Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_4_klass.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Целью данного направления является обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды.
Содержание занятий психологического развития в начальной школе основывается на:
• анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала;
• необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;
• необходимости коррекции психических процессов, стабилизации эмоционального состояния обучающихся с нарушениями интеллекта.
Исходя из этого, содержанием занятий является развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (произвольности, рефлексии), формирование психологических основ развития разных сторон личности.
Основные задачи данных занятий состоят в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного и понятийного мышления, коррекции эмоционально-психологического состояния, развитии произвольности и регуляции поведения и деятельности.
По своей структуре занятие делятся на вводную часть, основную и заключительную. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности путем стимулирующего воздействия физических упражнений. Задания основной части подбираются с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур или чувственных образов. Задачи заключительной части занятия состоят в подведении итогов, обсуждении настроения и впечатлений от занятия.
Важным условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся (усложняющихся) по мере вхождения обучающихся в учебный процесс.
4 класс
Сфера воздействия | Частные задачи (тематика) | Содержание (варианты упражнений) | Кол-во часов |
Развитие восприятия и воображения | 1.Развитие пространственной ориентировки. | Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера. | 2 |
2.Развитие творческого воображения и элементов конструкторского мышления. | 2 | ||
3.Развитие восприятия «зашумлённых» объектов. | 2 | ||
Развитие внимания | 1.Развитие устойчивости внимания. | Развитие саморегуляции и умения работать по плану. Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план, игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте. Повышение объёма внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. | 1 |
2.Развитие концентрации внимания. | 1 | ||
3.Расширение объёма внимания. | 2 | ||
4.Развитие умения произвольного и непроизвольного переключение внимания. | 2 | ||
Развитие памяти | 1.Развитие визуальной памяти. | Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объёма, устойчивости, эффективности перехода из кратковременной в долговременную память). Упражнение «Зрительный диктант», игра «Кот в мешке». Упражнения на запоминание различных предметов (9 предметов без учёта месторасположения), игры «Внимательный художник», «Найди отличия». | 1 |
2.Развитие аудиальной памяти. | 1 | ||
3.Развитие смысловой памяти. | 2 | ||
4.Расширение объёма памяти. | 2 | ||
Развитие аналитико-синтетической сферы | 1.Развитие элементов логического мышления. | Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерности, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений; переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишним и недостающими данными, с нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»). | 2 |
2.Развитие невербального и вербального мышления. | 2 | ||
3.Развитие гибкости мыслительных процессов. | 2 | ||
Развитие эмоционально-волевой сферы | 1.Развитие произвольного компонента эмоциональной сферы. | Отреагирование внутренних конфликтов, страхов, уменьшение тревожности, беспокойства. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения. Обсуждение проявлений эмоций в жизни детей и окружающих людей, причины появления, их значение. | 1 |
2.Снятие психоэмоционального напряжения. | 2 | ||
3.Развитие представления о положительных и отрицательных эмоциях. | 1 | ||
4.Развитие адекватной оценочной деятельности. | 2 | ||
Развитие личностно-мотивационной сферы | 1.Развитие учебной мотивации. | Развитие познавательных процессов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности. Упражнения-этюды на перевоплощение. Упражнения, формирующие у ребёнка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода. Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.
Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...
Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Опыт командного взаимодействия при внедрении технологий с доказанной эффективностью для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями: обучение отдельными пробами, развитие коммуникации с помощью систем...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...