Рабочая программа учебного предмета "Речевая практика"
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по речевой практике 1-2 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika.docx | 658.77 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
- Календарно - тематическое планирование.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Приложения к программе.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.
Рабочая программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Цельпрограммы: формирование у детей с интеллектуальными нарушениями коммуникативно-речевых умений, позволяющими в дальнейшем максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи программы:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Предмет «Речевая практика» является средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся; корригирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.
Освоение знаний о себе и об окружающем мире, способствует социальной аккомодации данной категории учащихся. В процессе обучения дети овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений ввоспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Обучающиеся учатся организованно участвовать обшей беседе, включаться в диалог, соблюдая правила общения.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладенияучащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностейпознавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Школьники разделены на группы обученности на основе дифференциации В.В.Воронковой. Дифференцированная работа спланирована по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. В связи с фрагментарностью усвоения материала, темы спланированы так, что изучению нового материала предшествует повторение. После каждой темы идёт обобщение знаний.
Специфика предмета «Речевая практика» заключается в том, что работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
- Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов:
«Аудирование». Задача: развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Материал, включенный в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.
«Общение и его значение в жизни». Задача: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека. Содержание реализуется в ситуативных играх, в выполнении практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли.
«Дикция и выразительность речи». Задача: отработка у школьников чёткости произношения. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации. В его содержание входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным моделям выразительности. Дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности (силы голоса, темпа, тона речи), в использовании невербальных средств (мимики и жестов) в процессе коммуникации.
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» - ведущий подраздел в развитии собственно устной разговорной темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. При этом учащиеся опираются на наглядные средства: меловой рисунок, картинно-символический план и т.д.
«Культура общения». Организация специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний, полученных учащимися на других уроках.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: составление и запись предложений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций;
- с уроками окружающего мира.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» относится к образовательной области «Язык и речевая практика» и рассчитан начетыре года изучения в начальной школе.
Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
1 класс – 2 час в неделю – 33 учебных недели – всего 66 часов;
2 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов;
3 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов;
4 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующихпедагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
В процессе обучения учитель использует различныеформы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Вся работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- Принятиебазовых ценностей «добро», «природа», «семья», уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Умение оцениватьпоступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
- Иметь представления о здоровом образе жизни.
- Уметь эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по их содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания; выполнять ритуальные действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.
Класс | Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны знать: |
1 класс |
| - правила обращения к сверстнику, взрослому, - свою фамилию, имя, домашний адрес, - небольшие чистоговорки, |
2 класс |
| - домашний адрес, имена и отчества учителей - этикетные слова и выражения. |
3 класс |
| - домашний адрес, имена и отчества учителей ближайших родственников |
4 класс |
| - домашний адрес, имена и отчества учителей ближайших родственников |
Регулятивные УД:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
- Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие.
- Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух).
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
- Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Оформлять свои мысли в устной речи и письменной форме.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация взаимопомощи между учащимися, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка познавательной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов, дающей школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
5. Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Кол-во часов на изучение раздела | Содержание тем учебного предмета Модуль «Школьный урок» | Практическая часть | Реализация РК | |
