Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения
рабочая программа по физкультуре (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_2_kl._dvigatelnoe_razvitie.docx | 117.68 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционный курс «Двигательное развитие»
2 класс
Составиель:
Чулкова Елена Вячеславовна
Лабытнанги, 2018 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МБОУ СОШУИП №3;
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
А также при составлении программы учитывалось обобщение опыта работы с учащимися классов «особый ребенок».
Данная программа позволяет решать задачи коррекционно-развивающего направления комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося 2 класса Голощапова Алексея. При разработке программы учитывались особенности развития обучающегося.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Целью программы является: коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышениефункциональных возможностей организма.
Коррекционный курс направлен на решение основных задач:
- мотивация двигательной активности,
- поддержка и развитие имеющихся движений,
- расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений,
- освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся заключается в следующем:
- - на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- - на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- - на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);
- - на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);
- - на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);
- - на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Особенности обучения
Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития обучающегося.
Организационная структура уроков:
Основной формой работы по двигательному развитию в школе является урок.
Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья учеников. Помещение, отведенное для занятий двигательным развитием, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем, пособиями и аптечкой первой помощи.На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения несчастных случаев.
В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.На занятиях создается положительный эмоциональный фон. Задания выполняются в игровой форме. Продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
В учебном плане коррекционный курс представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Принципы, используемые в программе
принцип соблюдения интересов ребенка - определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
принцип системности - обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ;
принцип непрерывности-гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
принцип единства диагностики и коррекции-отражает целостность и единство процесса оказания психологической помощи, включающей последовательность решения задач диагностики и коррекции.
Для отслеживания результатов обучения при оценке результативности применяем метод наблюдения. При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:
- «выполняет действие самостоятельно» (с) ,
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и) ,
- «выполняет действие по образцу» (о) ,
- «выполняет действие с частичной физической помощью» (п) ,
- «выполняет действие со значительной физической помощью» (пп) ,
- «действие не выполняет» (!) ,
- «узнает объект» ( у ),
- «не всегда узнает объект» ( нву ),
- «не узнает объект» ( н ).
Этапы реализации программы
- Диагностический;
- Коррекционноразвивающий;
- Консультативный.
II. Планируемые результаты освоения программы во 2 классе
Личностные результаты:
Овладение начальными навыками адаптации в классе.
Развитие мотивов учебной деятельности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Развитие элементарных пространственных понятий.
Знание частей тела человека.
Знание элементарных видов движений.
Умение выполнять исходные положения.
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Умение управлять дыханием.
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД | Учебные действия и умения. | Виды заданий на уроке. | Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить) |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Формирование благоприятного социально- психологического климата во время урока | Наглядные - практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Найди свою парту» «Покажи свое рабочее место» |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы. | «Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение вместе с педагогом. ( физкультминутки, динамические паузы) « Знакомство с книгой» « Найди в пенале» «Что лишнее?» Игра «можно- нельзя» «Прописи» |
- умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; | |||
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||
3. Формирование умения выполнять задание: | - в течение определенного периода времени | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Кто внимателен», «Выбери правильный ответ», «Отгадывание загадок», «Раскрась», «Бусины и ниточки», «Построй домик », «Раскрась по шаблону», «Соедини точки» |
- от начала до конца, | |||
- с заданными качественными параметрами. | |||
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д | -Умение следовать инструкции педагога. | Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. | Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч». |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп УД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
III. Содержание программы
Коррекционный курс программы «Двигательное развитие» содержит разделы:
№ раздела | Содержание программы | Количество часов |
1. | Основы знаний | 3 |
2. | Развитие мелкой моторики, самомассаж | 10 |
3. | Корригирующие упражнения | 15 |
4. | ОРУ | 10 |
5. | Прикладные упражнения | 18 |
6. | Подвижные игры | 9 |
7. | Тестирование | 3 |
Итого за год | 68 часов |
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения для формирования правильной осанки ;
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ;
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- упражнения для развития координации;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата;
- подвижных игр коррекционной направленности.
Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп;
- специальные упражнения для глаз;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата;
Все занятия проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований. Оценка по занятиям не выставляется.
