Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»
методическая разработка по логопедии по теме

Сироткина Елена Павловна

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promezhutochnye_itogi_logopedicheskoy_raboty_v.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Промежуточные итоги логопедической работы

 в «Школе будущего первоклассника»

                                                                                                                                          учитель-логопед МБОУ «СОШ №4»

Сироткина Елена Павловна

Вязники, 2012 год

   Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 – 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же.

Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи ребенка играет правильное воспитание в семье.  Поэтому, взаимодействие учителя-логопеда с родителями является одним из основных направлений в работе. Без активной помощи родителей невозможна полноценная  работа, т.к. очень многие логопедические упражнения и задания должны обязательно отрабатываться дома (особенно при коррекции звукопроизношения).

Родители должны понимать, что ребёнку можно и нужно помочь, только для этого им надо приложить некоторые усилия. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление.

Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

Родителям необходимо знать, что одним из важнейших условий для дальнейшего успешного обучения детей грамоте является развитие фонематического слуха. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры:  

·         с какого звука начинаются слова,

·         придумать слова на заданный звук,

·         сколько звуков в слове (3-4 звука),

·         «цепочки» слов на последний звук,

·         найти картинку с заданным звуком  и т.д.

Дети с огромным желанием играют в нее на занятиях.

Большое значение в успешном обучении играет преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей. Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы?

1.      Нарушение звукопроизносительной стороны речи могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.

2.      Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв.

Поэтому, чтобы избежать многих ошибок на письме, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи. Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков необходимо систематически проводить и дома. Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с окружающими, спокойно, доброжелательно исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес звук. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить трудности в овладении детьми на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

        Комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, артикуляционная гимнастика,  выработка правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха),  проводимая в «Школе будущего первоклассника» учителем-логопедом, поможет ребенку более  «мягко влиться»  в учебный процесс. И в этом большую помощь учителю-логопеду могут оказать родители.

Нельзя слишком часто показывать ребёнку своё отрицательное мнение по поводу его действий и ошибок, не ругать его, за то, что он слишком долго подбирает слова для ответа или отвечает неправильно. Иногда, необходимо подвести к ответу, а может быть и проговорить фразу за него, оставив для проговаривания только последние слова. Из-за частых негативных реакций ребёнок начнёт испытывать неуверенность перед родителями, учителями, одноклассниками, бояться читать и писать. Детей-логопатов необходимо хвалить за каждый, даже незначительный, успех или просто за старание. Тогда у них сформируется осознание своей личностной значимости в семье,  школьном коллективе, укрепится уверенность в своих силах. Всё это, естественно, будет способствовать улучшению успеваемости.  

Физиологических нарушений речевого аппарата ( трещины, послеоперационные рубцы, «волчья губа», двурядные зубы (верхней и нижней челюстей) не выявлено.

Дефекты звукопроизношения имеют 60% детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Презентация работы "Школы будущего первоклассника"

Электронное сопровождение для выступления на родительском собрании для родителей будущих перовоклассников в МБОУ СОШ №4....

Промежуточные итоги введения ФГОС в школе

Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует всё новые требования к человеку:1) обучаемость, т. е. способность к постоянному самообразо...

План работы "Школы будущего первоклассника"

План работы «Школы будущего первоклассника» МОУ «Школа № 57 г. Донецка на 2016-2017 учебный год...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

Итоги логопедической работы 2017-2018 г.

Итоги логопедической работы 2017-2018 г....