Как подготовить учеников начальных классов к олимпиаде по русскому языку?
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.
При изучении темы
«Фонетика» обучающиеся получают углубленные знания о звуках речи, знакомятся с правилами орфоэпии.
Изучая тему
«Графика», дети совершают экскурс в историю письма, знакомятся с разновидностями русских шрифтов, учатся решать и составлять ребусы и другие грамматические загадки.
При изучении раздела
«Лексикология» ученики получают представления о различных группах слов: архаизмах, неологизмах, синонимах, антонимах, омонимах. Учащиеся знакомятся с фразеологизмами, многозначными словами, прямым и переносным значением слов.
Изучение темы
«Морфемика» позволяет детям разобраться в составе слова, правописании «хитрых» приставок (пре- и при-, по- и па-, раз- и роз-), узнать, что есть слова без корня, познакомиться с «говорящими» приставками и суффиксами.
Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "включим" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к олимпиаде по русскому языку | 39.13 КБ |
Презентация. Подготовка к олимпиаде по русскому языку | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить учеников начальных классов к олимпиаде по русскому языку?
Справедливо говорится и повторяется,
что "язык - это орудие культуры".
А ведь овладение культурой,
"всеми знаниями, которое выработало человечество", -
это насущная задача, острая необходимость
для каждого человека.
Цель: развитие языковых способностей учащихся начальных классов.
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку;
- формирование культуры умственного труда;
- совершенствование речи обучающихся;
- развитие специальных способностей детей;
- подготовка к предметным конкурсам, олимпиадам.
Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.
При изучении темы
«Фонетика» обучающиеся получают углубленные знания о звуках речи, знакомятся с правилами орфоэпии.
Изучая тему
«Графика», дети совершают экскурс в историю письма, знакомятся с разновидностями русских шрифтов, учатся решать и составлять ребусы и другие грамматические загадки.
При изучении раздела
«Лексикология» ученики получают представления о различных группах слов: архаизмах, неологизмах, синонимах, антонимах, омонимах. Учащиеся знакомятся с фразеологизмами, многозначными словами, прямым и переносным значением слов.
Изучение темы
«Морфемика» позволяет детям разобраться в составе слова, правописании «хитрых» приставок (пре- и при-, по- и па-, раз- и роз-), узнать, что есть слова без корня, познакомиться с «говорящими» приставками и суффиксами.
Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "включим" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание.
Данную работу можно вести следующим образом:
1 - этап
- На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
- Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.
- Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:
- Расставить ударения в словах.
- Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
- Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
- Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука — мука).
- Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
- Распределить слова на группы в зависимости от ударения.
- Придумать "запоминалки" для слов (видно — завидно, знамя — знамение) и др.
Пример одного из заданий
Расставьте ударения в выделенных словах:
Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда. (Проверка)
2-ой этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты.
Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.
Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок,(дальше?) а вдвое хуже", "Не все коту масленица,(дальше?), будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"
Вот некоторые примеры:
1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:
- В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).
- Клевать носом (Дремать, опустив голову).
- Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).
- Съесть пуд соли (Прожить долгую совместную жизнь)
- Все дело в шляпе (Об успешном завершении какого либо дела)
2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе.
Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д.
3. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны:
Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе).
3 этап
Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка.
На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.
Интересно поработать над следующими заданиями:
- История буквы ять.
- Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите.
- История букв Ё и Э.
- Фонетические старославянизмы.
- Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).
- Историзмы и архаизмы.
- Переводы старославянских текстов.
- Исторические чередования.
- И другие темы.
Примеры заданий:
- Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?
житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.
- Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди).
4 этап
При подготовке к олимпиадным работам необходимо вести работу с орфографическим словарем.
Школьный орфографический словарь, являясь учебным пособием по орфографии должен быть использован при обучении детей правописанию.
Роль словаря нельзя ограничивать только орфографическими целями.
Использование словаря окажет учителю большую помощь при изучении грамматики, а также в работе по развитию речи учащихся.
