Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
учебно-методический материал на тему
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
ПЕРОВА Л. Н., учитель начальных классов, школа № 2 п. Добринка
Современные изменения в образовательной системе направлены на формирование творческого мышления, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Перечисленные качества можно развить у учащихся в ходе выполнения олимпиадных заданий по предметам, которые позволяют выявлять и развивать интеллектуальные и потенциальные творческие способности учащихся, максимально приближать учебную деятельность к познавательной.
Школьная Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.
Олимпиады всех уровней часто включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "баловать" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание. Начиная со 2 класса словарный запас детей по правильному произношению слов пополняется, так как в учебниках русского языка В. П. Канакиной имеется «Орфоэпический словарь», к которому учащимся приходится обращаться на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Данную работу над заданиями по орфоэпии можно вести следующим образом:
- На уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии со всеми учащимися класса, тесты, карточки можно предлагать отдельным учащимся, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
- Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем, при необходимости обращаться за поиском правильного ответа.
- Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания по орфоэпии:
Пример задания. Расставить ударения в словах.
Карточка №1
Углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, алфавит, аэропорты, бралась, банты, бороду, верба, верна, взяла, гнала, гналась, гражданство, давнишний, диспансер, добела, еретик, ждала, жилось, загнутый, загодя, иксы, имперский, километр, клеить, лгала, лекторы, местностей, молящий, наверх, наврала, обеспечение, обзвонит, партер, перелила, плодоносить, рвала, сверлит, сироты, таможня, тотчас, убрала, цемент, центнер, цепочка, черпать, шарфы, щемит, эксперт.
- Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
- Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
- Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мукА—мУка).
- Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
- Распределить слова на группы в зависимости от ударения.
Правильность выполнения задания учащиеся могут проверить сами, используя выданный учителем лист контроля (прилагается).
ПРИЛОЖЕНИЕ
А: агЕнт, алфавИт, аэропОрты;
Б: балОванный, баловАть, балУясь, бАнты, бОроду, бралА, бралАсь, бухгАлтеров;
В: вЕрба, вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включЁн, включЁнный, включИм, включИт, включИшь, влилАсь, вОвремя, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт;
Г: гналА, гналАсь, граждАнство;
Д: давнИшний, дефИс, диспансЕр, добелА, добралА, добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождалАсь, дозвонИться, дозвонЯтся, дозИровать, докраснА, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха;
Е: еретИк;
Ж: жалюзИ, ждалА, жилОсь;
З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорив, зАнял, занялА, зАняло, занятА, зАнятый, заселЁн, запертА, зАтемно, звалА, звонИм, звонИт, звонИшь, знАчимость, знАчимый, зимОвщик, зАсветло;
И: избалОванный, Иксы, импЕрский, инстИнкт, исключИт, Исстари, исчЕрпать;
К: каталОг, квартАл, киломЕтр, клАла, клЕить, кОнусы, кОнусов, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, кренИться, кровоточАщий, кровоточИть, кУхонный;
Л: лгалА, лЕкторы, лЕкторов, лилА, лилАсь, ловкА, лыжнЯ;
М: мЕстностей, мозаИчный, молЯщий, мусоропровОд;
Н: навЕрх, навралА, наделИт, надОлго, надорвалАсь, нажИвший, нажитА, нажИлся, назвалАсь, накренИт, налилИ, налИвший, налитА, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, нАчал, началА, нАчали, начАв, начАвший, начАвшись, нАчатый, начАть, нАчатые, нЕдруг, нЕдуг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, низведЁн, нОвости, новостЕй, нОгтя;
О: обеспЕчение, обзвонИт, облегчИт, облегчИть, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, ободрИть, ободрЁнный, ободрЁн, ободренА, ободрИшься, обострЁнный, обострИть, одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИть, опломбировАть, опОшлять, определЁн, оптОвый, освЕдомиться, освЕдомишься, отбылА, отдалА, отдАв, отключЁнный, откУпорил, отозвалА, отозвалАсь, Отрочество;
П: партнЁр, перезвонИт, перелилА, плодоносИть, повторЁнный, поделЁнный, поднЯв, позвалА, позвонИт, позвонИшь, полилА, положИл, положИть, понЯв, понЯвший, пОнял, понялА, портфЕль, пОручни, послАла, прибЫв, прИбыл, прибылА, прИбыло, придАное, призЫв, прИнял, прИняли, принУдить, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт;
Р: рвалА;
С: свЁкла, сверлИт, сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, сорИт, срЕдства, срЕдствами, стАтуя, столЯр, созЫв;
Т: тамОжня, тОрты, тОртов, тОтчас;
У: убралА, убыстрИть, углубИть, укрепИт;
Ф: фОрзац;
Ц: цемЕнт, цЕнтнер, цепОчка;
Ч: чЕрпать; Ш: шАрфы, шофЁр;
Щ: щавЕль, щемИт, щЁлкать;
Э: экспЕрт.
Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде по русскому языку — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.
Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост".
Обучение фразеологии в начальной школе можно проводить следующем образом.
1. Прочитав контекст, ученики сами легко объясняют смысл и значение некоторых фразеологических единиц. Например: вертеться под ногами – будучи рядом, поблизости, мешать своим присутствием, что-либо делать, отвлекать от дела; служить верой и правдой – «служить честно, преданно».
