Методическая разработка на тему: «Современные технологии воспитательной работы»
методическая разработка на тему
1. Дать теоретическое обоснование о качественном использовании современных технологий воспитательной работы.
2. Исследовать и обосновать эффективность использования различных современных технологий воспитательной работы.
3. Проанализировать собственный опыт использования современных технологий воспитательной работы, выявить их эффективность при организации воспитательной работы в классе.
4. Показать а методы и способы выбора различных технологий воспитательной работы при разработке классных часов и организации воспитательной работы на курсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка на тему: «Современные технологии воспитательной работы» | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
"Екатеринбургское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Современные технологии воспитательной работы»
Разработал:
Старший воспитатель учебного курса
Федюшин Виктор Витальевич
Екатеринбург 2015 г.
Оглавление
Введение................................................................................................................... 2
Глава 1. Современные технологии воспитательной работы: история и
современность
1. 1. Анализ использования современных технологий воспитательной работы в
зарубежной и отечественной системе воспитания….................................. 3
1.2. Классификация технологий воспитания и их характерные особенности... 4
Глава 2. Использования современных технологии в воспитательной
работе
2.1. Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в
начальной школе………………………………………………………………. 7
2.2. Методы и способы выбора различных технологий воспитательной работы
при разработке классных часов и организации воспитательной работы на
курсе…………………………………………………………………………….. 7
Заключение............................................................................................................ 10
Список использованной литературы............................................................... 12
Введение
В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в современные образовательные технологии.
В поисках решения проблемы я использовала в своей педагогической деятельности личностно-ориентированную технологию, при котором в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, а педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Задачи работы:
- Дать теоретическое обоснование о качественном использовании современных технологий воспитательной работы.
- Исследовать и обосновать эффективность использования различных современных технологий воспитательной работы.
- Проанализировать собственный опыт использования современных технологий воспитательной работы, выявить их эффективность при организации воспитательной работы в классе.
- Показать воспитателям курса методы и способы выбора различных технологий воспитательной работы при разработке классных часов и организации воспитательной работы на курсе.
Глава 1. Современные технологии воспитательной работы: история и
современность
1. 1. Анализ использования современных технологий воспитательной работы в
зарубежной и отечественной системе воспитания.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология множество, на основании которых можно сделать вывод.
Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
1. 2. Классификация технологий воспитания и их характерные особенности.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Приведу пример данных технологий:
- Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
- Игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
(урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок–путешествие
«В космос»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
- Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
- Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии презентаций для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения, кубановедения. Провела открытые уроки с использованием презентаций: по окружающему миру - «Путешествие в космос», «Страны Европы» по русскому языку «Волшебный русский язык», по кубановедению – «Красная книга Кубани», интегрированный урок для родителей « Стань волшебником». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
- Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык», «Природа, Человек, общество»
- Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».
- Создала серию тестов при помощи программы «Mikrosoft Offis в школе»
- По возможности применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
4. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
5. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
6. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Нельзя забывать, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. В ходе работы с классом выяснилось, что для довольно большой группы детей характерно проявление нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, что свидетельствовало о специфическом нарушении психического здоровья - синдроме дефицита внимания(СДВ). Для сохранения психического здоровья этой группы детей, корректировки их поведения регулярно совместно со школьным психологом готовила и проводила родительские собрания по теме «Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания», использовала методические рекомендации М.М.Безруких.
Также в своей практике для укрепления психического здоровья учащихся, использую:
- Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
- Аутогенную тренировку (самовнушение)
- Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского.) - (индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка»)
- Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы
Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
7. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Глава 2. Использования современных технологии в воспитательной
работе
2.1. Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в
начальной школе
- Формулировка цели урока.
- Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающей в себя данные о каждом учащемся.
- Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.
- Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа (пункты 2, 3).
- Разбивка урока на этапы, подчинённые единой цели, и конкретизация этой цели на каждом этапе.
- Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
- Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
- Выбор способа презентации нового материала.
- Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
- Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющего выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся (опережающий анализ вероятностных версий).
- Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.
- Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
- Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъектного опыта ученика.
- Проектирование форм рефлексии проведённого урока.
2.2. Методы и способы выбора различных технологий воспитательной работы
при разработке классных часов и организации воспитательной работы на
курсе.
Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
Методы. | Формы урока. |
|
|
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
№ п/п | Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Методы и приёмы |
1 | Актуализация знаний | Игровые технологии | - Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | -Совместная деятельность - Эвристическая беседа | ||
Здоровьесберегающая технология | -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка | ||
2 | Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа | ||
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) | ||
3 | Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
личностно- ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах. парах | ||
Информационно-коммуникативные технологии | - знакомство с новым материалом на ПК - разноуровневые задания на ПК | ||
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения | ||
Игровые технологии | Игровая ситуация | ||
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | ||
4 | Физкультминутка | Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
5 | Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | -разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК | ||
6 | Подведение итогов урока. | Педагогика сотрудничества | - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
7 | Рефлексия | Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
- Технологии внеклассной работы
- Метод коллективных творческих дел.
Результат: праздники в классе, посвящённые Дню знаний, Дню матери, традиционные мероприятия ко дню 8 Марта « Шарман-Шоу», концерт «И в шутка и всерьёз», «Супермама или дочки –матери», «Говорящая газета», Новогодние утренники.
- Гуманно-личностную технологию Ш. Амонашвили
Классные часы «Ты и твои друзья», «Добрые дела», «О мальчиках и девочках», «На чём основано взаимопонимание», «Права ребёнка в новом веке», цикл классных часов по культуре общения.
- Педагогику сотрудничества
Активно вовлекаю в работу родителей учеников. Они с удовольствием принимают участие во всех внеклассных мероприятиях, их подготовке и проведении. Как результат могу рассматривать активное участие в подготовке и проведении открытых школьных мероприятий «День матери», «Выпускной в начальной школе», умение самостоятельно родителями и детьми организовывать внеклассные мероприятия, поездки в Лаго – Наки, в г. Горячий ключ, в город- герой Новороссийск, походы.
Заключение.
В результате проведенного исследования по проблеме использования современных технологий воспитательной работы сделаны следующие выводы:
1. Современных технологий воспитательной работы являются основными направлениями воспитательной и представляет собой основную альтернативу традиционной воспитательной системе. Необходимость применения современных технологий воспитательной работы обусловлено очевидными тенденциями в воспитательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что современные технологии воспитательной работы, являются инновационными технологиями, соотносится с основными задачами современного воспитания:
· шире использовать рефлексивный подход в воспитании (анализ, синтез идей);
· стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;
· усилить степень автономии учащихся;
· пересмотреть традиционную роль воспитателя и ученика при проведении мероприятий воспитательного характера.
Однако решение данных задач является затруднительным при традиционном подходе в воспитании, и требует внедрение более новых методик в связи с постоянным изменением положения в мире.
2. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
3. Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно высокий уровень мотивации по результатам тестирования, после проведения мероприятий с использованием современных технологий.
- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
- Учащиеся моего класса систематически участвуют в училищных и городских предметных олимпиадах и занимают призовые места.
4. Представленная выше методика поможет воспитателям училища при организации различных мероприятий воспитательного характера и организации воспитательной работы в классах в целом
Литература
- Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча/ Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко. Изд. 2-е, доп. И пер. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с. (Административное управление образованием).
- Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф. Дик – Изд. 3-е дополн. И перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).
- Кульневич С.В., Гончарова В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. Выпуск III. Муниципальные методические службы: Практич. пособие для руководителей и методистов методических центров (кабинетов), школьных методистов, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005. – 224 с.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 160 с.
- Педагогическая инноватика. С. Д. Поляков. Москва, 2007.
- Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Г.К. Селивко. Москва, 2005.
- Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2010.
- Современный урок. В. М. Лизинский. Москва, 2010.
- Энциклопедия. Республика Коми. Сыктывкар, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию"
Методическая разработка по теме: "Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированияю" - педагога дополнительного образвоания МБОУ ДОД "ДТ "Восход" г.о. Самара...
методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...
Методическая разработка на тему: "Здорьвьесберегающие технологии на уроках ритмики"
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит ...
Методическая разработка на тему: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент»
Данная разработка: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент» предназначена для повышения уровня педагогического мастерства и воспо...
Современные технологии воспитательной работы
Владение педагогическими технологиями позволит обеспечить педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позиц...
Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...
Современные технологии воспитательной работы
Семинар - практикум "Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС"...