следующему участнику, который должен добавить в это предложение еще одно слово, подходящее по смыслу. Следующий участник повторяет это предложение и добавляет в него еще одно слово. Далее участники распространяют это предложение, добавляя в него по одному слову.
- Игра «Мостик».
Цель: улучшить коммуникативные способности общения в паре, развивать зрительное восприятие, учить составлять предложения из 3х слов. Для этой игры используется пособие В.Мазиной «Чтениум», карты с оборотной стороны. На них изображены фигуры из слов («облако слов»). Участник называет своё слово-картинку и подбирает такое слово- «мостик», которое могло бы связывать это слово с карточкой другого участника. Например у одного ребенка слово «лебедь», а у другого – «дерево». Составляем предложение – лебедь взлетел на дерево. Затем участники берут новые карточки и снова строят «мостики». Ответ должен быть обязательно обоснован.
- «Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
В игре используется микрофон для создания атмосферы пресс-конференции. Сначала логопед проводит словарную работу по уточнению значений слов: пресс-конференция, дать интервью и др.
Тема пресс-конференции устанавливается в начале игры. Это может быть любая лексическая тема: «В зоопарке», «Цирк», «Спортивные соревнования», «День рождения» и др.
- Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать навыки связной речи, учить задавать вопросы, развивать быстроту мыслительных реакций.
В мешочек кладется какой-то предмет, который видит только ведущий, остальные участники задают вопросы, требующие ответа да – нет. Вопросы про цвет, форму, материал, назначение этого предмета. Тот, кто первым угадывает предмет из мешочка, становится водящим.
- Игры – ситуации.
Логопед предлагает детям обсудить вымышленную проблемную ситуацию.
- Друзья поссорились
- Младший брат/сестра потеряли телефон
- Завтра День Рождение моего друга
- Ребята нашли бездомного щенка и др.
- Игра «Кто я?»
Цель: учить задавать вопросы, развивать быстроту реакций, умение обобщать.
В игре участвуют 3-4 ребенка (можно больше, но тогда игра идет более длительное время, а на уроке время ограничено), логопед на карточке пишет слово (кем является участник, например, тема профессии: один – парикмахер, второй ребенок – строитель, третий - врач). Дети надевают на голову ободки, на которые прикрепляются карточки, таким образом, что учащиеся видят, кем являются другие, но не знает, кто он сам. Дети задают вопросы друг другу про то, кем являются они. Вопросы должны требовать ответа да или нет. Например, я живу в деревне? Я пасу стадо? Я лечу животных? И др. Анализируя ответы, ребенок должен догадаться представителем какой профессии он является.
- Настольно-печатные игры. Различные настольно-печальные игры можно также использовать для развития коммуникации. Для занятий подходят игры издательства «Ребус»: «Спасти Безударную», «Словесный калейдоскоп», «Мы с тобой одного корня», «Орфографический фоторобот» и др. Кроме учебных задач эти игры также помогают развивать коммуникативные навыки учащихся, развивать эмоционально-волевую сферу у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"
Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»
Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности.
В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои рез...