Возможности современных технологий в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
учебно-методический материал

Константинова  Надежда  Владимировна

  Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, как в процессе творческой деятельности. Детское творчество – явление уникальное. Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.), а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Профессор О.А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Как развить творческие способности у детей с ОВЗ? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности современных технологий в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.

  Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, как в процессе творческой деятельности. Детское творчество – явление уникальное. Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.), а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Профессор О.А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Как развить творческие способности у детей с ОВЗ? Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенности в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений. Современная  школа реализует учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. Творческая реализация является неотъемлемой частью развития человека как личности. И особенно разнообразные виды творческой деятельности важны для формирования личности ребенка: его умений, способностей, интересов и таланта. Именно в творческой деятельности ребенок развивается, воспитывается и обучается.

       Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности. Занятия декоративно-прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Используются   занимательные   занятия. Цель таких занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.  Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее будет деятельность его воображения. Детская поделка, конечно не так совершенна, как сделанная взрослым, но зато она дает ребенку возможность приобщаться к творчеству, переживать радость созидания. Творческая деятельность ребенка, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

       Поэтому поговорим о некоторых инновационных технологиях, которые используются сейчас в   образовании. Строятся инновационные технологии в первую очередь всегда на образовательных задачах, выделяя из них не только трудные, но и жизненно важные, например деловые или профессиональные, что не мало важно для наших детей. Учитывается, что успешным работником становится тот, который со школьных лет ставит перед собой задачи и выстраивает линии собственной жизни, используя целенаправленно свои силы и возможности. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с руководителем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить различным техникам выполнения. В процессе создания рисунка или поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Для этого эффективно используются разнообразные техники: квиллинг, рисование, работа с пластилином, оригами, аппликация, коллаж с применением круп, семян, пуговиц, скорлупы, ткани, тесьмы и пряжи 

        Работа с бумагой. Большинство занятий   посвящены работе с бумагой и картоном. Бумага сама по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

В процессе работы с ней обучающиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

 Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении. Существуют различные приемы аппликации – обрывание. Объемная аппликация – развитие чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Ведь давно известно, что образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки.

Квиллинг – в переводе с английского «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. Для квиллинга нужны цветные с двух сторон полоски бумаги, шириной 3 мм, но это необязательное условие, шило диаметром около одного миллиметра или любой калёный стержень подходящего диаметра или зубочистка. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо закрепить конец бумаги, контролировать усилие натяжения бумаги. А также пинцет, ножницы и клей.

Аппликация из скрученных салфеток

Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.

Техника мозаики

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает: контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения);

сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Торцевание.Торцевание довольно новая, очень интересная техника. Для поделок понадобится гофрированная бумага разных цветов, ее еще называют креповая, клей, ножницы, пластилин и стержень от ручки или зубочистка.Гофрированную бумагу режем на одинаковые квадратики размером 7-10 мм. Затем берем стержень, прикладываем его в середину квадратика, и пальцами другой руки как бы обкручиваем бумагу вокруг стержня. Получается "торчок". Таких "торчков" надо сделать довольно много и разных цветов, в зависимости от поделки или картины которую вы собираетесь мастерить.

 Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Работа с пластилином.Называется эта техника – пластилинография.

Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов. Интересные работы получаются на использованных дисках.

Работы можно выполнять как на вырезанной заготовке. Так и на пластилиновой основе.

При лепке картин нужно помнить про некоторые особенности работы с пластилином. Например, для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой. Оформлять работы можно природным и бросовым материалом, макаронными изделиями, крупами.

Сграффито. Это слово итальянского происхождения. Техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, который другого цвета. Это один из способов монументальной живописи и отделки стен. При процарапывании соскабливаются несколько тонких разноцветных слоев штукатурки. Сграффито применяется и в керамике. Там этой техникой называется соскабливание верхнего глиняного слоя. Сграффито похоже на контррельеф, потому что изображение получается не выпуклым, а наоборот.

Но главный инструмент – всё равно руки. Для развития художественного творчества, художественных навыков детей необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой и пластилином, как нового нетрадиционного приема.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в  воспитательно - образовательном  процессе.

Литература

1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. - Москва. 2008.

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990

3. Евтушенко Е.А.. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов/Е.А. Евтушенко, И.В. Евтушенко//Материалы IV Международной научно-практической конференции. - М., 2014. С.136.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

«Использование эффективных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности, как средство социализации и развития творческих способностей детей с ОВЗ»

В свете реализации Закона образования в Российской Федерации ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на ...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...