IV.Тематическое планирование
I. «Основы знаний» -3 часа.
Знания о правилах поведения, одежде и технике безопасности при занятиях в зале, знания о личной гигиене, правильной осанке.
2. «Развитие мелкой моторики» -10 часов.
Рразвивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями для развития мелкой моторики, приемы самомассажа.
3. . «Корригирующие упражнения» - 15 часов.
Коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений осанки.
4. Общеразвивающие упражнения- 10 часов.
Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения в образном оформлении. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя». Дыхание через нос, через рот. Изменение длительности вдоха и выдоха. Дыхание в ходьбе имитацией с.
Общеразвивающие упражнения на месте и в движении, с предметами и без.
5. Прикладные упражнения - 18 часов.
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, пятках,внутренней и внешней стороне стопы. в медленном и быстром темпе.
Шаги- вперед, назад, в сторону, приставные, скрестные, шаг «польки», «галопа», подскоки.
Равновесие – ходьба по линии, на носках, по наклонной доске, по скамейке.
Ползание- по пластунски, на четвереньках, на предплечьях. Перелезание.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов двумя руками, передача и перекаты мяча.
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения-построения в обозначенном месте (в кругах, квадратах), гимнастические перестроения, повороты по ориентирам, понятие «направляющий»
6. Игры – 9 час.
«Кошка и мышки», «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок», «Третий лишний», «Мышеловка».
7. Тестирование-3 час.
Контрольные работы по предмету «Двигательное развитие » не предусматриваются.
Этапы мониторинга:
Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности.
Текущая диагностика: проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка.
Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов, дата проведения | Цель, задачи урока | Планируемые результаты | ||
Академические | Социально - значимые | |||||
1 четверть | ||||||
1 | Техника безопасности на занятиях двигательным развитием. | 1 05.09 | Ознакомить с правилами безопасности на занятиях двигательным развитием. | Знать правила ТБ на уроках ДР. | Научится слушать учителя, соблюдать правила поведения. Умение регулировать своё поведение. | |
2 | Тестирование на начало учебного года | 1 07.09 | Оценить состояние опорно-двигательного аппарата у каждого ученика | Правильное исходное положение | Научиться соблюдать инструкцию | |
3-4 | Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигура из пальцев» | 2 12.09 14.09 | Научить сгибанию, разгибанию пальцев рук в кулак. Обучить правилам игры | Сгибать, разгибать пальцы в кулак. Применять правила в игре. | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. | |
5 | Работа с дидактическим пособием «Черепашка» | 1 19.09 | Обучить работе с дидактическим пособием «Черепашка». Научить раскладывать детали по форме. | Правильно раскладывать детали по форме | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. | |
6-8 | Упражнения для профилактики плоскостопия | 3 21.09 26.09 28.09 | Коррекция деформации стопы, профилактика плоскостопия | Научиться выполнять упражнения для профилактики плоскостопия. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. | ориентация в схеме тела, представление о собственном теле | |
9 | Выполнять простейшие дыхательные упр-ния без сочетания с физическими упраж-жнениями. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя». | 1 03.10 | Обучить правильному дыханию вдох – через нос, выдох – через рот. | Упражнения на дыхание сочетать с упражнениями на задержку дыхания. | Умение слушать преподавателя. | |
10-12 | Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц без предметов | 3 05.10 10.10 12.10 | Обучить комплексу общеразвивающих упражнений без предметов | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя | Умение работать в группе | |
13-14 | Ходьба на носках, на пятках, шаги вперед, в сторону, назад. | 2 17.10 19.10 | Обучить правильно ходить на носках, на пятках | Уметь правильно ходить на носках и пятках | Развить умение слушать, соблюдать инструкцию. Ориентация в схеме тела | |
15-16 | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах) | 2 24.10 26.10 | Обучить построению, перестроению в обозначенном месте | Знать направление | Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела | |
17 | Гимнастические построения и перестроения. Повороты по ориентирам | 1 31.10 | Повторить построение, перестроение в одну шеренгу, в две шеренги. Обучить поворотам по ориентирам, развить пространственную ориентацию, точность движения | Знать,как построиться в одну шеренгу, перестроиться в две шеренги. знать, как совершать повороты по указанным ориентирам | Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела, умение работать в группе. | |