1 класс | |||||
Общение и его значение в жизни. | Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания Общение с товарищами и взрослыми. Значение общения в умении оговариваться. Письменное общение. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. Обращение к человеку при поздравлении. п. 4.1.1, 4.1.2 | ||||
Аудирование. | Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. п. 4.1.1 – 4.1.4 | ||||
Дикция и выразительность речи. | Совершенствования речевого дыхания. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Мимика и жесты. Использование мимики, голоса, жестов при выражении согласия или отказа. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. п. 4.1.1 – 4.1.4 | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мы встречаем Новый год», «Зимняя прогулка», «У нас праздник», «Мамины помощники», «Наше питание». Примерная тематика речевых ситуаций: «Подари улыбку», «Знакомство во дворе»; «Кто в Теремочке живёт?», «Играем в семью», «Как мы договорились», «Дополни предложение»; «Мы дежурные, «Письма Деду Морозу»; «Кукла одевается на прогулку», «Кукла встречает гостей», «Кто что делает»; «Я варю кашу». Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов с опорой на содержание картинки. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. Коллективное рассказывание сказки. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. п. 4.1.1 – 4.1.7 | Р.К «Собираемся в школу» Р.К "Магазин канцтоваров "Акварель" Р.К «Ёлки города» Р.К «Зима в город пришла» | |||
Культура общения. | Выражение просьбы, извинения. Построение предложения, выражающего просьбу Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. Слова-приветствия. Слова-приглашения. Слова благодарности. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
2 класс | |||||
Общение и его значение в жизни | Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания. Общение с товарищами и взрослыми. Значение общения в умении оговариваться. Письменное общение. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. Обращение к человеку при поздравлении. п. 4.1.1 – 4.1.2 | ||||
Аудирование. | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 -3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет — пакет, удочка — уточка, гладит - глядит и др. (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в — на, у - за, над — под, с — на, к — от др. например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой», а теперь — под партой» и т. д. Выполнение движений или заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал»?») Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова- «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку. п. 4.1.3 – 4.1.5 | ||||
Дикция и выразительность речи. | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. п. 4.1.1 – 4.1.4 | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем сказку», «Я — дома», «Я — за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Кто работает в школе?», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Играем в школу», «Играем во дворе», «Угадай-ка»; «Заячья избушка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «Мама спит, она устала», «Я всё делаю, как велит Мойдодыр»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти. Как быть?», «Где я живу (улица, номер дома и квартиры)», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин», «Наш товарищ заболел», «Дружат в нашем классе мальчики и девочки», «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я иду в кружок. Кто со мной?», «Наши звери заболели», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видал?» Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? - Хитрая. - А заяц? - трусливый. - А петух какой? - Смелый. -Кто тебе больше всех понравился?» - … Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например, тема «Любимое занятие, наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки) Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа. Замена в нём повторяющихся слов близкими по значению словами. Слушание коротких рассказов и сказок, пересказ их с опорой на картинно-символический план, меловой рисунок учителя на доске или на макетный театр. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
Культура общения. | Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
3 класс | |||||
Общение и его значение в жизни | Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески, афиши, рекламы, письма, поздравительные открытки). п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
Аудирование. | Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
Дикция и выразительность речи. | Совершенствования речевого дыхания. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
Культура общения. | Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. п. 4.1.1 – 4.1.7 | ||||
4 класс | |||||
Общение и его значение в жизни. | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т. д. | ||||
Аудирование. | Повторение предложений (из 5 – 6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или рассказов в аудиозаписи с их последующим пересказом. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. | ||||
Дикция и выразительность речи. | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказок); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказку. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и в радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса». Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец) | ||||
Культура общения. | Устное и письменное приглашение, поздравление, упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. |
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценка осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится во 2 – 4 классах по пятибалльной системе.
