Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnoe_razvitie_1_korrektsionnyy_kur.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
В системе образования обучающихся с ТМНР курс «Двигательное развитие» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков физического развития детей, их двигательной активности.
Коррекционные занятия по «Двигательному развитию» являются частью образовательного процесса, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Двигательное развитие» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
У детей с ТМНР нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а ригидным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является данный коррекционный курс.
На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами физической, музыкально-ритмической, игровой деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: развитие двигательной активности ребенка.
Задачи курса:
- Обучение, обогащение двигательного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
- Научить согласовывать движения.
- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
- Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
- Развивать координацию движений.
- Развивать умение слушать музыку.
- Развивать творческие способности личности.
- Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Двигательное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является двигательный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества двигательного опыта детей. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов двигательной активности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических действий, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия детей.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Описание места учебного предмета в учебном плане:
«Двигательное развитие» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на ритмичные звуки.
- Упражнения на движение с предметами и без.
- Выполнение двигательных упражнений под музыку, звучащие предметы.
- Упражнения на сопровождение движений ударными инструментами.
- Выполнение двигательных упражнений по короткой словесной инструкции.
- Подвижные коррекционные игры.
Задачи и направления работы:
- формирование представлений о себе;
- формирование представлений о собственном теле и его возможностях;
- распознание своих ощущений и обогащение двигательного опыта;
- формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое);
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения курса:
- Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
- Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
- Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
- Готовиться к занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в строю (с помощью).
- Проявлять любознательность и интерес к новому.
Предметные результаты освоения курса:
- уметь слушать музыку и звучащие инструменты;
- выполнять несложные движения руками и ногами;
- активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
Результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться предметами, сопровождающими действие;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта программа курса коррекционно-развивающей области «Двигательное развитие» рассчитана
на 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала коррекционного курса на 2017/2018 учебный год.
Двигательное развитие. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. | 11 | |||
1 | Развитие эмоциональной отзывчивости на ритмичные звуки. ИОТ и ТБ. | 1 | 01.09 | |
2 | Выполнение ритмичных движений под звучащие инструменты, ориентировка в пространстве. | 1 | 05.09 | |
3 | Выполнение ритмичных движений под звучащие инструменты, ориентировка в пространстве. | 1 | 08.09 | |
4 | Ходьба и бег по ориентирам. | 1 | 12.09 | |
5 | Выполнение движений под музыку. | 1 | 15.09 | |
6 | Остановка по команде. | 1 | 19.09 | |
7 | Ориентировка в направлении движений вперед, назад. | 1 | 22.09 | |
8 | Игра «Вперёд-назад». | 1 | 26.09 | |
9 | Упражнения на движение без предметов. | 1 | 29.09 | |
10 | Упражнения на движение без предметов. | 1 | 03.10 | |
11 | Упражнения на движение с предметами (флажок). | 1 | 06.10 | |
2 модуль. | 10 | |||
12 | Упражнения на движение с предметами (погремушка). ИОТ и ТБ | 1 | 17.10 | |
13 | Упражнения на движение с предметами (бубен). | 1 | 20.10 | |
14 | «Бросай, поймай мячик». | 1 | 24.10 | |
15 | «Бросай, поймай мячик». | 1 | 27.10 | |
16 | «Кати мячик». | 1 | 31.10 | |
17 | «Прокати мяч по дорожке». | 1 | 03.11 | |
18 | Выполнение движений в определённом ритме под музыку. | 1 | 07.11 | |
19 | Выполнение движений в определённом темпе под музыку. | 1 | 10.11 | |
20 | Выполнение двигательных упражнений по короткой словесной инструкции. | 1 | 14.11 | |
21 | Выполнение двигательных упражнений по короткой словесной инструкции. | 1 | 17.11 | |
3 модуль. | 10 | |||
22 | Движения под музыку или звучащие инструменты «Покачаем куклу». ИОТ и ТБ | 1 | 28.11 | |
23 | Движения под музыку или звучащие инструменты «Зайки прыгают». | 1 | 01.12 | |
24 | Движения под музыку или звучащие инструменты «Мышка бегает». | 1 | 05.12 | |
25 | Движения под музыку или звучащие инструменты «Самолёт». | 1 | 08.12 | |
26 | Движения под музыку или звучащие инструменты «Мишка с куклой». | 1 | 12.12 | |
27 | «У медведя во бору». | 1 | 15.12 | |
28 | «Заинька попляши». | 1 | 19.12 | |
29 | «Воробушек». | 1 | 22.12 | |
30 | «Воздушные снежинки». | 1 | 26.12 | |
31 | Упражнение на сопровождение движений «звучащими» жестами. | 1 | 29.12 | |
4 модуль. | 13 | |||
32 | Упражнение на сопровождение движений ударными инструментами. ИОТ и ТБ. | 1 | 12.01 | |
33 | Упражнение на сопровождение движений шумовыми инструментами. | 1 | 16.01 | |
34 | Упражнение на сопровождение движений хлопаньем в ладоши. | 1 | 19.01 | |
35 | Упражнение на сопровождение движений топаньем ногами. | 1 | 23.01 | |
36 | «Воздушные шары». | 1 | 26.01 | |
37 | «Бабочки». | 1 | 30.01 | |
38 | «Гуси-гуси». | 1 | 02.02 | |
39 | «Воробушки и автомобиль». | 1 | 06.02 | |
40 | «Заинька попляши, беленький попляши». | 1 | 09.02 | |
41 | «Совушка». | 1 | 13.02 | |
42 | «Перелёт птиц». | 1 | 16.02 | |
43 44 | «Слушай сигнал». | 1 | 20.02 | Уплотнение за 23.02 |
5 модуль. | 12 | |||
45 | «Мячик кверху».ИОТ и ТБ. | 1 | 06.03 | |
46 | «Догони мяч». | 1 | 09.03 | |
47 | «Метко в цель». | 1 | 13.03 | |
48 | «Мыльные пузыри». | 1 | 16.03 | |
49 | «Поменяй предмет». | 1 | 20.03 | |
50 | «Поменяй место». | 1 | 23.03 | |
51 | «Лягушка на болоте». | 1 | 27.03 | |
52 | «Кто я?» (изображаем движения животных). | 1 | 30.03 | |
53 | «Кто я?» (изображаем движения животных). | 1 | 03.04 | |
54 | «Кто я?» (изображаем движения животных). | 1 | 06.04 | |
55 | «Кто я?» (изображаем движения животных). | 1 | 10.04 | |
56 | «Попробуй повтори». | 1 | 13.04 | |
6 модуль. | 10 | |||
57 | «В гости к пальчику большому». ИОТ и ТБ. | 1 | 24.04 | |
58 | «Посадка овощей по ориентирам». | 1 | 27.04 | |
59 60 | «Сбор овощей по ориентирам». | 1 | 04.05 | Уплотнение за 01.05 |
61 | «Возьми флажок». | 1 | 08.05 | |
62 | «Не урони мешочек». | 1 | 11.05 | |
63 | Имитационные упражнения под песню «Лошадка». | 1 | 15.05 | |
64 | Имитационные упражнения под песню «Котёнок». | 1 | 18.05 | |
65 | Имитационные упражнения под песню «Пароход». | 1 | 22.05 | |
66 | «Запомни движение». | 1 | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- музыкальный инструмент: цифровое пианино.
- комплект элементарных музыкальных инструментов:
бубен;
бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки;
ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник;
- театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, коврики, платочки, флажки и пр.).
- спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;
- сухой (шариковый) бассейн;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...
Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...