18 | Игра «Запомни порядок» | 1 02.11 | Обучить правилам игры. | Уметь применять правила в игре. | Уметь слушать преподавателя и регулировать свое поведение. | |
2 четверть | ||||||
19 | Основы знаний о личной гигиене. | 1 14.11 | В доступной форме дать редставление о личной гигиене, требования к одежде | Соблюдать правила личной гигиены | Формировать представления о собственном теле | |
20 | Простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев | 1 16.11 | Освоить упражнения для развития мелкой моторики пальцев. | Правильно выполнять упражнения | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. | |
21-22 | Катание ступнями массажных мячей. Игра «Кто быстрее снимет обувь» | 2 21.1123.11 | Обучить правилам игры. Обучить комплексу упражнений с массажными мячами для ступней. Профилактировать плоскостопие. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре | Умение работать в группе. Оказывать помощь, принимать помощь. | |
23-24 | Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками | 2 28.1130.11 | Обучить комплексу упражнений с гимнастическими палками. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя | Умение соблюдать правила, принимать и оказывать помощь. | |
25-26 | Общеразвивающие упражнения на месте и в движении в сочетании с дыханием | 2 05.1207.12 | Обучить комплексу упражнений на месте и в движении. Следить за правильным дыханием. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя, соблюдать правильное исходное положение | Умение соблюдать правила, принимать и оказывать помощь. | |
27-28 | Броски, ловля, передача предметов | 2 12.1214.12 | Обучить правильному захвату различных по величине и форме предметов двумя руками. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Оказывать помощь, принимать помощь. | |
29-30 | Равновесие – ходьба по линии, на носках, по наклонной доске, по скамейке. Ползание-по пластунски, на четвереньках, на предплечьях. Перелезание. | 2 19.1221.12 | Обучить правильному передвижению по ориентирам, сохранения равновесия. Развитие смелости, упорства. | Правильно выполнять упражнения по показу учителя. | Развить умение слушать, соблюдать инструкцию. | |
31 | Игра» Аист ходит по болоту» | 1 26.12 | Обучить правилам игры. | Уметь применять правила в игре. | Уметь слушать преподавателя и регулировать свое поведение. | |
32 | Тестирование за истекший период | 1 28.12 | Оценить состояние опорно -двигательного аппарата. Каковы результаты проделанной работы. | Правильное исходное положение | Научиться соблюдать инструкцию | |
3 четверть | ||||||
33 | Представления о правильной осанке | 1 11.01 | В доступной форме дать представление о правильной осанке | Научиться сохранять правильную осанку | Формирование представлений о собственном теле | |
34 | Игра «Волшебный мешочек» | 1 16.01 | Обучить сохранению правильной осанки во время игры. | Научиться сохранять правильную осанку | Формирование представлений о собственном теле | |
35 | Работа с мозаикой | 1 18.01 | Совершенствовать работу с мозаикой. Повторить раскладку деталей по образцу. | Правильно раскладывать детали по образцу. | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. | |
36-37 | Самомассаж рук, головы, ног, живота | 2 23.01 25.01 | Обучить самомассажу с помощью массажных мячей. Восстановление нормального кровообращения. | Научиться выполнять самомассаж с помощью массажных мячей | ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Оказывать помощь не только другим, но и себе, принимать помощь. | |
38-39 | Упражнения для профилактики плоскостопия из различных и.п. | 2 30.01 01.02 | Коррекция деформации стопы, профилактика плоскостопия | Научиться выполнять упражнения для профилактики плоскостопия. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. | ориентация в схеме тела, представление о собственном теле | |
40-41 | Упражнения с гимнастической палкой для коррекции нарушений осанки | 2 06.02 08.02 | Коррекция нарушений осанки, профилактика возможных нарушений осанки | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя, правильно использовать гимнастическую палку | Умение соблюдать правила, принимать и оказывать помощь. Умение работать в группе, не мешая окружающим. | |
42 | Дыхание через нос, через рот. Изменение длительности вдоха и выдоха | 1 13.02 | Обучать выполнению дыхательных упражнений в сочетании с движением. Дыхание не задерживать.. Профилактика простудных заболеваний и заболеваний дыхательной системы | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя, соблюдать правильное исходное положение | Умение соблюдать правила, принимать и оказывать помощь. | |
43 | Общеразвивающие упражнения с предметами | 1 15.02 | Обучить комплексу упражненийс предметами. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя | Умение работать в группе | |
44 | Общеразвивающие упражнения для развития физических качеств. | 1 20.02 | Ознакомить с комплексом упражнений для развития физических качеств. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя | Умение работать в группе | |