Учителю необходимо научить учащихся заменять фразеологизм словами, которые отвечают на вопрос как? Например: капля в море – «мало»; 2) в темпе – «быстро», день за днем – «постепенно», как снег на голову – «неожиданно».
2. Объяснять некоторые фразеологизмы-идиомы, т. е. неразложимые по смыслу фразеологические единицы, в которых слова компоненты непонятны для восприятия, например, бить баклуши («праздно проводить время, бездельничать»). Учитель должен объяснить не только значение фразеологизма, но и значение непонятного слова баклуши – чурки, короткие обрубки дерева для выделки мелких деревянных изделий, например ложек. Целесообразно рассказать учащимся о происхождении тех или иных выражений, познакомить с этимологией фразеологизмов.
Сведения о происхождении тех или иных фразеологизмов не только обогащают знания учащихся, но и порождают любознательность, способствуют развитию наблюдательности. Например, фразеологизм быть на седьмом небе – «быть счастливым, довольным». Но почему на небе и на седьмом? Древние люди считали, что небесный свод состоит из семи сфер, поверхностей, и на седьмой находится рай. Вот и получается, что на седьмом небе значит «быть радостным счастливым как в раю».
3. Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми словосочетаниями. Учитель должен научить учащихся разграничивать словосочетания в прямом и переносном значении. Раскрытие функции переносного значения легче всего сделать через замену фразеологизма в тексте адекватными словами прямого, неметафорического значения. Намылить голову – «поругать, сделать строгий выговор», вилять хвостом – «хитрить, заискивать». Можно предложить и такое задание: определить, где свободное сочетание, а где фразеологизм: золотые серьги – золотые руки, волчий хвост – волчий аппетит.
4. Следующим этапом в изучении фразеологизмов должен стать подбор фразеологизмов –синонимов и фразеологизмов-антонимов. При их изучении одно понятие раскрывается через ряд других, например синонимичные фразеологизмы: взять себя в руки, овладеть собой, преломить себя; мухи не обидит, тише воды ниже травы; антонимичные фразеологизмы: спустя рукава – засучив рукава, кот наплакал – яблоку негде упасть и т. д. Такое толкование способствует четкому и глубокому усвоению фразеологических единиц, а систематическое и последовательное изучение фразеологии в начальной школе повысит интерес к родному языку и поможет более успешно справиться с заданиями олимпиады, где встречаются фразеологические обороты. Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"
Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. Это интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.
Интересно поработать над следующими заданиями:
В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.
Слова с полногласными звукосочетаниями | Слова с неполногласными звукосочетаниями |
берег, береговой, набережная, беречь, бережливый, оберегать, сберегать, сберегательный (банк) | безбрежный, прибрежный, небрежный, пренебрежение, пренебречь |
ворожба, ворожить | враг, вражда, враждовать |
голова, головной, головоломка, головокружение, головастик, заголовок | глава, главенство, главный, главарь, заглавие, заглавный, возглавить |
голос, голосовой, голосистый, голосование | возглас, приглашение, соглашение, гласный, согласный |
дерево, деревянный, деревенеть, деревообрабатывающий | древо, древесный, древесина, древонасаждение, древко |
дорогой, дороговизна, дорогостоящий, дорожить | драгоценный, драгоценность |
жеребьёвка | жребий |
здоровый, здоровье, оздоровительный | здравый, здравствовать, здравница, здравоохранение |
короткий, укоротить, коротать | краткий, прекратить, вкратце, сократить, сокращение |
молодёжь, молодой, молодость, молодеть, молодецкий | младенец, младенческий, младший (сравните: и стар и млад) |
молоко, молочный, молочник | Млечный путь, млекопитающее |
морочить, обморок | мрак, мрачный, омрачать, мракобесие |
Существуют слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
болото, болотистый, болотный
борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
Перед олимпиадой можно раздать ученикам памятки, которые напомнят детям повторить необходимый для выполнения олимпиады материал. Они могут быть примерно такого содержания.
Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
- Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
- Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
- Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
- Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
- Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
- Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
- Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к орфографическому словарю.
- Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
- Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
- Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
Время на уроке ограничено, и не всегда учитель может располагать возможностью ввести в урок задания олимпиадного характера. Такие задания можно разбирать во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету. С целью развития у школьников самостоятельности и инициативы учитель может давать им домашние задания занимательного характера, индивидуальные задания повышенной сложности. Кроме того можно практиковать с учащимися начальной школы другие формы работы по русскому языку, которые обычно используются в старших классах. Например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными классами и др.
Организованная таким образом работа по подготовке учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку будет являться интересной и привлекательной для обучающихся, будет способствовать развитию способностей учащихся, приведет к положительному результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам
алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...
Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).
Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано ...
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку
подготовка учащихся к олимпиаде...
упражнения для подготовки учащихся 2 класса к ВПР по русскому языку
Упражнения по русскому языку для учащихся 2 класса. ПРограмма "Школа России"...
Знания и умения учащихся начальных классов общеобразовательной школы по русскому языку.
В презентации представлены знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов общеобразовательной школы по русскому языку....
Как подготовить учеников начальных классов к олимпиаде по русскому языку?
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфо...
Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...