Оценивание в первом классе проводится только словесно с учётом наличия динамики в развитии речевых навыков. По результатам продвижения детей заполняется карта предметных достижений обучающегося.
Устный ответ во 2 – 4 классах оценивается следующим образом:
Оценка «5»
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- умеет привести примеры;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка «4»
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1 -2 ошибки);
- допускает ошибки в речи (1 – 2 ошибки).
Оценка «3»
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы;
- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
- Календарно - тематическое планирование
1 класс (2 часа неделю, 66 часов в год)
№ п/п | Тема | Кол.час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
I четверть – 18 часов | ||||||
1. | Давайте познакомимся! | 1 | Учитель ученики школьники | Приветствие учеников, знакомство друг с другом, игра в игру «Наши имена», рассматривание картинок, выбор картинки. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
2. | Давайте познакомимся! Экскурсия в кабинет музыки. | 1 | Здравствуйте доброе утром, пожалуйста, извините | Игра «Приветствие», прослушивание песни «Улыбка», игра «Подари улыбку», рассматривание картинки, повторение предложений за учителем, знакомство с учителем музыки, ответы на вопросы учителя. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
3. | Давайте познакомимся! Экскурсия в спортивный зал. | 2 | Спортивный зал, учитель физкультуры, логопед. | Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот», игра «Приветствие», повторение правил при знакомстве, рассматривание картинки, повторение за учителем предложения, ответы на вопросы по содержанию картинки, экскурсия в спортивный зал, знакомство с учителем физкультуры, знакомство с логопедом. | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
4. | Знакомство во дворе. | 1 | Знакомство, настроение. | Рассматривание картинки, придумывание имени для девочки, обсуждение её настроения, «чтение» имён героев картинки в условно-графической записи, тренировочные упражнения, рассматривание картинки, моделирование диалогов. | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | |
5. | Знакомство во дворе. | 1 | Беседа о правилах знакомства, ответы на вопросы, проигрывание диалогов знакомства игрушек, рассматривание картинки, игра «Дополни предложение». | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | ||
6. | Знакомство во дворе. | 1 | Чистоговорка, привет. | Воспроизведение чистоговорки, рассматривание картинки, обсуждение ситуации, конструирование и проигрывание диалогов, игра «Дополни предложение». | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве | |
7. | Дорога домой. Домашний адрес. | 1 | Домашний адрес. | Отгадывание загадки о школе; рассматривание картинок; ответы на вопросы по их содержанию; загадывание учениками друг другу загадок; составление рассказов о доме, в котором живут ученики. | Помочь школьникам запомнить их домашний адрес; продолжать учить первоклассников строить инициативные и ответные реплики в диалоге. | |
8. | Дорога домой. Правила безопасного поведения на улице. | 1 | «Гуси-лебеди», сотрудник полиции, продавец, домашний адрес. | Повторение рассказов о своём доме, называние домашнего адреса; рассматривание картинок; физкультминутка «Гуси»; составление рассказа по картинкам; конструирование и проигрывание диалогов; моделирование диалогов; беседа о правилах безопасного поведения на улице. | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице. | |
9. | Дорога домой. Правила ведения телефонного разговора. | 1 | Телефонный разговор. | Рассматривание картинок; составление рассказов, где живут девочки; повторение физкультминутки «Гуси»; моделирование диалогов; знакомство с правилами ведения телефонного разговора; игра «Приглашаю тебя в гости». | Коррекция фонематического слуха. | |
10. | Теремок. | 1 | «В чистом поле теремок, всем найдётся уголок». | Рассматривание изображения теремка; разучивание чистоговорки; выкладывание изображений животных; накладывание обучающимися цветных картинок на их силуэтные изображения; тренировочные упражнения в изображении героев; ролевая игра-хоровод. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
11. | Теремок. Рассказывание сказки с опорой на предметные картинки. | 1 | Чистоговорка. | Повторение чистоговорки; восстановление картинки «Теремок» из разрезных деталей» «чтение» слов по условно-графическим схемам; коллективное рассказывание окончания сказки; рассказывание сказки с опорой на предметные картинки. | Продолжать формировать у обучающихся представления о поведении в ситуации знакомства. | |
12. | Теремок. Проигрывание сказки. | 1 | Актёры, зрители, аплодисменты, благодарности. | Прослушивание аудиозаписи или просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Теремок»; беседа по содержанию; обмен впечатлениями; распределение ролей; проигрывание эпизодов сказки (репетиция); проигрывание сказки актерами. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
13. | Знакомство в гостях. Правила этикета при знакомстве со взрослыми в гостях. | 1 | Гость, гостья, ровесник, этикет, добро пожаловать. | Рассматривание картинок, «чтение» подписей к ним; слушание рассказа учителя; обсуждение высказанных предложений; знакомство с правилами этикета при знакомстве со взрослыми в гостях; моделирование диалогов; тренировочные упражнения; обобщение правил в гостях. | Обобщить и расширить представления обучающихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. | |
14. | Знакомство в гостях. Обобщение правил знакомства в гостях. | 1 | Полупоклон, рукопожатие. | Проигрывание диалогов знакомства с гостем; рассматривание картинок и их выбор; моделирование диалогов между героями; ролевая игра «Кукла встречает гостей». | Коррекция связной устной речи. | |