Примеры заданий.
- Устные упражнения в отыскивании в словаре названных учителем слов, связанных с изучаемой грамматико-орфографической темой.
- Выписывание из словаря слов по определённым смысловым или грамматическим признакам. Использование выписанных слов для упражнений в склонении и спряжении, составление с ними словосочетаний и предложений.
- Упражнения в списывании слов с пропущенными буквами. Правильность выполненного задания учащиеся проверяют по словарю.
- Упражнения в составлении словосочетаний и предложений с трудными по управлению словами, имеющимися в словаре.
Основные причины, влияющие на качественное усвоение написания словарных слов
- Работа со словарными словами сводиться к контрольно-повторительным упражнениям.
- Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами нередко носит риторический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочно написанных слов. Ошибки повторяются, т.к. в работе нет активной мыслительной деятельности детей.
- Словарно-орфографическая работа часто не бывает связана с изучением основного грамматико-орфографического материала, проводится в отрыве от него, нарушает логический ход урока.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения ряда условий.
- Чёткое планирование слов, подлежащих изучению.
- Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
- Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухо-артикуляционные восприятия.
- Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарём.
- Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
5 этап
В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Нужна ли Красная книга русского языка?", "Если бы я был министром культуры…", "Почему необходимо изучать русский язык?" и другие.
Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.
Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
- Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
- Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
- Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
- Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
- Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
- Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
- Повторите также написания словарных слов, орфографическому словарю.
- Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
- Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2. Королькова О. О. Факультатив по русскому языку // Практика: Пособие для учителя. – 20с. (Вкладка к журналу «Начальная школа» N10). – С. 3-4.
3. Королькова О. О. Факультатив «Олимпиадный курс по русскому языку для начальной школы» // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования [Текст]: материалы VII Всерос. научно-практ. конф.: в 8 ч. Ч.2 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во “Образование”, 2008. – С. 190-195.
4. Текст президентской инициативы «Наша новая школа». URL: http://*****.
5. Королькова О. О. Олимпиадные курсы по русскому языку и математике – эффективные формы работы с одаренными детьми [Электрон.] // Материалы IХ Всероссийского заочного конкурса педагогов «Образовательный потенциал России». Обнинск, 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Справедливо говорится и повторяется, что "язык - это орудие культуры". А ведь овладение культурой, "всеми знаниями, которое выработало человечество", - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
Цель: развитие языковых способностей учащихся начальных классов. Задачи: формирование интереса к русскому языку; формирование культуры умственного труда; совершенствование речи обучающихся; развитие специальных способностей детей; подготовка к предметным конкурсам, олимпиадам.
При изучении темы: «Фонетика» обучающиеся получают углубленные знания о звуках речи, знакомятся с правилами орфоэпии. «Графика» дети совершают экскурс в историю письма, знакомятся с разновидностями русских шрифтов, учатся решать и составлять ребусы и другие грамматические загадки. «Лексикология» ученики получают представления о различных группах слов: архаизмах, неологизмах, синонимах, антонимах омонимах. Учащиеся знакомятся с фразеологизмами, многозначными словами, прямым и переносным значением слов. «Морфемика» позволяет детям разобраться в составе слова, правописании «хитрых» приставок ( пре - и при -, по - и па -, раз - и роз -), узнать, что есть слова без корня, познакомиться с «говорящими» приставками и суффиксами.
На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной. Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем. Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
Расставить ударения в словах. Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту. Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении. Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (м У ка — мук А ). Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова. Распределить слова на группы в зависимости от ударения. Придумать "запоминалки" для слов (видно — завидно, знамя — знамение) и др.
Расставьте ударения в выделенных словах. Сливовое варенье, сделать красивее , вручит медали, прочный кремень , первый квартал , оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля , вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговорённые предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог , поставить апостроф , кухонная посуда.