45 | Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, пятках,внутренней и внешней стороне стопы. в медленном и быстром темпе. Шаги- вперед, назад, в сторону, приставные, скрестные,шаг «польки», «галопа», подскоки. | 1 22.02 | Обучать правильному движению по ориентирам | Правильно выполнять упражнения по показу учителя. | Развить умение слушать, соблюдать инструкцию. | |
46 | Равновесие – ходьба по линии, на носках, по наклонной доске, по скамейке. Ползание-по пластунски, на четвереньках, на предплечьях. Перелезание. | 1 27.02 | Обучить правильному передвижению по ориентирам, сохранения равновесия. Развитие смелости, упорства. | Правильно выполнять упражнения по показу учителя. | Развить умение слушать, соблюдать инструкцию. | |
47-49 | Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч». Броски, ловля, передача предметов | 3 01.03 06.03 13.03 | Обучить правилам игры. Обучить перекладыванию мяча из руки в руку. Научить катать мяч. Обучить правильному захвату различных по величине и форме предметов двумя руками | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Оказывать помощь, принимать помощь. | |
50 | Игра «Дотронься до…» | 1 15.03 | Ознакомиться с правилами игры. | Соблюдать правила во время игры. | Слушать преподавателя и регулировать свое поведение. | |
51 | Игра « Веревочка под ногами» | 1 20.03 | Ознакомиться с правилами игры. | Соблюдать правила во время игры. | Слушать преподавателя и регулировать свое поведение. | |
52 | Игра «Беги к тому, что назову», игра «Карлики, великаны» | 1 22.03 | Ознакомиться с правилами игры. | Соблюдать правила во время игры. | Слушать преподавателя и регулировать свое поведение. | |
4 четверть | ||||||
53 | Работа с мозаикой | 1 03.04 | Совершенствовать работу с мозаикой. Повторить раскладку деталей по образцу. | Правильно раскладывать детали по образцу. | Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. | |
54 | Самомассаж рук, головы, ног, живота | 1 05.04 | Обучить самомассажу с помощью массажных мячей. Восстановление нормального кровообращения. | Научиться выполнять самомассаж с помощью массажных мячей | Ориентация в схеме тела, представление о собственном теле. Оказывать помощь не только другим, но и себе, принимать помощь. | |
55-56 | Упражнения для профилактики плоскостопия из различных и.п. | 2 10.04 12.04 | Коррекция деформации стопы, профилактика плоскостопия | Научиться выполнять упражнения для профилактики плоскостопия. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. | Ориентация в схеме тела, представление о собственном теле | |
57-58 | Упражнения с гимнастической палкой для коррекции нарушений осанки | 2 17.04 19.04 | Коррекция нарушений осанки, профилактика возможных нарушений осанки | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя, правильно использовать гимнастическую палку | Умение соблюдать правила, принимать и оказывать помощь. Умение работать в группе, не мешая окружающим. | |
59-60 | Общеразвивающиу упражнения с предметами | 2 24.04 26.04 | Обучить комплексу упражнений с предметами. | Правильно выполнять упражнения по примеру учителя | Умение работать в группе | |
61 | Равновесие – ходьба по линии, на носках, по наклонной доске, по скамейке. Ползание-по пластунски, на четвереньках, на предплечьях. Перелезание. | 1 08.05 | Обучить правильному передвижению по ориентирам, сохранения равновесия. Развитие смелости, упорства. | Правильно выполнять упражнения по показу учителя. | Развить умение слушать, соблюдать инструкцию. | |
62-63 | Подбрасывание мяча на разную высоту. Бросание мяча в цель | 2 15.05 17.05 | Обучить, как работать с мячом, развить точность движения, меткость. | Уметь подбрасывать мяч на разную высоту, бросать мяч точно в цель | Ориентация в окружающем пространстве, умение совершать точные движения. Представление о собственных возможностях | |
64 | Игра «Карлики, великаны», Игра «Запрещенное движение» | 1 22.05 | Ознакомиться с правилами игры. | Соблюдать правила во время игры. | Слушать преподавателя и регулировать свое поведение. | |
65 | Итоговое тестирование за год | 1 24.05 | Оценить состояние опорно -двигательного аппарата у каждого ученика | Правильное исходное положение | Научиться соблюдать инструкцию |
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы), альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- Спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие гимнастические коврики, корзины;
- Мебель: стулья, стол,
VII. Литература
1. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г
2. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
- сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным
- большим и средним
- большим и безымянным
- большим и мизинцем
- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
- круговые движения кистями;
- руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;
- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;
- держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".
