ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО» для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (2 класс) по теме

Куницына Галина Николаевна

Программа кружка «Расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей по математике для самостоятельной работы № 3 (автор О.А. Захарова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоаннинская средняя школа № 1

Новоаннинского муниципального района Волгоградской области

ПРИНЯТО                РАССМОТРЕНО                СОГЛАСОВАНО                УТВЕРЖДЕНО

на заседании        на заседании                          зам.директора по ВР                директор школы

методического        педагогического                __________________         ________________

совета школы        совета школы                /                               /                /                              /

протокол № ____        протокол № ____                 «     » _________ 2014 г.          «     » _________ 2014 г

от ____________         от _____________                от _____________                 от _____________  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»

для учащихся 2 а класса (7 – 8 лет)

                                                          Автор программы: Куницына Г.Н.,

                                                                        учитель начальных классов

г. Новоаннинский, 2014

Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»

Пояснительная записка

Программа кружка «расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей по математике для самостоятельной работы № 3 (автор О.А. Захарова).

Направленность программы «Расчетно-конструкторское бюро» не только на пробуждение интереса к предмету математики и окружающего мира, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения и практические умения этих двух предметов.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокой познавательной активности.

Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7 - 8 лет. Программа ориентирована на воспитанников 7-11 лет школьного возраста, сроком на 3 года.

Принципы программы:

  1. Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  1. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  1. Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  1. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  1. Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год

  1. Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Форма организации внеурочной деятельности — кружок.  

Отличительные особенности Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Эта работа продолжается и в 3-4 классах.

Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

 Это   программа   занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;творческие мастерские;
  • тематические   конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

Режим занятий

Программа «Расчетно-конструкторское бюро» рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часов в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (коммуникативные УУД).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

В таблице дана программа занятий кружка, которые служат продолжением уроков по предметам «Математика» и «Окружающий мир» и предусматривают участие всех обучающихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

2 класс (34 ч)

1

 Как найти сокровища?

1

1

2

Далеко ли до

Солнца?

1

2

3

Солнце —обыкновенный

жёлтый карлик

1

4

4

Спутники планет

2

4

5

Кто строит дома на воде?

1

2

6

Кто построил это гнездо?

1

2

7

Едят ли птицы сладкое?

1

2

8

Почему яйцу

нельзя переохлаждаться?

1

2

9

Московский Кремль

1

5

Итого

10

24

 Содержание программы

№ п/п

Темы  практических

задач

Количество часов

Темы по математике и окружающему миру

Страницы

тетради

2 класс (34 ч)

Как найти сокровища?

(решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро)

2 ч

Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).

4 — 7

Далеко ли до

Солнца?

3 ч

«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды.

11–13

Солнце —

обыкновенный

жёлтый карлик

(начало)

2 ч

Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды.

14–16

Солнце —обыкновенный

жёлтый карлик

(окончание)

3 ч

Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды.

17 — 18

Спутники

планет (начало)

Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды.

19–20

Спутники планет

(окончание)

3 ч

Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды.

21–22

Кто строит дома

на воде?

«Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли.

23–24

Кто построил

это гнездо?

3 ч

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли.

25–26

Едят ли птицы

сладкое?  

Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.

27–29

Почему яйцу

нельзя переохлаждаться?  

3 ч

Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.

30–32

Московский Кремль

(начало)

Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия.

33–35

Московский

Кремль

(окончание)  

Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия.

36-37

Материально-техническое обеспечение

Для педагога:

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.— М.: Академкнига/ Учебник. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. — М.:  Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 2 класс: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Для обучающихся:

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

        Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

Цифровые ресурсы

[Электронный ресурс] Мир головоломок. Занимательная математика.-М.:falison-Technology,2004

  1. .

[Электронный ресурс] Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная, мультимедиа-энциклопедия. Знания обо всем.-М.:ООО «Кирилл и Мефодий»,2006

[Электронный ресурс]  Математика 2 класс  Уроки Кирилла и Мефодия . - М : ООО Кирилл и Мефодий, 2008. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

Ссылки на сайты в сети интернет

  1. http://www.akademkniga.ru
  2. Планеты и их спутники http://www.myshared.ru/slide/182158/
  3. Интересная птичка-колибри http://www.myshared.ru/slide/282679/
  4. Московский Кремль в разные периоды истории http://ppt4web.ru/istorija/moskva-zlatoglavaja-puteshestvie-po-kremlju-istorija-vozniknovenija-kremlja.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

Дополнительная образовательная программа «Я - артист» для 1 класса

Рабочая программа кружка  «Я - артист»   модифицированная,  рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.Возраст 7-9 лет....

Программа дополнительного образовательного курса «Забавные буквы» в 1 классе.

В основе программы лежит  системно – деятельностный подход, который предполагает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экон...

Дополнительное образование как средство мотивации к изучению английского языка в начальной школе

Мультимедийная презентация, содержащая методическую разработку по данной тематике...

Дополнительная образовательная программа "Проектная деятельность" 1-4 класс

Цель программы:обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем....

Мастер-класс "Применение образовательных и информационных технологий при выполнении учебного эксперимента в начальной школе"

      В современном школьном образовании при переходе на стандарты нового поколения большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к обучению....