15. | Знакомство в гостях. Составление рассказа «Как я ходил в гости». | 1 | Рассматривание картинок; повторение правил знакомства; проигрывание диалогов; коллективное составление рассказа «Как мы гостей встречали»; беседа с опорой на личный опыт обучающихся; составление коротких рассказов из личного опыта. | Коррекция связной речи, обогащение словаря. | ||
16. | Покупка школьных принадлежностей. Правила поведения в магазине. | 1 | Школьные принадлежности, продавец, благодарить, товар, прилавок, покупка. | Рассматривание предметных картинок; игра «Ещё какой (ая)?; рассматривание сюжетной картинки; обсуждение ситуации по вопросам учителя; конструирование возможных диалогов; знакомство с правилами поведения в магазине; проигрывание ситуаций покупки школьных принадлежностей. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
17. | Покупка школьных принадлежностей. Составление предложение о покупках. | 1 | Расскажи мне про покупку, про хорошую покупку, про красивую покупку, про покупочку твою. | Повторение основных правил поведения в магазине; разучивание чистоговорки; рассматривание предметных картинок; подбор прилагательных; игра «Подбери пару»; рассматривание сюжетной картинки; обсуждение ситуации по вопросам учителя; конструирование диалогов; составление предложений о покупках. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
18. | Покупка школьных принадлежностей. Повторение. | 1 | Магазин, школьник. | Повторение содержания прошлого занятия; ролевая игра «Магазин», «Школьник»; игра «Отгадай мою покупку». | Обогащать лексический запас обучающихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними. | |
II четверть – 14 часов | ||||||
19. | В магазине игрушек. | 1 | Куклы, мягкие игрушки, машины. | Рассматривание разрезных картинок; подбор картинок; составление предложений; игра «Отгадай мою игрушку»; рассматривание картинки; составление предложений об игрушках; конструирование диалогов. | Обогащать лексический запас обучающихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. | |
20. | В магазине игрушек. | 1 | Лошадка, причёсывала, шёрстка, приглаживала хвостик, расчёстка-гребешок, верхом | Повторение; знакомство со стихотворением А.Барто «Я люблю свою лошадку»; выполнение выразительных движений в соответствии с текстом; разучивание стихотворения; составление предложений; рассматривание картинки; ответы на вопросы; проигрывание диалогов. | Коррекция памяти, речи. | |
21. | В магазине игрушек. Беседа «Моя любимая игрушка». | 1 | Повторение; ролевая игра «Магазин игрушек»; беседа «Моя любимая игрушка». | |||
22. | Готовимся к празднику. Составление письма Деду Морозу. | 1 | Дед Мороз, письмо. | Рассматривание картинки; проигрывание диалогов знакомства с Дедом Морозом; составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений; разучивание стихотворений новогоднего содержания. | Коррекция связной устной речи через упражнения в составлении предложений. | |
23. | Готовимся к празднику. Что я подарю на новый год родным и близким. | 1 | Родные, близкие. | Повторение; моделирование диалогов; рассматривание картинки; физкультминутка «Наша ёлка»; продолжение беседы по картинке; моделирование диалогов; беседа с опорой на личный опыт «Что я подарю на Новый год родным и близким». | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
24. | Готовимся к празднику. | 1 | Повторение; рассматривание картинки; выбор ситуации; обсуждение продолжения ситуации; моделирование диалогов; слушание песенки «В лесу родилась ёлочка»; пение слоговых цепочек. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | ||
25. | Новогодние чудеса. | 1 | Чудеса, зайка, петушок, лисичка. | Рассматривание картинки; выбор предложения к содержанию картинки; дополнение деталей ситуации по вопросам учителя; дополнение рисунка фотографиями; игра «Узнай меня»; моделирование диалогов знакомства; хоровод. | Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность. | |
26. | Новогодние чудеса. Построение реплик-поздравлений. | 1 | Колкие иголки. | Повторение; разучивание чистоговорки; рассматривание картинки; выбор на рисунке ситуации соответствующей реплике; упражнения в произнесении поздравлений; конструирование ответных реплик; моделирование диалогов поздравления и пожелания. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
27. | Новогодние чудеса. Рассказ по кругу. | 1 | Новогодний праздник. | Слушание письма; рассматривание картинок, анализ по вопросам учителя; составление предложений; беседа с опорой на личный опыт «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»; коллективное составление рассказа о новогоднем празднике. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
28. | Зимняя прогулка. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку». | 1 | Зимняя одежда, обувь. | Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви; разучивание чистоговорки; рассматривание картинки и обсуждение по вопросам; конструирование реплик; моделирование диалогов; проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
29. | Зимняя прогулка. Составление рассказа «На прогулке». | 1 | Каток. | Повторение; игра «Кто знает, пусть продолжает; рассматривание картинки; высказывания обучающихся; выбор предложения к содержанию картинки; конструирование ответных реплик; моделирование диалогов; работа с картинкой; составление рассказа «На прогулке». | Коррекция устной речи через составление предложений с опорой на картинку и условно-графические схемы предложений. | |
30. | Зимняя прогулка. Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку». | 1 | повторение; рассматривание картинки и анализ ситуации; физкультминутка «Снеговик»; моделирование диалогов; составление рассказа с опорой на картинный план «Мы ходили кататься на горку». | Коррекция связной устной речи через упражнения в составлении предложений. | ||
