Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Ступени лидерства»
рабочая программа
Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lidera.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Канаш Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная программа
объединения «Ступени лидерства»
Направленность программы – социально-педагогическая
Вид деятельности – развитие лидерских качеств
Срок реализации – 1 год
Возраст участников – 11-15 л.
Общее количество часов – 144 ч.
Автор:
Тихонова Анна Валерьевна
педагог дополнительного образования
Канаш 2020
Пояснительная записка
Ученическое самоуправление обеспечивает развитие у учащихся самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Деятельность ученического самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также от педагогического руководства. Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления. По своим возможностям программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Занятия в рамках внеурочной деятельности по программе “Школа лидера” дает возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе “Школа лидера” дети смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.
Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Задачи:
· Образовательные: способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
· Развивающие: способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе
· Воспитательные: создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Отличительные особенности программы:
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У детей появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Возрастные особенности детей:
В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 17лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Направленность программы: социально-педагогическая
Сроки реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Формы проведения учебных занятий: подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, Специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы участие в районных, республиканских и всероссийских, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы.
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Прогнозируемые результаты
В конце первого года обучения обучающийся должен знать:
· основные качества лидера;
· структуру органов самоуправления;
· основы организаторской деятельности
· методику работы над коллективно-творческим делом;
· основы общения;
· содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:
· владеть навыками словесного действия;
· развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
· умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;
Личностными результатами обучения курса в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
освоение социальных норм, правил поведения, основ этикета, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты:
Воспитанники имеют устойчивый интерес к познавательной деятельности. Инициативны в проведении общественно-полезных дел. Обладают навыками саморегуляции и психонастроя, взаимодействия с социумом.
№ п/п | Наименование темы, ее содержание | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Беседа. Вводный инструктаж по ТБ | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств | 2 | 2 | 4 |
3 | Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Представление о себе, как о лидере. | 2 | 4 | 6 |
4 | Основные качества и способности лидера. | 2 | 2 | |
5 | Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. | 2 | 2 | 4 |
6 | Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Тест «Я-ЛИДЕР» | 2 | 2 | 4 |
7 | Умение управлять людьми. Как правильно вести беседу? Навыки ораторского искусства. | 2 | 2 | 4 |
Игра «Поспорим с «Великим»». Лидер – это человек воспитанный. Практикум «Узелки на память» | 2 | 2 | 4 | |
Секрет успеха _ тренинг личностного роста | 2 | 2 | ||
Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. | 2 | 2 | ||
Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. | 4 | 4 | ||
Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. | 2 | 2 | ||
Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. | 2 | 4 | 6 | |
Самоуправление. Общая характеристика. | 2 | 2 | 4 | |
Психология работы в группе. | 2 | 2 | 4 | |
Деловая игра «Выборы царя зверей» | 1 | 4 | 5 | |
Волонтеры – кто они? | 2 | 2 | ||
Волонтерское движение в России и за рубежом. | 4 | 4(2группа лидеров взяла 3 часа) | ||
Разработка волонтерского проекта. | 2 | 4 | 6 (3 часа взяла) | |
Тайм-менеджмент (управление временем) | 2 | 2 | 4 | |
Основы тайм-менеджмента | 2 | 2 | ||
Планирование личных целей, составление эффективного распорядка дня. | 4 | 2 | 6 | |
Журналистика в СМИ | 4 | 4 | ||
Беседа о методах подачи информации в СМИ. Изучение внутренней и внешней структуры прессы. | 1 | 2 | 3 | |
Тренинговая игра «Медведь и дровосеки». | 3 | 3 | ||
| Требования к газете, к афише, к поздравительным настенным газетам. | 2 | 2 | |
Поиск/сбор, обработка информации для газеты. | 2 | 5 | 7 | |
Разработка макета школьной газеты. | 2 | 8 | 10 | |
Методы повышения результативности работы | 2 | 2 | 4 | |
Мотивация | 2 | 2 | 4 | |
Человек. Гражданин. Лидер | 2 | 2 | ||
Организация и проведение КТД | 2 | 6 | 8 | |
Гражданская позиция лидера. | 4 | 4 | ||
Подготовка к смотру лидерских ЗУН. Тест «Экзаменуем лидера» | 2 | 4 | 6 | |
Смотр ЗУН лидеров. Презентация «Я-ЛИДЕР» | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 144ч |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программа базируется на различных методах и формах работы с учащимися. Для реализации программы используются следующие материально- технические ресурсы: учебный кабинет, пакет диагностик, дидактический материал по ученическому самоуправлению и лидерству, наглядный и раздаточный материал для игр и тренингов, компьютер, проектор, тетрадь для записей.
