Подготовка учеников начальных клссов к олимпиадам.
статья

Гумеровна Фарида Хайруллина

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_uchenikov_nachalnoy_shkoly_k_olimpiadam_.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

                            Хайруллина Фарида Гумеровна

       учитель начальных классов

           МБОУ “Ямашурминская СОШ

                                    Высокогорского муниципального района РТ”

Подготовка учеников начальной школы к олимпиадам

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады. «Олимпиада - соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой - либо области знаний.

В последнее десятилетие такие олимпиады проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.

1.ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год. К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады по математике. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать в такой олимпиаде, если он этого пожелает. Любой ученик может участвовать в олимпиаде по математике, эту возможность ему следует предоставить.

Содержание олимпиады для каждого года обучения должно соответствовать содержанию программы по математике этого года обучения.

Подготовка к математической олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.

Работа на уроках математики дополняется занятиями по математике. Занятие проводится один раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Его посещают все учащиеся, желающие заниматься математикой.

Каждое занятие начинается с разминки, на которой предлагаются несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащих элементы математики.

Иногда я провожу тематические занятия, на которых закрепляю и углубляю знания по определенной теме. Все проводимые виды работ способствуют развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и привитию интереса к математике. Хочу перечислить некоторые задания для развития одаренных детей:

- задания для проведения разминки (составление логических цепочек, выявление

закономерностей и т. д.);

- задания для развития памяти и внимания;

-задания для развития логического мышления (задачи повышенной сложности, сложные уравнения, примеры не менее 5 действии и т. п.);

 -задания для развития воображения (см.ж. «Н. ш.»№2, 2008г., стр.61-65.)

Я использую следующие этапы работы с нестандартными задачами( помните, только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки):

1 ЭТАП. Самостоятельная работа (дети пытаются самостоятельно решить задание -
наступление
инсайта- озарения.)

Звание: Лучший Математик! (Мудрец! Умник! Лучший Грамотей! т.п.)

2 ЭТАП. «50/50» ( Частичная помощь учителя - дополнительный вопрос, намек,
напоминание прошедшей темы).

Звание: Хороший математик! (Грамотей! Умка!)

3 ЭТАП. «Помощь друга» (Объяснение одноклассниками или учителем и совместное
решение).
 Звание: Думка!

2.ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В рамках занятий в ГПД стала вести факультатив «Олимпиадный курс по русскому языку» (он рассчитан на 3 года: 2-4 классы.)

На факультативных занятиях предполагается использование заданий следующих видов:

  • Фонетический анализ слова и предложения ( например: сколько раз встречаются звуки[Т '] и [Т]в предложении Директор предприятия подписал документ и отдал его
    представителю подшефной фабрики).
  • Прочтение буквосочетаний (например, буквосочетание
    ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не менее семи прочтений).
  • Подбор и выбор однокоренных слов (например: напишите рассказ «Снег идет», в
    каждом предложении должно быть слово с корнем
    снег-.
  • Подбор синонимов, антонимов.
  • Выяснение смысла фразеологизмов, подбор синонимичных и антонимичных
    фразеологизмов (например: назовите количество фразеологизмов в тексте и раскройте их смысл: Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он встал, не стой ноги что ли? Полез ко мне драться; я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой!)
  • Выяснение лексического значения слов.
  • Решение грамматических головоломок: ребусов, шарад, перевертышей, кроссвордов.
  • Определение частей речи (например: какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, мели, окуни, пряди, соли, стали, рой,ели...)
  • Редактирование предложений, текстов (например: исправьте ошибки: Щенок подбежал к мальчику. Он виляя хвостом. Повар посолил суп солью).
  • Восстановление деформированных текстов, предложений.
  • Дописывание текстов.
  • Постановка знаков препинания в предложении и тексте (например: Незнайка
    написал:
    «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего
    двадцать». «Казнить нельзя помиловать»
  • Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы?)
  • Написание диктантов повышенной сложности.
  • Отработка изученного материала, но в усложнённое форме. Например, «Напишите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Рассматриваем все возможные случаи (лень, весенний, здравствуй, слышится, счастье)
  • Запиши слова в алфавитном порядке и поставь знак ударения.Прожил, досуг, красивее, звонят, банты, столяр, щавель, цемент.
  • Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки. Водит, пашешь, парк, сырой, матч, можешь, чаща.
  • Вставь вместо точек подходящие имя прилагательное. тюль, кофе, кенгуру, сони, радио, такси.
  •  Найди "лишнее" слово и выпиши его. Смешной, смешать, смешинка. Белка, побелка, белить. Носить, поднос, носик.
  • Какими частями речи могут быть следующие слова: Мели, пила, соли.
  • Употребите существительные в скобках в Р. падеже множественного числа: Чехлы от (кресла), много (дела), пара (сапоги), килограмм (помидоров),
    продажа (полотенца), герои (басни), много (курицы).
  • С данными словами составьте предложения, употребив слова в переносном
    смысле:
    Гореть, злиться.
  • Найди "четвертое лишнее" и выпиши его:

