«Современные технологии в работе по социализации детей с ОВЗ»
материал
«Современные технологии в работе по социализации детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии в работе по социализации детей с ОВЗ»
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком
принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков,
необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Какими личностями вырастут наши воспитанники, во многом зависит от нас.
В нашем учебном заведении обучаются воспитанники с различными особенностями здоровья: слепые и слабовидящие дети, слабослышащие, умственно отсталые и дети с задержкой развития.
Дети, обучающиеся и растущие в специальных учебных учреждениях, часто начинают отставать от своих сверстников. В силу тяжести своего нарушения, они забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков,
необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели. Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями в специальном учреждении является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.
Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
Известно, что дети с ограниченными возможностями с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающей действительности, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения.
Работа в этом направлении ведется:
- на занятиях по социально-бытовой ориентировке,
- на специально организованных экскурсиях, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, при обретают практические умения.
Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и людей, оказывающих им помощь и поддержку.
Программа работы (СБО) с детьми составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников.
В этом учебном году преподаватель СБО, совместно с психологом и социальным педагогом использовали метод проектов применительно к программе предмета. В процессе освоения учебного материала ученики пытались самостоятельно решать многие учебные задачи и делали самостоятельные выводы.
Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.
Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где
позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.
Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами, высаживать рассаду, собирают урожай.
Формируя навыки самообслуживания, дети - инвалиды учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место.
Большая роль в подростковый период отводиться допрофессиональной подготовке (работа в мастерских).
На занятиях по профориентации, которые проводят воспитатели совместно с психологом, наши ученики изучают основные принципы выбора профессии, изучают свои способности, склонности и интересы, проходить различные тесты, участвуют в тренингах и
проф. играх. А также с использованием современных технологий изучают рынок труда, осваивают поиск учебных учреждений, вакансий, требования к специалистам, уровень оплаты
труда и многое другое.
Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В школе регулярно проводится диспансеризация, профилактические прививки и витаминизация.
Также для отдельных категорий детей организованы занятия ЛФК, главной задачей которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, является предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п.
Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, выставках, а также занятия в различных кружках и секциях).
В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения:
-на занятиях дефектологов: - развитие мимики и пантомимимики, ориентировка в пространстве (для слепых детей), развитие психоматорики и сенсорных процессов,
- на занятиях сурдопедагогов - развитие остаточного слуха и постановка речи (для слабослышащих детей),
- на занятиях социального педагога (консультации, практические занятия и мн.др.)
- на музыкальных занятиях - навыки владения музыкальными инструментами, пения и
слушания музыки (музыкальные гостиные, кружок «Веселые нотки», занятия ритмикой).
- на занятиях логопеда - коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся, расширение кругозора и общей осведомленности, (использование современных аудио, видео материалов, компьютерные тренажеры и логопедические игры),
- учитель информатики (помимо уроков информатики, индивидуальные и групповые занятия повышающие компьютерную грамотность учащихся, навыки владения современными технологиями (работа в интернете, поиск информации, создание мультимедийных презентаций, знакомство с видео и фото аппаратурой и многое другое).
- и на занятиях педагога-психолога осуществляется индивидуальный подход к каждому
ребенку в зависимости от его особенностей развития и способностей.
Так в последнее время себя успешно зарекомендовала работа в сенсорной комнате. В условиях полисенсорной среды дети получают различную помощь и развитие:
-развитие обоняния и осязания,
-развитие зрительных и тактильных навыков,
-расслабление и релаксация,
-групповое взаимодействие и командные игры.
В кабинете психолога созданы и представлены различные условия для развития и коррекции особых потребностей наших воспитанников (сенсорные панели, рамки и вкладыши, шнуровки, различные развивающие игры).
Подводя итог своего выступления, мне хочется отметить, что формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков это сложный и кропотливый процесс над которым работает весь коллектив нашей
школы. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов нашего учреждения способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урок окруж.мира по теме:"Хвойные растения" ( пример современных технологий -групповой работы)
Групповая работа учащихся: наблюдение с применение гербария лиственных и хвойных деревьев...
Методическая разработка на тему: «Современные технологии воспитательной работы»
1. Дать теоретическое обоснование о качественном использовании современных технологий воспитательной работы.2. Исследовать и обо...

Современные технологии как средство развития способностей детей.
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед учителем задачи всесторонне развитой, творческой свободной личности. Прои...

семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»...

городской семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
городской семинар «Эффективные практики работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»...

"Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
quot;Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ"...

Возможности современных технологий в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, как в процессе творческой деятельности. Детское творчество – явление уникальное. Творческие ...