"Приемы и техники рисования песком в коррекционно –развивающей работе с обучающими с ОВЗ"
методическая разработка

Никифорова Лилия Александровна

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ. "Рисование на песке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_master_klasse_k_prezentatsii.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Здравствуйте коллеги добро пожаловать на мастер – класс, по песочной терапии, а именно «Рисование на песке». Рассаживайтесь на свободные места и работать мы будем в таком формате чтобы удобно сочетать теоретическую и практическую части. По выбранному мною направлению я работаю чуть меньше года и уже вижу положительную динамику у детей, которые посещают мои занятия.

Открыть нашу встречу хочу красивым стихотворением:

«Морскими песками песочницы полны,

Я глажу руками песочные волны.

В песочных волнах провести я готов,

Не мало счастливых, песочных часов»

Да, именно о песке мы сегодня с вами поговорим и не только.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Тема нашей встречи:

«Приемы и техники рисования песком в коррекционно –развивающей работе с обучающими с ОВЗ»

2 слайд. В настоящее время постоянно увеличивается количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной помощи данной категории детей.

Несмотря на то, что рисование на песке являясь как песочная терапия, практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя как эффективный метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В ее основу положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей.

3 слайд. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется общее эмоциональное состояние.  У детей активно развивается моторика, выполняя приемы рисования ребенок задействует полностью всю кисть руки, ладонь, и пальцы, учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.

4 слайд.  Главная цель песочной терапии – не «менять и переделывать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

5 слайд. Существуют разные техники рисования на песке. Самая первая и основная техника без которой нельзя начинать любую работу с песком, это МОТИВАЦИОННАЯ техника или знакомство с песком.

- Как вы думаете, что это значит?

Ответы:

Правильно. Первое занятие должно быть посвящено знакомству с песком, его свойствами и возможностями. Затем мы постепенно вводим ребенка в игровую ситуацию, предлагая разные задания.

Перечислим техники.

Показ 6, 7 слайдов.

8 слайд. Искусство создания изображений на песке основано на простых приемах рисования:

А сейчас, предлагаю всем сесть по удобнее и мы начнем взаимодействовать с песком.

  • Пересыпаем песок из одной ладошки в другую

Перед вами находятся имитированные столы для рисования покрытые ватманом, стоит емкость с песком и различные материалы.  Возьмите пожалуйста песок и насыпьте его на стол, а затем из всего песка сделайте самую высокую кучу. Получилось? (ответы) Правильно, песок сыпется вниз, потому что он сыпучий. Возьмите песок и будем пересыпать его из одной ладони в другую. Что вы чувствуете? (ответы), какой песок? (ответы). Хорошо. продолжаем дальше.

9 слайд.

  • Высыпаем песок струей.

Наберите песок и сделайте дождик. Вначале низко держите руку, потом по выше, а затем высоко. Получится маленький, средний и высокий дождик. Какой дождик вам больше нравится? (ответы). Если руку крепко сжимать то линия будет тонкая, а если расслабить – то линия толстая и не ровная. На этом этапе важно отработать оба приема, что бы ребенок контролировал насыщенность рисунка цветом. Следующий прием.

10 слайд.

  • Собираем песок в кулак и рассеиваем.

Наберите песок и просеивайте его на стол. Получается? (ответы) Можно делать двумя руками одновременно. Хорошо, следующий прием.

11 слайд.

  • Рисуем пальчиками.

Что бы выполнить этот прием вначале подготовим поверхность. Сдвиньте весь песок к себе, наберите в ладонь и рассеивайте песок по поверхности, чтобы сделать темный фон. (показ) Затем в верхней части поставим палец и будем делать круговые движения увеличивая диаметр, затем мизинцем нарисуем лучики. Кулаком отпечатаем – облака и процарапаем дождик. Затем всеми пальцами ведем снизу вверх – получится трава.

12 слайд.

  Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит,     обеспечить наиболее успешное выполнение задания. На начальной стадии осваивания    техник ребятам предлагаются упражнения направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений с использованием дополнительных инструментов.

Показ 13, 14 слайдов.

15 слайд. Приведу некоторые задачи, которые можно решить при помощи рисования на песке с детьми с ОВЗ:

  • развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
  • стимулирование мыслительных процессов;
  • тренировка внимания и его концентрация;
  • расслабление и снятие стресса;
  • развитие навыков общения.
  • формирование умения сосредотачиваться в процессе занятий, усидчивости;

Друзья мои вы засиделись, давайте немного разомнемся.

Физминутка? «У оленя дом большой…» Ну что отдохнули? Тогда приступаем.

Для начала немного поиграем. Сделайте из своего песка блинчик толщиной в мизинец. Теперь представьте, что вы мастера по росписи и перед вами тарелка – распишите ее используя только мизинчики, можно заходить за края. Хорошо, молодцы. Теперь сделайте из тарелки квадрат. Можете в жизни сделать из тарелки квадрат? А в песочной терапии можете. Хорошо. Теперь на своем квадрате изобразите следы животных. Получилось? Пусть соседка попробует угадать чьи это следы.

Молодцы, продолжаем дальше.

   16 слайд. Отпечатывание ладонью.

   17 слайд. Рисование кулачком и пальчиками одновременно.

   18 слайд. Рисование двумя руками одновременно.

Хочу отметить, что дети, с которыми я занимаюсь все имеют разную степень ОВЗ поэтому на занятиях за частую мне приходится держать ребенка рука в руке помогая ему или легкими движениями стимулировать его к действию. Дети очень хорошо к этому относятся и комфортно себя чувствуют, конечно же это очень важный аспект, взрослый должен расположить к себе ребенка. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Использование техник и приемов в рисовании на песке обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми. Основные преимущества этого метода:

  • во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
  • в-третьих, при рисовании и в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

В процессе рисования на песке и песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, а также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.

Если остается время предлагаю увлекательные мотивационные игры в парах или самостоятельное рисование с использованием предложенного материала.

  1. «Ведущий-ведомый! (игра в парах)
  2. «Придумать 3 способа засыпать любую часть кисти» (игра в парах)
  3. Свободное рисование с использованием имеющихся предметов и материалов.

  19 слайд. Всем спасибо и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ

Особенности работы логопеда в специальной коррекционной школе с детьми с ОВЗ, специфика речевых нарушений детей с ОВЗ, речевые особенности логопатов, взаимодействие с другими специалистами школьной сл...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Применение нетрадиционных техник рисования как Арт-терапия в работе с обучающимися и педагогами.

Работа содержит как и с какой целью можно применять нетрадиционные техники рисования....