31. | Обобщающий урок по теме «Новый год». | 1 | ||||
32. | Помощники. Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница». | 1 | Помощница, зевает, потягивается. | Рассматривание картинок и анализ ситуации; слушание и соотнесение с иллюстрациями стихотворения А. Барто «Помощница»; рисование «живой картины» по последнему отрывку стихотворения; разучивание стихотворения с опорой на сюжетные картинки. | Коррекция памяти. | |
III четверть – 18 часов | ||||||
33. | Помощники. | 1 | Тряпка, веник, совок. | Повторение стихотворения А. Барто «Помощница»; составление предложений на тему «Что я умею делать дома?»; рассматривание картинок и анализ ситуаций; конструирование высказываний-просьб; моделирование возможных диалогов. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
34. | Помощники. | 1 | Портфель, костюм. | Повторение; рассматривание картинки и выбор предложений; анализ деталей ситуации; обсуждение возможных вариантов; конструирование высказываний; проигрывание возможного диалога; составление рассказа о том, как проходит день школьника после возвращения из школы. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
35. | Спокойной ночи. | 1 | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |||
36. | Зимняя прогулка | 1 | Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» | Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.). Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картинок или символический план) | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
37. | «Надо, надо умываться…» | 1 | Стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серией картинок к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
38. | Составление предложений по теме «Надо, надо умываться…» | 1 | Ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах | Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах). Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
39. | «Утро школьника…» | 1 | «Утро школьника» | Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
40. | Помощники | 1 | Помощь | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
41. | Я помогаю маме прибираться в комнате. | 1 | Употребление слов спасибо, пожалуйста Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта. | Слушание стихотворения А. Барто «Помощница Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
42. | Содержу одежду в чистоте. | 1 | Словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Составление предложений по сюжетным картинкам. Практическая деятельность по уходу за одеждой. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
43. | Обувь. | 1 | Обозначающие предметы для ухода за обувью. | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Составление предложений – правил о хранении одежды и обуви. Составление предложений по наблюдению за практическими действиями | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
44. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Петушок, зёрнышко | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
45. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Сказка | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
46. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Инсценировка | Инсценирование сказки. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
47. | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Сказка | Обобщающая беседа | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
48. | Весенние праздники. 23 февраля. | 1 | «23 февраля» | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). Составление поздравлений. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
49. | Весенние праздники. 23 февраля, 8 марта. | 1 | «23 февраля», «8 марта» | Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
50. | Весенние праздники. 8 марта. | 1 | «8 марта» | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). Составление поздравлений. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
IV четверть – 18 часов | ||||||
51. | «Заячья избушка» | 1 | Сказка | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). . Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
52. | «Заячья избушка» | 1 | Сказочные герои | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
53. | «Заячья избушка» | 1 | Пересказ | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки. Просмотр мультипликационного фильма | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
54. | «Заячья избушка» | 1 | Инсценировка | Инсценирование сказки. Обобщающая беседа | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
55. | «Спокойной ночи!» | 1 | Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Разучивание чистоговорки. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
56. | «Спокойной ночи!» | 1 | Игра «Дополни предложение». | Игра «Дополни предложение». Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии. Составление предложений по картинкам Слушание и пение колыбельных песенок. | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
57. | «Спокойной ночи!» | 1 | С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» | Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картинок к сказке | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
58. | «Спокойной ночи!» | 1 | Этикет | Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией. Разучивание колыбельной. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
59. | «Доброе утро!» | 1 | Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Разучивание чистоговорки. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
60. | «Доброе утро!» | 1 | Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. | Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений). Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