Упражнения для формирования правильной осанки № 1
- Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
- Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
- поднимание согнутой в колено ноги.
- Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
- Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
- Ходьба высоко поднимая ноги.
Упражнения для формирования правильной осанки № 2
1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Поторить 3-4 раза.)
2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)
3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.
5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3
1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)
6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)
8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1
1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2
1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)
3. О. с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)
4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3
1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)
2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)
6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)
7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Упражнения для развития координации.
1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)
3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)
4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)
5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)
6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)
3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
8. Тоже с поворотом на градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.
I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.
II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.
Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.
Специальные упражнения для глаз
И. п. – стоя у гимнастической стенки
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
И. п. – сидя.
8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.
10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
И. п. – стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)
3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
8. Тоже с поворотом на градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Рубрика: Упражнения для детей
Упражнения с гимнастической палкой
Комплекс № 1
I. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 3—4 — И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.
II. И. п.— о. е., палка внизу. 1 — наклон вперед, палкой коснуться носков ног (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.
III. И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, пятки от пола не отрывать, ноги с места не сдвигать.
IV. И. п.— о. е., палка вертикально впереди на полу, хват за верхний край прямыми руками (рис. 4). 1 —присесть (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Приседать на носках, колени врозь, туловище держать вертикально, руки не сгибать.
V. И. п.— о. е., палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — отводя палку немного вперед и сгибая ногу, переступить через палку; 3—4 — переступить в обратном направлении. То же другой ногой. Повторить 4—5 раз поочередно каждой ногой. Переступая через палку, вперед не наклоняться и выше поднимать колено. Дыхание произвольное, без задержки.
VI. И. п.— о. е., палка внизу, хват ниже плеч. 1 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки (выдох); 3 — руки вверх (вдох); 4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Отводя палку назад, стараться свести лопатки, прогнуться.
VII. И. п.— о. е., палка горизонтально за спиной над локтями. 1 — отставить правую ногу назад и опуститься на колено; 2 — то же левой ногой, сед на пятках; 3—4 — поднимаясь и выставляя правую ногу вперед, встать. То же с левой ноги. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Туловище держать вертикально, голову не наклонять. Дыхание равномерное, без задержек.
VIII. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс, палка на полу между ногами. 1—4 — прыжки вдоль палки на обеих ногах лицом вперед; 5—8 — то же спиной вперед. Выполнить до 30 прыжков на носках и перейти на ходьбу на месте.
Комплекс № 2
I. И. п.— о. е., палка внизу. 1—2 — руки вверх, подняться на носки, потянуться и посмотреть на палку (вдох); 3—4 — и п (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе.
II. И. п.— стойка ноги врозь, палка горизонтально за спиной под локтями. 1 — поворот туловища вправо (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону, в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.
III. И. п.— о. е., палка внизу. 1 — 4—поднимая руки вперед, сесть на пол произвольным способом и выпрямить ноги, не касаясь палкой пола; 5—8 — встать без помощи рук в и. п. Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.
IV. И. п.— то же. 1 — наклон вперед, палку положить т пол (выдох); 2 — выпрямиться, руки вверх (вдох); 3—наклон вперед; взять палку (выдох); 4 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.
