Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин
методическая разработка

Дудникова Наталья Сергеевна

Материал будет полезен при организации работы по читательской грамотности в системе СДО на уроках музыки или внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestats.rabota_po_chg_fio.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Аттестационная работа

по программе «Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин»

Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ "Нижнесуэтукская СШ"

Дудникова Наталья Сергеевна

Проверил:

__________________________________

«____»  ____________________ 2019г.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года. Родиной Амадея Моцарта считается город Зальцбург, а все семейство Моцартов относилось к роду музыкантов. Полное имя - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт.
В жизни Амадея талант к творчеству музыканта был обнаружен в глубоком детском возрасте. Родной отец Моцарта старался обучить его игре на различных музыкальных инструментах, в том числе и органе.

В 1762 году все члены семьи Амадея Моцарта мигрируют в Мюнхен. Там, будучи в Вене играются масштабные концерты семейства Моцарта, а именно родной сестры Моцарта - Анны Марии. После ряда концертов семья путешествует дальше, посещая такие города, в которых музыкальные произведения Моцарта впечатляют слушателей своим непревзойденным мастерством.

Дебютным изданием произведений Вольфганга Моцарта считается Парижская публикация.
В последующий период жизни, а именно 70-74 годы, Моцарт на постоянной основе живет, творит и работает в Италии. Именно эта страна стала для Моцарта судьбоносной - там он в самый первый раз ставит свои симфонии, которые пользуются ошеломительным успехом среди высокой публики.
Стоит отметить то, что уже в возрасту 17-ти лет, разнообразный репертуар музыканта содержал в себе как минимум 40 масштабных произведений.

В период 75-80 гг. 18 столетия, усердная и непрерывная творческая деятельность Амадея пополняет тома его произведений еще дополнительными вариациями знаменитых композиций. После того, как Моцарт занимает должность придворного органиста, что произошло в 79 году, произведения Моцарта, особенно оперы, а так же симфонии, начинают включать в себя все более новые и профессиональные приемы.
Значительно на творческую деятельность Амадея Моцарта повлияла его личная жизнь, а именно то, что его женой стала Констанция Вебер. Романтические отношения тех времен нашли свое отражение в опере "Похищение из Сераля".

Некоторые произведения великого композитора так и остались недописанными. Этому имеет место быть только по причине трудного материального положения семьи, из-за которого Моцарт в большей мере был вынужден посвящать все свободное время мелким подработкам, чтобы хоть как то выживать.

Следующие года творческой деятельности Моцарта поражают плодотворностью в тандеме с мастерством. Произведения Амадея Вольфганга Моцарта ставятся в больших городах, его концерты просто не прекращаются.
В 89 году, Амадей Вольфганг Моцарт получает очень интересное предложение - стать во главе Берлинской придворной капеллы. Но, по неизвестным причинам Моцарт не принимает этого предложения, чем еще сильнее усугубляет финансовое положение, вводя самого себя не только в бедность, но и в нужду.
Однако, имея сильный и волевой характер, Амадей Моцарт не сдается и продолжает творить и небезуспешно. Оперы того времени Моцарту даются без особого труда и достаточно быстро, но, несмотря на это качественно, профессионально и выразительно.

К сожалению, с конца октября 1791 года, великий творец музыки Амадей Моцарт стал очень болезненным, и как последствие, вовсе перестал вставать с кровати. Через месяц, 5-го декабря 1791 года, великий музыкант скончался от лихорадки. Похоронен он в Вене, на кладбище "Святого Марка".

Источник: https://kratkie-biografii.info/biografii/kratkaya-biografiya-motsarta.html (12.11.2019)

Задания к тексту

  1. Прочитав текст, проанализировав понятия из текста, выписать из них четыре незнакомых или в значении которых сомневаетесь. Найти их значение в толковом словаре, записать определения в виде суждений, указав родовой и видовые признаки.

Примечание: обучающиеся могут выписать следующие понятия из текста: миграция, дебют, симфония, репертуар, вариация, орган, опера, тандем, капелла, лихорадка.

  1. Объяснить значение выражений:
  1. Произведения Моцарта впечатляют непревзойденным мастерством.

2) Еще сильнее усугубляет финансовое положение

Ответы сформулировать в виде сложных суждений.

  1. Сформулировать 7 вопросов-понятий по содержанию текста,  составить  карточку №1 по теме текста «Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)». Написать ответы на данные вопросы.
  2. Выделить в тексте необходимую информацию, которую можно подвести под категории причина-следствие.(по карточке №5)
  3. Прочитав текст «Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)», определить, какие высказывания являются истинными суждениями, а какие ложными. Ответы сформулировать в виде дедуктивных умозаключений.

А. Моцарт родился в музыкальной семье.

В. Впервые Моцарт добился мировой славы в родном австрийском городе Зальцбург.

  1. Сформулировать главную мысль текста «Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)» в виде сложного суждения.
  2. Найти в тексте словесный образ, который отражает особенности жизни и характер Моцарта.
  3. Прочитав выражения, соотнести их содержание с текстом и установить, являются ли они верными определениями предметных понятий, и доказать свою точку зрения.

А. Симфония - музыкальное произведение для симфонического оркестра.

В. Капелла – хоровой коллектив для исполнения вокальной многоголосной музыки.

Ключи к заданиям и критерии оценки результатов их выполнения

Ответы

Критерии оценки

1

Миграция - перемещение человека из одного региона в другой с целью перемены места жительства.

Дебют - первое появление для публики деятеля искусства.

Симфония  - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме.

Репертуар - список исполняемых произведений для постановки в какой-либо организации массового досуга.

Вариация - музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором или заимствованной им (изредка — двух и даже трех тем).

Орган – самый большой  клавишный  духовой  музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Опера – музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Тандем – совместная деятельность, содружество, необходимое для достижения общих целей с минимальными затратами.

Капелла – хоровой коллектив для исполнения вокальной многоголосной музыки.

Лихорадка - состояние организма, при котором его температура поднимается до высоких отметок на определенный промежуток времени. 

По 2 балла за каждое верное определение с указанием существенных признаков (макс.8б.)

Неверное выполнение задания – 0б.

2

  1. Так как все семейство Моцартов относилось к роду музыкантов, а  талант Амадея к творчеству музыканта был обнаружен еще в глубоком детском возрасте, то созданные произведения Моцарта впечатляют непревзойденным мастерством.
  2. Так как в семье Моцарта было трудное материальное положение, а он был вынужден посвящать все свободное время мелким подработкам, чтобы хоть как то выживать, то его финансовое положение еще сильнее усугублялось.

По 2 балла за каждое верное суждение

 (макс 4 б)

По 1 баллу, если суждение неточное, неубедительное.

0 баллов, если ответ не верный или задание не выполнено.

3

 - Что называется миграцией?

Миграция - перемещение человека из одного региона в другой.

 - Что считается оперой?

Опера – музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

 - Что понимается под понятием «вариация» в музыке?

Вариация - музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором или заимствованной им (изредка — двух и даже трех тем).

- Что представляет собой симфония?

Симфония  - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме.

 - Что такое тандем?

Тандем – совместная деятельность, содружество, необходимая для достижения общих целей с минимальными затратами.

- Что называется концертом в музыке?

Концерт в музыке - музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром.

- Что является дебютным изданием?

Дебютное издание - первое издание для публики.

По 1 баллу за каждый вопрос-понятие

По 2 балла за каждое понятие, истинно сформулированное

(макс. 21 балла)

0 баллов, если ответ неверный или задание не выполнено.

4

Причина - Моцарт отказался от руководства Берлинской придворной капеллы.

Следствие - его финансовое положение стало еще хуже.

2 балла за верное суждение, соответствующее категории причина-следствие. 

(макс.2 балла)

0 баллов, если ответ неверный или задание не выполнено.

5

А. Поскольку все суждения, способные отражать реальную действительность, считаются истинными суждениями, а высказывание (Моцарт родился в музыкальной семье), отражает реальную действительность, следовательно, данное высказывание является истинным.

В. Поскольку все суждения, способные отражать реальную действительность, считаются истинными суждениями, а высказывание (Впервые Моцарт добился мировой славы в родном австрийском городе Зальцбург), не отражает реальную действительность, (мировая слава пришла к нему в Италии), следовательно, данное высказывание не является истинным (оно ложное).

По 3 балла за каждое верное умозаключение. (макс.6 баллов)

0 баллов, если ответ неверный или задание не выполнено.

6

Своим творчеством Моцарт внес огромный вклад в развитие музыкального искусства, поэтому его произведения являются эталоном непревзойденного мастерства.

2 балла за верное суждение.

 (макс.2 балла)

0 баллов, если ответ неверный или задание не выполнено.

7

Композитор Моцарт имел сильный, волевой характер.

Понятие-композитор; единичный словесный образ – Моцарт; вид – метафора; способ выражения – словосочетание.; роль – указывает особенности личности.

2 балла за верное суждение.

(макс.2 балла)

0 баллов, если ответ неверный или задание не выполнено.

8

Выражение А не является определением понятия «симфония», так как в  нем указан истинный родовой признак (музыкальное произведение), а из двух видовых признаков указан только один (для симфонического оркестра), необходимо добавить второй (написанное в сонатной циклической форме).

Выражение В является верным определением понятия «капелла», так как в нем указан истинный родовой признак (хоровой коллектив) определяемого понятия, а также истинные видовые признаки (для исполнения вокальной многоголосной музыки.)

По 2 балла за верное и полное доказательство верности\неверности определений предметных понятий;

1  балла за каждое неполное доказательство;

0баллов – неверный вывод

(макс.4 баллов)

Критерии оценки:

«5» - 42 б и более

«4» - 41 – 33 б

«3» - 25 - 32 б

«2» - 24 б и менее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье расматривается теория и технология СДО в применении к УУД через логические понятия, вопрося - суждения, умозаключения. В статье используются фрагменты урока в 1 классе по теме: "Ударение"....

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается использование приёмов технологии критического мышления и электронно-образовательных ресурсов, направленных на формирование читательской грамотности на примере работы с текстом...

Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...

«Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время средствами Способа диалектического обучения»

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность....

Эффективные подходы к обучению чтению и развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

В данной работе дается понятие читательской грамотности и приемы использования разных приемов для развития навыков чтения....