61. | «Доброе утро!» | 1 | Интонацией: ласково, бодро | Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т. д. Моделирование диалогов по теме ситуации. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
62. | «Доброе утро!» | 1 | «Как начинается твоё утро?» | Ролевые игры по теме. Беседа на тему «Как начинается твоё утро?». Составление коротких рассказов из личного опыта | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
63. | Праздник «1 мая» | 1 | «1 мая» | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
64. | Праздник «День Победы» | 1 | «День Победы» | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
65. | Праздник «День Победы» | 1 | «День Победы» | Составление поздравлений. Тренировочные упражнения определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) произнесении поздравлений с торжественной интонацией | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
66. | Итоги за год. | 1 | Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. | Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений |
2 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
1 четверть – 18 часов | ||||||
1. | Добро пожаловать! | 1 | Учитель ученики школьники | Высказывания обучающихся в адрес учителя и одноклассников. Игра «Приветствие». Рассматривание картинок к уроку и работа с ними. Обсуждение интонации диалога. Моделирование диалога. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
2-3. | Добро пожаловать! Новенькие в классе. | 2 | добро пожаловать, очень приятно | Рассматривание картинки. Беседа по её содержанию. Самостоятельное рассматривание детьми картинок. Выбор картинки, соответствующей предложению. Моделирование мини-диалогов знакомства новенькой девочки с учительницей. Конструирование реплик героев. Проигрывание ситуации, изображённой на картинке. | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
4. | Кто нас встречает? | 1 | Здравствуйте доброе утром, пожалуйста, извините | Работа в парах (моделирование диалогов). Рассматривание картинок. Беседа по их содержанию и составление предложений к ним. Составление рассказа о мальчике с опорой на картинный план в учебнике. Выбор заглавия к рассказу. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
5. | Обобщающий урок. Праздник 1 сентября. | 1 | «1 сентября» | Беседа о личных впечатлениях обучающихся о празднике 1 сентября. Составление рассказов о празднике в школе по образцу рассказа «День знаний». | Продолжать формировать представления детей о 1 сентября | |
6. | Давай расскажем историю. | 1 | лето | Отгадывание загадки. Рассматривание картинок в учебнике. Чтение названия речевой ситуации, свободные высказывания. Моделирование диалогов. Коллективное составление рассказа о том, как могли провести лето мальчик и девочка. Игра «Рассказ по кругу». | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
7. | История о лете. | 1 | лето | Дополнение предложений с опорой на картинки. Беседа о том, в какие игры играли летом второклассники. Разучивание считалки. Игра в подвижную игру. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия | |
8. | Давайте расскажем историю. | 1 | игра «Дополни предложение») | Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») | Продолжать формировать представления детей о проведенных каникулах | |
9. | В какие игры играли второклассники. | 1 | Игры летом | Беседа о том, в какие игры играли летом второклассники | Продолжать формировать представления детей о проведенных каникулах | |
10. | История о прошедшем лете. | 1 | Где? Что? с кем? | Составление обучающимися о том, как они провели лето. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
11. | Три поросёнка. | 1 | поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, играли, прыгали, кувыркались | Беседа по теме «Наши любимые сказки». Прослушивание текста загадки в форме «звукового письма». Выделение в тексте загадки опорных слов. Рассматривание картинок. Выделение основных отличий между домиками. Слушание сказки. Разучивание финальной песенки из сказки «Три поросёнка». Хоровод. | ||
12. | Три поросёнка. | 1 | хижина из соломы, домик из прутьев, каменный дом, волк, страшный вид, злые глаза, зубастая пасть | Повторение «Песенки трёх поросят». Отгадывание «Звуковых загадок». Подбор соответствующих картинок. Коллективное рассказывание сказки по частям с опорой на картинки. Повторение финальной песенки. Хоровод. | Коррекция связной устной речи. | |
13. | Три поросёнка. | 1 | Волк посинел от натуги, стал трясти дверь, царапал стены когтями, спускался по дымоходу. | Просмотр фрагмента мультипликационного фильма. Игра «Живые загадки». Рассказывание сказки с опорой на картинки. | Коррекция устной речи через обогащение словаря. | |
14. | Обобщающий урок по теме «Играем в сказку». | 1 | Инсценировка | Просмотр фрагмента мультипликационного фильма. Демонстрация спектакля настольного театра с использованием картинок из Приложения в рабочей тетради. | Коррекция устной речи через обогащение словаря. | |
15. | Расскажи мне о школе! | 1 | ученик, дворник | Чтение названия темы. Рассматривание картинки. Беседа по вопросам. Моделирование диалога между учениками и дворником на пороге школы. Конструирование возможных уточняющих вопросов с опорой на вопросительные слова. Составление рассказа Ромы. Конструирование уточняющих вопросов. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений схеме | |
16. | Экскурсия по школе. | 1 | библиотека, класс, медпункт | Экскурсия по школе. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