Список литературы
1. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
3. По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007
4. Закон об образовании, 2009
5. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
7. Конвенция о правах ребенка
8. Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
9. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006
10. Немов Р.С. Психология. – М., 1995
11. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
12. Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005
13. Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
14. По ступенькам лидерства, Омск 2008
15. Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер»
16. Энциклопедия игр и развлечений под редакцией О. Турбина.
17. Сборник сценариев для детей «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 2001
18. В. Рекут «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007
№ п/п | Наименование темы, ее содержание | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Беседа. Вводный инструктаж по ТБ | 2 | 2 | |
2 | Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств | 2 | 2 | 4 |
3 | Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Представление о себе, как о лидере. | 2 | 4 | 6 |
4 | Основные качества и способности лидера. | 2 | 2 | |
5 | Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. | 2 | 2 | 4 |
6 | Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Тест «Я-ЛИДЕР» | 2 | 2 | 4 |
7 | Умение управлять людьми. Как правильно вести беседу? Навыки ораторского искусства. | 2 | 2 | 4 |
Игра «Поспорим с «Великим»». Лидер – это человек воспитанный. Практикум «Узелки на память» | 2 | 2 | 4 | |
Секрет успеха _ тренинг личностного роста | 2 | 2 | ||
Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. | 2 | 2 | ||
Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. | 4 | 4 | ||
Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. | 2 | 2 | ||
Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. | 2 | 4 | 6 | |
Самоуправление. Общая характеристика. | 2 | 2 | 4 | |
Психология работы в группе. | 2 | 2 | 4 | |
Деловая игра «Выборы царя зверей» | 1 | 4 | 5 | |
Волонтеры – кто они? | 2 | 2 | ||
Волонтерское движение в России и за рубежом. | 4 | 4 | ||
Разработка волонтерского проекта. | 2 | 4 | 6 | |
Тайм-менеджмент (управление временем) | 2 | 2 | 4 | |
Основы тайм-менеджмента | 2 | 2 | ||
Планирование личных целей, составление эффективного распорядка дня. | 4 | 2 | 6 | |
Журналистика в СМИ | 4 | 4 | ||
Беседа о методах подачи информации в СМИ. Изучение внутренней и внешней структуры прессы. | 1 | 2 | 3 | |
Тренинговая игра «Медведь и дровосеки». | 3 | 3 | ||
| Требования к газете, к афише, к поздравительным настенным газетам. | 2 | 2 | |
Поиск/сбор, обработка информации для газеты. | 2 | 5 | 7 | |
Разработка макета школьной газеты. | 2 | 8 | 10 | |
Методы повышения результативности работы | 2 | 2 | 4 | |
Мотивация | 2 | 2 | 4 | |
Человек. Гражданин. Лидер | 2 | 2 | ||
Организация и проведение КТД | 2 | 6 | 8 | |
Гражданская позиция лидера. | 4 | 4 | ||
Подготовка к смотру лидерских ЗУН. Тест «Экзаменуем лидера» | 2 | 4 | 6 | |
Смотр ЗУН лидеров. Презентация «Я-ЛИДЕР» | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 144ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
Для кружка по изготовлению работ из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ЗНАЙКА" I СТУПЕНЬ
На сегодняшний день 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интерес...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...