"Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
методическая разработка
"Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogdanova_evgeniya_vlad.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
Выполнила:
Богданова Евгения Владимировна
Тольятти
2022
Проблемы специального образования в сегодняшнем обществе являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, ежегодно растет.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи, с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках:
1.Технология разноуровневого обучения
2.Игровые технологии
3.Информационно-коммуникационные технологии
4.Здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
В настоящее время технология разноуровневого обучения - технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже минимального, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем базовых учебных действий (БУД) и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению
Игровые технологии.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным процесс обучения и воспитания, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого;
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия, например игра – путешествие в Африку… и т.д.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, пройденного на уроках.
Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка с учетом его психофизического развития.
ИКТ технологии
При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя занятия с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на занятиях использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Здоровьесберегающей технологии
Цель которой - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия.
На своих уроках стараюсь, чтобы происходила смена деятельности для увеличения восприятия материала учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физминутки, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию.
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебно-воспитательной деятельности, основывающейся на теории обучения и воспитания, что способствует воспитанию полноценной личности современного социума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Коррекционно-развивающие технологии при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
На этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...
Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ и ТМНР.
Меняется время и с ним наш мир. Поколения сменяют друг друга. Неизменно одно-рождаются дети. Они – наше продолжение. Завтра будет принадлежать им – нашим наследникам. И для каждого человек...
Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДА
Статья на тему: Использование ИКТ технологий в обучении и воспитании детей с НОДАРассказывает вопрос использования ИКТ технологий, и пользу иноваций для образования детей с НОДА....
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....