17. | Расскажи мне о школе! | 1 | Диалог между учениками | Самостоятельное рассматривание картинки. Ответы на вопросы. Моделирование возможного диалога между Ромой и Ильёй. Конструирование рассказа о втором этаже. Рассматривание символический изображений и соотнесение каждого символа с определённым помещением. Составление рассказа о своей школе с опорой на символический план. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
18. | Моделирование возможного диалога. | 1 | диалог | Игра «Угадай, где я был». Рассматривание картинки к уроку. Беседа по её содержанию. Моделирование возможного диалога между братьями. Решение проблемных вопросов. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
II четверть - 14 часов | ||||||
19. | Алло! Алло! | 1 | телефон | Чтение названия темы. Рассматривание картинок. Беседа по их содержанию. Тренировочные упражнения в наборе заданного номера на телефонном аппарате. Работа с рабочими тетрадями. Моделирование телефонного разговора. Конструирование возможных реплик. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
20. | Правило поведения телефонного разговора. | 1 | дисковый телефон, радио телефон, мобильный телефон | Повторение правила ведения телефонного разговора. Моделирование телефонных разговоров. Рассматривание картинок. Называние типов телефонов | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
21. | Знакомство с правилами набора разных телефонных номеров. | 1 | номер | Чтение номеров телефонов. Соотнесение номера с типом телефона. Знакомство с правилами набора разных телефонных номеров. Запись обучающимися телефонных номеров. Заучивание одного телефонного номера. | Коррекция мыслительной деятельности. | |
22. | Алло! Алло! Вызов скорой медицинской помощи. | 1 | «Скорая медицинская помощь» | Повторение правил общения по телефону. Работа в парах. Рассматривание картинки. Беседа по содержанию. Конструирование диалога с диспетчером «Скорой медицинской помощи». Заучивание своего домашнего адреса. Разыгрывание диалогов. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя. | |
23. | Алло! Алло! Вызов пожарной команды. | 1 | пожарная команда | Повторение правил общения по телефону. Рассматривание картинки. Беседа. Конструирование диалога с диспетчером «Пожарной помощи». Повторение своего домашнего адреса. Разыгрывание диалогов. | ||
24. | Алло! Алло! Составление рассказов с опорой на картинки. | 1 | машина скорой помощи, пожарная машина | Повторение содержания прошлого урока. Работа с картинками машин экстренной помощи. Составление рассказов с опорой на картинки. | ||
25. | С днем рождения! | 1 | праздник, торжественная интонация | Чтение названия темы. Заучивание скороговорки. Заучивание дат рождения. Рассматривание картинок. Конструирование возможных поздравлений. Упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
26. | Не пропусти свой день рождения. | 1 | дата | Повторение скороговорки. Рассматривание второй картинки. Беседа по вопросам. Моделирование диалога. Игра «Не пропусти свой день рождения». | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
27. | Подарки на день рождения. | 1 | подарки | Повторение дат рождения детей и скороговорки. Проигрывание диалогов. Рассматривание и называние предметных картинок. Составление предложений по образцу. Беседа на тему «Подарки на день рождения». | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
28. | Поздравление именинницы. | 1 | именинница, каравай | Рассматривание картинки. Беседа по вопросам. Моделирование типового диалога между девочками. Выделение дополнительных деталей ситуации. Обсуждение возможных реакций именинницы. Русская народная игра «Каравай». Ролевая игра «День рождения». | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
29. | Празднование дня рождения. | 1 | Повторение содержания прошлого урока. Игра «Каравай». Ролевая игра «День рождения». Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план. Составление рассказов о праздновании своего дня рождения. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | ||
30. | Дежурство. | 1 | беспорядок | Рассматривание картинок. Прослушивание стихотворения «Беспорядок в нашем классе …». Беседа по картинкам и стихотворению. Составление предложений. Моделирование диалогов. Обсуждение проблемной ситуации. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
31. | Дежурство. | 1 | мыть | Повторение содержания прошлого урока. Составление рассказа о дежурстве с опорой на картинки. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
32. | Дежурство в лесной школе. | 1 | столовая | Ролевая игра «Дежурство в лесной школе». Рассматривание картинок. Моделирование диалогов. Обсуждение правильного поведения. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
III четверть – 20 часов | ||||||
33. | Дежурство по классу. Дежурство по столовой. | 1 | помыл | Игра «Живое слово». Составление рассказа о дежурстве | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
34. | Давай расскажем историю. | 1 | выстирать | Обсуждение проблемной ситуации: что скажет мама мальчика? | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
35. | Зимняя прогулка. | 1 | Чисто говорка | Разучивание чистоговорки. Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке). Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
36. | Зимняя прогулка. | 1 | Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» | Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.). Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картинок или символический план) | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
37. | У меня есть щенок! | 1 | щенок | Подбор словосочетаний. Подбор картинки («Узнай щенка».). Игра «Живое слово». Обсуждение возможного продолжения ситуаций. Прослушивание песни Ю. Чичкова «Мой щенок». | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
