ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО» для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа кружка «Расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей по математике для самостоятельной работы № 3 (автор О.А. Захарова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка «Расчетно-конструкторское бюро» | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоаннинская средняя школа № 1
Новоаннинского муниципального района Волгоградской области
ПРИНЯТО РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании на заседании зам.директора по ВР директор школы
методического педагогического __________________ ________________
совета школы совета школы / / / /
протокол № ____ протокол № ____ « » _________ 2014 г. « » _________ 2014 г
от ____________ от _____________ от _____________ от _____________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»
для учащихся 2 а класса (7 – 8 лет)
Автор программы: Куницына Г.Н.,
учитель начальных классов
г. Новоаннинский, 2014
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
Пояснительная записка
Программа кружка «расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей по математике для самостоятельной работы № 3 (автор О.А. Захарова).
Направленность программы «Расчетно-конструкторское бюро» не только на пробуждение интереса к предмету математики и окружающего мира, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения и практические умения этих двух предметов.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокой познавательной активности.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7 - 8 лет. Программа ориентирована на воспитанников 7-11 лет школьного возраста, сроком на 3 года.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Форма организации внеурочной деятельности — кружок.
Отличительные особенности Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Эта работа продолжается и в 3-4 классах.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Это программа занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;творческие мастерские;
- тематические конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Режим занятий
Программа «Расчетно-конструкторское бюро» рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часов в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (коммуникативные УУД).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
В таблице дана программа занятий кружка, которые служат продолжением уроков по предметам «Математика» и «Окружающий мир» и предусматривают участие всех обучающихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
2 класс (34 ч) | |||
1 | Как найти сокровища? | 1 | 1 |
2 | Далеко ли до Солнца? | 1 | 2 |
3 | Солнце —обыкновенный жёлтый карлик | 1 | 4 |
4 | Спутники планет | 2 | 4 |
5 | Кто строит дома на воде? | 1 | 2 |
6 | Кто построил это гнездо? | 1 | 2 |
7 | Едят ли птицы сладкое? | 1 | 2 |
8 | Почему яйцу нельзя переохлаждаться? | 1 | 2 |
9 | Московский Кремль | 1 | 5 |
Итого | 10 | 24 |
Содержание программы
№ п/п | Темы практических задач | Количество часов | Темы по математике и окружающему миру | Страницы тетради |
2 класс (34 ч) | ||||
Как найти сокровища? (решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро) | 2 ч | Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика). | 4 — 7 | |
Далеко ли до Солнца? | 3 ч | «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды. | 11–13 | |
Солнце — обыкновенный жёлтый карлик (начало) | 2 ч | Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды. | 14–16 | |
Солнце —обыкновенный жёлтый карлик (окончание) | 3 ч | Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды. | 17 — 18 | |
Спутники планет (начало) | 3ч | Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. | 19–20 | |
Спутники планет (окончание) | 3 ч | Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды. | 21–22 | |
Кто строит дома на воде? | 3ч | «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли. | 23–24 | |
Кто построил это гнездо? | 3 ч | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли. | 25–26 | |
Едят ли птицы сладкое? | 3ч | Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли. | 27–29 | |
Почему яйцу нельзя переохлаждаться? | 3 ч | Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли. | 30–32 | |
Московский Кремль (начало) | 3ч | Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия. | 33–35 | |
Московский Кремль (окончание) | 3ч | Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия. | 36-37 |
Материально-техническое обеспечение
Для педагога:
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.— М.: Академкнига/ Учебник. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Для обучающихся:
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Цифровые ресурсы
[Электронный ресурс] Мир головоломок. Занимательная математика.-М.:falison-Technology,2004 | |
| [Электронный ресурс] Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная, мультимедиа-энциклопедия. Знания обо всем.-М.:ООО «Кирилл и Мефодий»,2006 |
[Электронный ресурс] Математика 2 класс Уроки Кирилла и Мефодия . - М : ООО Кирилл и Мефодий, 2008. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). |
Ссылки на сайты в сети интернет
- http://www.akademkniga.ru
- Планеты и их спутники http://www.myshared.ru/slide/182158/
- Интересная птичка-колибри http://www.myshared.ru/slide/282679/
- Московский Кремль в разные периоды истории http://ppt4web.ru/istorija/moskva-zlatoglavaja-puteshestvie-po-kremlju-istorija-vozniknovenija-kremlja.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
Дополнительная образовательная программа «Я - артист» для 1 класса
Рабочая программа кружка «Я - артист» модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.Возраст 7-9 лет....
Программа дополнительного образовательного курса «Забавные буквы» в 1 классе.
В основе программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экон...
Дополнительное образование как средство мотивации к изучению английского языка в начальной школе
Мультимедийная презентация, содержащая методическую разработку по данной тематике...
Рабочая программа 3 класс УМК Перспективная начальная школа расчетно-конструкторское бюро
расчетно-конструкторское бюро...
Дополнительная образовательная программа "Проектная деятельность" 1-4 класс
Цель программы:обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем....
Мастер-класс "Применение образовательных и информационных технологий при выполнении учебного эксперимента в начальной школе"
В современном школьном образовании при переходе на стандарты нового поколения большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к обучению....