Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы курса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnoy_yazyk_russkiy_3_klass_.docx | 44.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___________________ РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ )________________
(наименование учебного предмета (курса)
______________________3 класс_____________________
(класс)
_________________________2021-2022 учебный год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе:
Примерные рабочие программы. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
[О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020.
(наименование программы, автор программы)
Учебник: Русский родной язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [О. М. Александрова и др.]. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2021.
Программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 учебный час в неделю во втором полугодии.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы курса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
На изучение русского языка в 3 классе отводится 17 часов во втором полугодии, из расчета 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«Родной (русский) язык»»
Личностные результаты:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
- наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных
с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях
фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа).
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Тематическое планирование «Родной (русский) язык»
№ | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Содержание | Планируемые результаты УУД | ||||||||||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||
Русский язык: прошлое и настоящее | |||||||||||||||||||
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1 | 24.01 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми | П: умение задавать вопросы, обозначить своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме. К: строить монологичное высказывание. Р:умение строить высказывания в устной форме. | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||||||||
2 | Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | 31.01 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг – недруг, брат – братство – побратим) | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми | П: умение задавать вопросы, обозначить своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме. К: строить монологичное высказывание. Р: умение строить высказывания в устной форме. | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||||||||
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | 07.02 | Слова, называющие природные явления: образные названия дождя | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, называющие природные явления: образные названия дождя | Р: применять установленные правила в планировании способа решения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. П: понимать слова как единство звучания и значения. К: уметь задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | ||||||||||||
4 | Сошлись два друга– мороз да вьюга | 1 | 14.02 | Слова, называющие природные явления: образные названия снега | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, называющие природные явления: образные названия снега | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||||||
5 | Ветер без крыльев летает | 1 | 21.02 | Слова, называющие природные явления: образные названия ветра | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, называющие природные явления: образные названия ветра | Р: Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. П: Моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. К: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Формулировать собственное мнение и позицию | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | ||||||||||||
6 | Какой лес без чудес | 1 | 28.02 | Слова, называющие растения | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, называющие растения. | Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. | |||||||||||||
7 | Дело мастера боится | 1 | 07.03 | Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей | ||||||||||||||
8 | Заиграйте, мои гусли… | 1 | 14.03 | Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты | Обучающийся научится: использовать в своей речи слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты. | Р: применять установленные правила в планировании способа решения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. П: понимать слова как единство звучания и значения. К: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; осознание ответственности человека за общее благополучие | ||||||||||||
9 | Что ни город, то норов | 1 | 21.03 | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий | Обучающийся научится: использовать в своей речи названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе кри-териев успешности учебной деятельности. | |||||||||||||
10 | У земли ясно солнце, у человека – слово | 1 | 04.04 | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы | Обучающийся научится: использовать в своей речи русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: учиться находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные. К: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | ||||||||||||
Язык в действии | |||||||||||||||||||
11 | Для чего нужны суффиксы? | 1 | 11.04 | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка | Обучающийся научится: Выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила. П: учиться находить в тексте словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Использовать знаково - символические средства К: анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | ||||||||||||
12 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 | 18.04 | Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке | Обучающийся научится: Определять у имен существительных род. | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | |||||||||||||
13 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | 25.04 | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа | Обучающийся научится: Изменять имена существительные по числам. | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | |||||||||||||
14 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | 02.05 | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных | Обучающийся научится: Выделять предлоги и правильно употреблять их в речи. | Здоровьесберегающие: поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | |||||||||||||
Секреты речи и текста | |||||||||||||||||||
15 | Создаём тексты- рассуждения | 1 | 16.05 | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного) | Обучающийся научится: Создавать несложные логические тексты на доступные темы. | П: использовать общие приёмы. Р: применять установленные правила. К:строить высказывания, аргументировать свои ответы. | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||||||||
16 | Учимся редактировать текст | 1 | 23.05 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе) | Обучающийся научится: Создавать несложные логические тексты на доступные темы. | П: использовать общие приёмы. Р: применять установленные правила. К:строить высказывания, аргументировать свои ответы. | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||||||||
17 | Создаём тексты- повествования | 1 | 30.05 | Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами | Обучающийся научится: Создавать несложные логические тексты на доступные темы. | П: использовать общие приёмы. Р: применять установленные правила. К:строить высказывания, аргументировать свои ответы. | Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (форма обучения) | Дата проведения по факту (подпись, расшифровка подписи) | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» 1-4 класс
При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)» обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, граммат...
Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский) " 1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский) " 1-4 класс...
Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон ...
Рабочая программа по предмету Родной язык (русский) 1 класс ФГОС
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ ...
Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы (на русском языке)
Рабочая программа по родному языку 1-4 классы на русском языке...
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)»
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке разработана на основе требований федерального государстве...
Аннотация для рабочей прогрммы по предмету Родной язык (русский 1-4 класс
Аннотация к рабочей прорамме по предмету Родной язык (русский) на 2022 - 2023 учебный год...