V. И. п.—о. е., палка горизонтально за спиной под локтями. 1 — выпад левой ногой в сторону с наклоном вправо (выдох); 2 — толчком возвратиться в и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе.
VI. И. п.— лежа на полу на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — сгибая левую ногу вперед, просунуть ее между рукой и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ногами); 3—4 — и. п. То же другой ногой. Повторить 4—6 раз поочередно каждой ногой в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержек.
VII. И. п.— о. е., палка впереди. 1 —взмах правой ногой вперед, носком коснуться палки (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же левой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой поочередно в среднем темпе. Ноги не сгибать, туловище вперед не наклонять.
VIII. И. п.— стойка ноги врозь левой, руки на пояс, палка на полу между ногами. Прыжками менять положение ног. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.
Упражнения с мешочком (кубиком)
Комплекс № 3
I. И. п.— о. е., мешочек на голове. Ходьба на месте, с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка. Выполнить 60—70 шагов.
II. И. п.— стойка ноги врозь, мешочек внизу. 1—2 — руки вверх, подняться на носки, потянуться, посмотреть на мешочек (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 6— 8 раз в медленном темпе. Поднимаясь на носках, руки не сгибать и не терять равновесие.
III. И. п.— о. е., руки на пояс, мешочек на голове. 1—2 — присесть на носках (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести.
IV. И. п.— упор сидя сзади на полу, мешочек на ногах возле ступней. 1—2 — слегка сгибая ноги, поднять их над головой; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Пятками о пол не ударять. Дыхание произвольное, равномерное.
V. И. п.— сидя на полу, руки в стороны, мешочек на олове. 1 — взмах правой ногой (выдох); 2 — и. п. (вдох); —4 — то же другой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Ноги не сгибать. Туловище держать вертикально и назад не отклонять.
VI. И. п.— лежа на спине на полу, руки за головой, мешочек на коленях. 1—2 — согнуть ноги (выдох); 4 — и. п. (вдох). Повторить 6 — 8 раз в медленном темпе. Сгибая ноги, держать голени параллельно полу, руки и голову от пола не отрывать.
VII. И. п.— о. е., мешочек внизу. 1—2 — шаг левой перед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); —4 — приставляя левую ногу, возвратиться в и. п. вдох); 5—6—шаг правой, взять мешочек (выдох); 7— и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.
VIII. И. п.— стойка ноги врозь правой, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте с мешочком на голове.
Комплекс № 4
I. И. п.— о. е., руки на пояс, мешочек на голове. —2 — поднимаясь на носки, отвести локти назад, проснуться (вдох); 2 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе.
II. И. п.— о. е., руки в стороны, мешочек в правой руке. 1—2 — согнуть правую ногу в колене, руки вниз, касаясь мешочком пятки правой ноги, переложить мешочек в левую руку (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). То же другой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой в медленном темпе. Опорную ногу не сгибать.
III. И. п.— стойка ноги врозь, руки внизу, мешочек а голове. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 —. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачивая туловище, ноги не сгибать и держать их напряженно.
IV. И. п.— о. е., руки в стороны, мешочек в правой руке. 1 — глубокое приседание, колени вместе, руки вниз, переложить мешочек в левую руку возле носков (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4—то же, перекладывая мешочек в правую руку. Повторить 4—5 раз каждой рукой в среднем темпе. Приседать на всей ступне.
V. И. п.— упор стоя на коленях, мешочек впереди на полу. 1—2—разгибая правую ногу, отвести ее назад, прогнуться (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). То же другой ногой. Руки не сгибать, голову вперед не наклонять, смотреть прямо перед собой.
VI. И. п.— о. е., руки вперед, мешочек на голове. 1—2 — приседая на правой, отставить левую ногу как можно дальше назад на носок (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). То же другой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой в медленном темпе. Туловище держать вертикально.
VII. И. п.— стойка ноги врозь левой, мешочек на голове. 1 — подняться на носки, руки в стороны; 2 — присесть на носках; 3—повернуться вправо кругом; 4— встать, руки вниз (стойка ноги врозь правой). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, поворачиваясь то вправо, то влево. Дыхание равномерное, без задержки.
