Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.(обмен опытом)
материал
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей, которое находит своё отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания научить сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»
Обмен опытом на ШМО учителей-логопедов
Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.
Подготовила: Широкова Е.Д.,
учитель начальных классов
Подольск 2019г.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ (обмен опытом)
В.К.Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную.
Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.
Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету.
Я стала использовать эту педагогическую технологию потому, что в процессе групповой работы учащиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей, которое находит своё отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания научить сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Перед использованием технология группового обучения была мной изучена, опробована на более сильных учащихся.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководителей групп и их состав подбираю по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Процесс групповой работы проходит три стадии:
1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала).
2) Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение задач внутри группы, индивидуальная работа с материалом, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, подведение общих итогов работы всей группы).
Важным процессом групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:
- 1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения.
- 2 этап: обсуждение высказанных гипотез.
- 3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего.
- 4 этап: обсуждение итогов работы группы.
- 5 этап: обсуждение процесса работы.
3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется достижение поставленной цели).
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования ко мне, как к учителю. Учитель, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.
Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы групповой работы:
- создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (математические викторины, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.)
- создание небольших групп (парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конференциях (написание доклада или реферата и др.)
- работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д.
Основными достижениями в применении данной технологии являются:
1. Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли).
2. Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах.
3. Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка.
4. Обмен способами учебной деятельности.
5. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников.
6. Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач.
Трудности в использовании технологии:
- для эффективного проведения групповых занятий педагог очень хорошо должен знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе);
- необходимость постоянных занятий с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.);
- трудность воспитания и сохранения дисциплины в группах и в рамках всего учебного занятия;
- дополнительные затраты времени на подготовку групповой работы (особенно трудно бывает разделить обучающихся класса на группы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-277692-1375448163.jpg)
Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"
Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1105595-1548070457.jpg)
Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-125265-1519470058.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"
Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-984827-1513090596.jpg)
Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.
Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе....