ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
В статье расматривается теория и технология СДО в применении к УУД через логические понятия, вопрося - суждения, умозаключения. В статье используются фрагменты урока в 1 классе по теме: "Ударение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_l.n._statya.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тарасова Л.Н., учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №11» г. Красноярск
Тел. 8-908-026-73-86
Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых является преумножение национального ресурса, фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий, требует от учителя формирования у учащихся «универсальных учебных действий (УУД)», которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [4]. Мы полностью согласны с авторами Госстандартов и считаем, что сегодня учитель не должен давать учащимся знания в готовом виде, а с помощью заданий, проблемных вопросов выводить новые понятия, устанавливать связи с другими ранее изученными понятиями, а также формировать у учащихся умение самостоятельно, с помощью системы заданий извлекать информацию из прочитанного текста.
Наиболее важное место среди всех универсальных учебных действий занимают познавательные универсальные действия, которые включают общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.
В своей практике для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мы используем современные образовательные технологии, такие как «Теория и технология Способа диалектического обучения» и ИКТ, которые позволяют повысить качество образования не за счёт зубрёжки и памяти, а вследствие развития мышления у учащихся, формирования у них умения учиться. Прослушав несколько курсов по внедрению новых стандартов, пришла к выводу, что коллеги, которые используют в своей работе теорию и технологию СДО, находятся в более выгодном положении, поскольку в основе СДО значимыми являются два компонента — это системно-деятельностный подход и критериальный подход в обучении школьников, что является основополагающим в условиях введения ФГОС.
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими авторами А.И. Гончаруком, М.И. Ботовым, В.Л. Зориной (Международный патент № 129 от 29.03.1996 г.) [1, с.160]. В содержании способа важным является изучение философии, логики и преломление системы понятий каждого учебного предмета через законы логики (формальной и диалектической), что организует и дисциплинирует мысль учащихся и учителя и прививает им культуру мышления.
В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно и успешно формируются посредством использования современного дидактического и диагностического инструментария познания. Среди 11 логических операций с понятиями, как мы считаем важными на каждом уроке (урок – выведение новых понятия, урок-обобщение, урок-контроль, урок-лекция и др.) являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83]. Их применение на уроке раскрывает широкие возможности не только в формулировании целей урока, но и в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий.
Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу определённую ФГОС нового поколения – повысить качество образования за счёт:
- формирования у учащихся УУД,
- достижения предметных и метапредметных результатов и индивидуального прогресса учащихся.
На уроках используем:
- выделение опорного понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определённый алгоритм (установление родовидовых отношений – требование ФГОС — подведение под понятие);
- формулирование суждений, вопросов–суждений на основе определённой схемы (структуры вопроса и суждения);
- нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, формулирование умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии при ответе на проблемные вопросы (требование ФГОС).
- формы труда: индивидуальный труд – простая кооперация – сложная кооперация.
В системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов. Поэтому, ученики заинтересованы, не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю [3, 95].
Урок в системе СДО всегда начинается с заявки на оценку. Заявка на оценку — компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда (содержание урока) с учётом форм организации работы обучающихся (индивидуальный труд — коллективный труд) и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок (баллов) [2, с.77].
В нашей статье я представляю фрагмент урока в 1 классе по теме «Ударение. Способы определения ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах». После того, как учитель объявил заявку на оценку «гений» – 21 балл и более, «талант» – 17 – 20 баллов, «молодец» – 12 – 16 баллов, и учащиеся определили, какую оценку хотят получить в конце урока, учитель предлагает выполнить задания.
В результате с первых минут учащиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, поскольку положительный мотив на уроке и критериальный подход к оцениванию, позволяют добиться им положительных результатов. Они умеют определять логические отношения между понятиями, выделять их существенные признаки, формулировать вопросы-суждения, определяют противоречия в учебном материале, выдвигают гипотезы, проводят исследования по их доказательству, аргументируют опровержения ошибочных мнений, делают выводы.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
На доске записаны буквы: а, ы, и, о, ё, э - Что записано на доске? | - На доске записаны гласные буквы. |
- Задайте вопрос понятие. | - Что называется буквой? - Буква – это знак, которым записывается звук на письме. |
- Что обозначают эти буквы? | - Эти буквы обозначают гласные звуки. |
- Задайте вопрос понятие. | - Что считается гласными звуками? - Гласными звуками считаются звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха, проходящего свободно, в результате чего слышится голос |
(Введение в тему урока) - Кто догадается, над чем мы сегодня будем работать? | - Изучать ударение. |
- Задайте вопрос – понятие. | - Что можно считать ударением? - Ударением считается выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса. |
Уже в период обучения грамоте в 1 классе при изучении звуков и букв формируем у учащихся умение задавать вопросы-суждения проблемного характера.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Сформулируйте вопрос-суждение на структуру к звуку [0]. Ответ постройте в форме умозаключения. | Как доказать, что звук [0] является гласным звуком? - Все звуки речи, при образовании которых участвует голос (связки дрожат), но струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая никаких преград, называются гласными звуками. При произношении звука [о] участвует голос, струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая преград. Следовательно, звук [о] является гласным звуком. |
Тема урока ударение. Работа над словами: радуга, малина, карнавал, тропинка, ландыш, молоток - Задайте вопрос – суждение и ответьте на него в форме умозаключения. | - Чем объяснить, что слог ра в слове радуга — ударный? - Слог, который можно выделить силой голоса, называется ударным слогом. В слове радуга слог ра выделяется силой голоса. Значит, слог ра является ударным слогом. |
Ответы на данные вопросы-суждения принимаются, как минимум, в форме суждения, но лучше, если дети ответят в форме умозаключения, которое представляет собой сложное суждение, состоящее их нескольких логически связанных простых суждений. Так, отвечая на первый вопрос, учащийся формулирует дедуктивное умозаключение [3, с.95].
Формулирование учащимися вопросов-суждений позволяет рассмотреть изучаемые понятия в системе, выявив их существенные признаки, родовидовые отношения, т.е. классифицировать понятия, как требует новый Госстандарт. Поэтому, если начинать работать над понятиями с первого класса и формировать умения выполнять логические операции, то у учащихся к 5 классу формируются представления об основных логических категориях (понятие, суждение, умозаключение), умения производить логические операции: определение понятий; деление понятий; обобщение понятий; ограничение понятий; формулирование проблемных вопросов; выявление и разрешение противоречий.
Чтобы ребёнок обозначил проблему, поставил проблемный вопрос, спрогнозировал результаты своей деятельности, его надо сначала научить этому. Рассмотрим алгоритм работы по формированию познавательных универсальных учебных действий (логических УУД).
1этап
- от образа к понятию, через загадки, игры (определяем, о каком понятии идёт речь, затем выявляем существенные признаки данного понятия и выводим его, раскрывая родовой и видовые признаки);
- обучение умению формулировать проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) и отвечать в форме суждения или умозаключения.
2 этап
- обучение другим логическим операциям: деление понятий (умения находить критерий деления понятий, проводить сериацию, строить логическую схему изучаемых понятий темы), обобщение понятий, ограничение, нахождение противоположных понятий и формулирование противоречия, а далее пути разрешения противоречий;
- знакомство с приёмом сравнения;
- знакомство с научной литературой – словари, энциклопедии (выявление в структуре понятий соответствие правилам определения понятий и в случае обнаружения ошибок, исправления их (мини-исследование));
3 этап
- самостоятельный анализ текста, посредством логических операций с понятиями,
- выявление и разрешение противоречий в изучаемом материале,
- установление причинно-следственных связей между понятиями.
Таким образом, при реализации в учебном процессе теории и технологии Способа диалектического обучения решается проблема формирования у учащихся логических умений, заложенных в Госстандартах нового поколения и можно добиваться высокого качества обучения младших школьников.
Большую помощь в работе мне оказывают преподаватели кафедры общей и специальной педагогики и психологии ККИПКиППРО Г.В. Глинкина, к.п.н., доцент, профессор РАЕ и М. И. Ковель, к.п.н., доцент.
Литература
- Зорина В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография / В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 168.
- Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. — 254 с.
- Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. Возможности вопросов – суждений в развитии у учащихся универсальных учебных действий, заложенных в госстандартах нового поколения /Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. // II Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно-практической конференции /Науч. ред. М.В. Волкова. — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — 196 с. — С.94–96
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.М.; Просвещение, 2010. — 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе
Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....
Мастер-класс "Применение технологии флэшкарт в обучении английскому языку в начальной школе"
Мастер-класс по применению флэшкарт...
Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.
Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапа...
Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Метод «Кластер»
Педагогические приемы (лайфхаки) на конкурс "Творческий дуэт"...