VIII. И. п.— о. е., мешочек на полу сбоку. Прыжки через мешочек на обеих ногах. Выполнить до 25 прыжков и перейти на ходьбу на месте с мешочком на голове.
Упражнения со скакалкой
Комплекс № 5
I. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. 1—2 — натянуть скакалку, руки вверх, потянуться, посмотреть на скакалку (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Руки не сгибать.
II. И. п.— широкая стойка, сложенная вдвое скакалка низу. 1 —поднимая руки вперед—в стороны и натягивая скакалку, поворот туловища вправо (вдох); 2—и. п. выдох). То же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги е сгибать и с места не сдвигать.
III. И. п.— стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты. 1—2 — пружинистые наклоны влево, разгибая левую руку вниз и сгибая правую руку а голову; 3—4 — пружинистые наклоны вправо, меняя положение рук. Повторить 4—5 раз в каждую сторону
среднем темпе. Выполняя упражнение, скакалку натянуть, ноги не сгибать. Дыхание равномерное, без задержки.
IV. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. —2 — поднимая руки вперед и натягивая скакалку, присесть на носках (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести, смотреть на скакалку.
V. И. п.— стойка ноги врозь на скакалке, руки согнуты, скакалка натянута. 1—2 — разводя руки в стороны, наклон вперед (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать, спину держать ровно, голову поднять, смотреть вперед.
VI. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. —4 — переступить через скакалку поочередно правой и левой ногой; 5—8 — то же в обратном направлении в. п. Повторить 4—5 раз в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержки.
V. И. п.— левая нога немного впереди на средине скакалки; руки согнуты, скакалка натянута. 1 —поднимая руки вверх, согнуть ногу; 2 — выпрямляя ногу вниз, оказывать сопротивление руками. То же другой ногой. Покорить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Сгибая югу, прижимать голень к бедру. Дыхание равномерное, без задержки.
VIII. И. п.— о. е., скакалка сзади. Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку вперед. Скакалку вращать кистями. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой
1. Стоя, ноги врозь, палка вверху в вытянутых руках. Хват широкий. Повороты палки влево и вправо в горизонтальной плоскости до полного перекрещивания рук.
Повороты гимнастической палки
2. Стоя, левая рука вытянута вперед. Хват за середину палки. Вращение гимнастической палки влево и вправо – как пропеллер. Повторить упражнение, отведя руку не вперед, а в сторону. Поменять руку и выполнить то же самое для правой руки.
3. Стоя в наклоне, опираясь о палку прямыми руками. Два – три пружинистых покачивания вверх – вниз.
Прогибания с опорой на палку
4. Стоя на одной ноге, поставить палку на носок второй ноги, находящейся на весу. Удерживайте равновесие палки несколько секунд, не касаясь ее рукой. Смените ногу.
5. Стоя, палка вертикально перед собой, концом упирается в пол. Придерживая ее рукой, перемахивайте прямой ногой через палку. Попеременно левой и правой ногой.
Перемахивание палки ногой
6. Упражнение, похожее на предыдущее с той лишь разницей, что палка стоит сбоку и, перемахивая ее ногой, нужно делать махи в стороны, а это труднее.
Перемахивание палки используя махи ногой в сторону
7. Стоя, гимнастическая палка в опущенной руке параллельно полу. Хват за конец. Описывая палкой круги попеременно в левую и правую сторону, перепрыгивайте через палку.
Прыжки через палку
8. В стойке на лопатках, опора на палку. Наклоны туловища вперед. Старайтесь не отрывать палку от пола.
Наклоны из положения "свеча"
9. Стоя, руки вверх, в них палка взятая широким хватом. Делаем выпады попеременно правой и левой ногой широко вперед. Одновременно с выпадом стараемся отвести палку назад и как можно сильнее прогнуться.
Выпады вперед
10. Стоя на коленях. Держа палку двумя руками за конец, поднять ее вверх как меч. Необходимо «острием меча» очертить в воздухе круг. При этом руки должны оставаться неподвижными, а все движение выполняется за счет кругового движения туловищем. Выполнить вправо и влево.