Расставьте ударения в выделенных словах. сл И вовое варенье, сделать крас И вее , вруч И т медали, прочный крем Е нь , первый кварт А л , окл Е ить стены, кровоточащая р А на , зеленый суп из щав Е ля , верт Я щийся шар, избал О ванный всеобщим вниманием, примир И т своих друзей, сосредот О чение в центре города, клял А сь говорить правду, ход А тайствовать за друга, обговор Ё нные предложения, ядовитое сн А добье , созд А вший творение искусства, составить катал О г , поставить апостр О ф , к У хонная посуда.
Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология« 1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями. 2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе. 3. Раскройте, какие фразеологизмы спрятаны в словах.
Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями . В час по чайной ложке. Клевать носом. Кривить душой. Съесть пуд соли. Все дело в шляпе.
Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями . В час по чайной ложке ( Очень медленно или очень долго ). Клевать носом ( Дремать, опустив голову ). Кривить душой ( Быть неискренним, намеренно говорить неправду ). Съесть пуд соли ( прожить долгую совместную жизнь ). Все дело в шляпе ( об успешном завершении, какого либо дела )
Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны: оедонгиеасспсмб ияскзбвяетрьув вчьуоутлвсдоотпе
Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе. Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны: Оедонгиеасспсмб ( сам себе господин ) ияскзбвяетрьув ( взять себя в руки ) вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе )
Наиболее интересные задания, включают в себя сведения из области старославянского языка так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений .
Интересно поработать над следующими заданиями: История буквы ять. Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите. История букв Ё и Э. Фонетические старославянизмы. Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах). Историзмы и архаизмы. Переводы старославянских текстов. Исторические чередования.
Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке?
Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? планер-планёр, острие-остриё, новорожденный-новорождённый, никчемный-никчёмный, побасенка-побасёнка, одноименный-одноимённый, блеклый-блёклый, свекла-свёкла, шофер-шофёр, крестный-крёстный. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? ( Како, ук, земля, он, веди ).
Школьный орфографический словарь , являясь учебным пособием по орфографии должен быть использован при обучении детей правописанию. Роль словаря нельзя ограничивать только орфографическими целями. Использование словаря окажет учителю большую помощь при изучении грамматики , а также в работе по развитию речи учащихся.
Устные упражнения в отыскивании в словаре названных учителем слов, связанных с изучаемой грамматико-орфографической темой. Выписывание из словаря слов по определённым смысловым или грамматическим признакам. Использование выписанных слов для упражнений в склонении и спряжении, составление с ними словосочетаний и предложений. Упражнения в списывании слов с пропущенными буквами. Правильность выполненного задания учащиеся проверяют по словарю. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений с трудными по управлению словами, имеющимися в словаре .
Работа со словарными словами сводиться к контрольно-повторительным упражнениям. Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами нередко носит риторический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочно написанных слов. Ошибки повторяются, т.к. в работе нет активной мыслительной деятельности детей. Словарно-орфографическая работа часто не бывает связана с изучением основного грамматико-орфографического материала, проводится в отрыве от него, нарушает логический ход урока.
Чёткое планирование слов , подлежащих изучению. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем. Тренировочные упражнения , опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухо-артикуляционные восприятия. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарём. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией . Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.
Темы для сочинений. , "Начало учебного года» (тему можно развить в виде письма к товарищу) «Как посев, так и ученье одинаково необходимы для жизни» Почему необходимо изучать русский язык?
Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим. Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях. Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др. Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы. Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях. Повторите также написания словарных слов по орфографическому словарю. Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему. Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
график контрольных работ по математике,русскому языку2,4 классы на 2010-2011год.
составлен график контрольных работ по математике и русскому языку в классе-комплекте2,4...
тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева
планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...
Стихи-иллюстраторы орфографического правила ( орфограммы) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ1-2 класс
Короткие стихи помогают усвоить орфограмму, применяется в комплекте с ММ плакатом (анимация)...
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
КВН по русскому языку4 класс
КВН по русскому языку4 класс...
Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...
Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...