1)Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2)Молоко, сахар, ухо, воздух.

  • Отгадай шараду:

Первое только предлог, а второе лес.

Целое строят всегда, чтобы вор не залез. 

  • Запиши начальную форму следующих местоимений:

Про нас— ....

С вами — ....

У тебя— ....

Обо мне — ....

Ею— ....

 Их— ....

  • Определи падеж слова дела в пословицах:

             Дела как сажа бела. Всех дел не переделаешь. По твоим делам о тебе судят.               Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не смеши. Умен на словах, да глуп  на делах.

  • Вспомни как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числом 2.

В классе  классные олимпиады необходимо  проводить  2 раза в

год. Особенностью этих олимпиад является то, что в них принимают участие абсолютно все учащиеся класса. Такая система занятий целенаправленно готовит детей к успешному участию в олимпиадах. Психологическая подготовка детей имеет немаловажное значение. Ребенок не должен испытывать страх, волнение, так как это не самые лучшие помощники. Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ну и конечно, доброе слово учителя и родителей. Ведь главное - не победить, а достойно выступить.

Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей учащихся. 

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил -  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

    При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких действий:

1. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления способных и заинтересованных учебным предметом школьников. Педагогический опыт поможет учителю увидеть способного подростка, которому интересно заниматься и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.

 Отбор осуществляю:

- в ходе наблюдения на уроках

 - проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.  Проведению олимпиад  должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним.  Имея всего два урока в неделю, некогда даже охватить огромный теоретический материал, не то, чтобы научить их самостоятельно добывать информацию, отстаивать свою точку зрения, систематизировать полученные знания. Поэтому систематизировать знания и формировать необходимые учебные умения школьников возможно, только используя рычаги внеурочной деятельности. На этих же дополнительных занятиях я готовлю ученика к олимпиаде.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий. Олимпиадные задания разрабатываются для определенного возраста участников и определенной параллели. Условия заданий оригинальны и требуют нестандартного решения и высокого уровня эрудиции. Успешная подготовка – это:

-проработка как можно большего числа олимпиадных заданий предыдущих лет;

-подробное дополнительное изучение школьного курса.

-правильно подобранные знания, их уровень сложности и последовательность зависят от личности ученика.

    При планировании занятий и заданий на этапе подготовки к олимпиадам

 я руководствуюсь следующими   положениями:

  1. Содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде.
  2. Системный характер конструирования содержания, отражающий специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания.
  3. Практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий.
  4. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями.
  5.  Индивидуальный подход. Требуется постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.
  6.  Психологический принцип.  Считаю необходимым воспитать в учащихся чувство здоровой амбициозности, стремления к победе.   Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают,  все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя.
  7. Организация рефлексии.  При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам

алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

Статья "Подготовка учеников начальной школы к олимпиадам"

В данной статье можно найти принципы подготовки к олимпиадам, основные этапы работы по подготовке к олимпиадам и другое....

Как подготовить учеников начальных классов к олимпиаде по русскому языку?

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфо...

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде

Материал выступления на РМО учителей начальных классов...