Круговые вращения
11. Стоя, взять палку средним хватом и поднять над головой. Сделать три пружинистых наклона вперед. Спину не сутулить, прогнуться в пояснице, гимнастическую палку отводить назад – вверх.
Наклоны вперед, руки с палкой вверху
12. Стоя, палка взята широким хватом и находится за спиной в опущенных руках. Сделать три пружинистых наклона вперед. Спину не сутулить, прогнуться в пояснице, гимнастическую палку отводить вверх.
Наклоны вперед, руки с палкой внизу
13. Стоя, ноги шире плеч, носки врозь. Взять палку средним хватом и поднять над головой. Согнуть правую ногу, одновременно сделать наклон в направлении прямой левой ноги. В это же время опустить палку за голову и положить на лопатки. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, согнув левую ногу и наклонившись в направлении прямой правой.
14. В стойке на лопатках, также как в упражнении №8. Палка за спиной. Только вместо наклонов выполнять встречные махи ногами – «ножницы». Старайтесь носками ног дотянуться до пола за головой.
15. Лежа на спине, взять палку средним хватом и вытянуть перед собой. Сгибая попеременно ноги, пронести их под палкой вперед и назад. Повторить упражнение, пронося обе ноги под палкой одновременно.
Сгибая ноги, пронести их под палкой
16. Сидя на полу, палка в вытянутых вперед руках. Опираясь пятками в палку, выпрямить ноги.
17. Стоя, ноги шире плеч, носки врозь, взять гимнастическую палку широким хватом, завести за спину и опустить на лопатки. Выполнять наклоны и одновременно поворачивать туловище в стороны – «мельница».
Наклоны с поворотами
--------------------
Вот такая гимнастика с палкой. К слову, эти упражнения разработаны Т. Киселевой (мастер спорта по художественной гимнастике, тренер сборной страны) во второй половине 1980-х.
Комплекс лечебной гимнастики с гимнастической палкой при нарушении осанки
- И. п.— основная стойка палка в руках, опущена в низ. Поднимая палку вверх подняться на носочки, потянутся. Опустить, палку вниз, опуститься на полную стопу, спинку выпрямить, смотрим вперёд. Повторить 4—5 раз в медленном темпе
- И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же в другую сторону По 2—3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
- И. п. — основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6—8 раз в медленном темпе.
- И. п. — основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой, палка находиться параллельно полу, стопы на месте не отрываем. Выполнить повороты туловища вправо, влево. Повторить 6—8 раз в медленном темпе.
- И.п. - лёжа на спине, палка в руках поднята вверх вперёд. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8—10 раз каждой ногой Отдых лежа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе — 20—30 с.
- И.п. - лёжа на спине, палка в руках, ноги согнуты в коленях. Поочередное касание палкой левого, правого колена, приподнимая туловище и тянемся вперёд. Отдых лежа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе — 20—30 с.
- И.п. - лежа на животе, руки с палкой вытянуть вперёд, голова опущена с, смотрим вниз (можно выполнить и без гимнастической палки , но тогда, руки лежат вдоль туловища ладонями вниз.) Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3—5 По 4—6 раз каждой ногой.
- И.п. – лёжа на животе, руки вытянуты вперёд (упр. выполнить без гимнастической палки) Выполнить имитацию плавания «кролем» Повторить 6-7 раз.
- И.п. – упор стоя на коленях. ( упражнение выполнить без гимнастической палки». Упражнение «Кошечка»: прогнуться в спине «кошечка ласковая», выполнить покачивающее движение тазом влево, вправо «кошечка покрутила хвостиком», выгнуть спинку дугой «кошечка обиделась». Повторить 6-8раз.
Методические рекомендации:
- При выполнении упражнений надо следить, чтобы дети правильно дышали, не задерживая дыхание.
- После выполнения упражнений рекомендуется походить по комнате обычным шагом, сохраняя правильную осанку.
- Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5—6 —полный выдох).
- Продолжительность ходьбы 2—3 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»
Адаптированная образовательная рабочая программапо коррекционному курсу «Психологическое развитие младших школьников»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу двигательная коррекция
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу двигательная коррекция, обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с н...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет цель:Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализат...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс ОВЗ
Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....