38. | Составление предложений по теме «У меня появился щенок!». | 1 | Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!» с опорой на картинки. Игра-соревнование «Раз вопрос, два вопрос…». Моделирование телефонного разговора. Рисование щенка (собаки). | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | ||
39. | Узнай моего питомца. | 1 | пятнистый, торчком | Рассматривание картинки. Подбор слов, которыми можно назвать щенка. Рассматривание картинок. Подбор к каждой из них слов, описывающих щенка. Составление рассказа-описания щенка с опорой на картинки как на план. Игра «Узнай моего питомца». | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
40. | Рассказ по кругу. | 1 | Рассматривание картинки. Слушание стихотворения С. Михалкова «Щенок» с опорой на серию картинок. Беседа по содержанию стихотворения. Игра «Рассказ по кругу». Обсуждение завершения ситуации со щенком. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | ||
41. | Я помогаю маме прибираться в комнате. | 1 | спасибо, пожалуйста | Слушание стихотворения А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. | Коррекция устной речи через обогащение словаря. | |
42. | Содержу одежду в чистоте. | 1 | одежда | Выполнение инструкций по заданию учителя . Составление предложений по сюжетным картинкам. Практическая деятельность по уходу за одеждой. | Коррекция устной речи через обогащение словаря. | |
43. | Обувь. | 1 | обувь | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Составление предложений – правил о хранении одежды и обуви. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
44. | Красная Шапочка. | 1 | Красная Шапочка | Прослушивание загадки. повторение первых двух строчек загадки. отгадывание загадки. чтение названия темы урока. Рассматривание картинок. Слушание сказки. Проигрывание фрагментов из сказки. Запись на звуковой носитель реплик героев. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
45. | «Красная Шапочка». | 1 | Сказка | «Звуковые загадки» (прослушивание записей, сделанных на прошлом уроке). Коллективное рассказывание сказки с использованием картинок. | Коррекция устной речи через обогащение словаря | |
46. | «Красная Шапочка». | 1 | Просмотр фрагмента мультипликационного фильма. Тренировочные упражнения в изображении героев сказки с использованием элементов костюмов. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | ||
47. | «Красная Шапочка». | 1 | инсценирование | Коллективное повторение сказки. Распределение ролей. Проигрывание сказки. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения составлять и анализировать предложения. | |
48. | Зимний праздник 23 февраля. | 1 | День защитников Отечества | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). Составление поздравлений. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
49. | Весенний праздник 8 марта | 1 | Международный женский день 8 марта | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). Составление поздравлений. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
50. | Праздники «23 февраля», «8 марта» | 1 | «23 февраля», «8 марта» | Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
51. | Я записался в кружок! | 1 | здравствуйте, пожалуйста, кружок, секция, студия | Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Выбор картинки, подходящей к предложению. Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Обсуждение продолжения ситуации. Повторение домашнего адреса, телефона. Моделирование возможных диалогов. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
52. | Я тоже занимаюсь в кружке (секции, студии)! | кружок | Беседа с опорой на личный опыт на тему «Я тоже занимаюсь в кружке (секции, студии!». Игра «Живое предложение». | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | ||
IV четверть – 16 часов | ||||||
53. | Я иду в футбольную секцию. | 1 | соревнования | Игра «Загадочная персона». Рассматривание картинок. Беседа по её содержанию. Составление рассказа о занятиях в спортивной секции с опорой на план. Проигрывание возможного диалога. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
54. | О занятиях в кружках. | 1 | занятия | Составление рассказов о занятиях в кружках с использованием плана. | Коррекция связной устной речи | |
55. | «Кот в сапогах». | 1 | сказочные герои | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
56. | «Кот в сапогах» | 1 | пересказ | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации). Просмотр мультипликационного фильма | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
57. | «Кот в сапогах» | 1 | Инсценировка | Инсценированние сказки. Обобщающая беседа | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
58. | Домашний адрес. | 1 | Адрес | Закрепление знания домашнего адреса и телефона, полного имени и фамилии. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
59. | Сутки. «Спокойной ночи!» | 1 | Игра «Дополни предложение». | Игра «Дополни предложение». Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии. Составление предложений по картинкам | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
60. | «Спокойной ночи!» | 1 | Этикет | Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией. | Коррекция мышления через упражнения в формировании умения обобщать. | |
61. | Сутки. «Доброе утро!» | 1 | Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия | Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки). Разучивание чистоговорки. | Коррекция устной речи через ответы на вопросы учителя, коррекция слухового восприятия. | |
62. | «Доброе утро!» | 1 | «Как начинается твоё утро?». | Ролевые игры по теме. Беседа на тему «Как начинается твоё утро?». Составление коротких рассказов из личного опыта. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
63. | Праздник «1 мая». | 1 | «1 мая» | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений | |
64. | Праздник «День Победы» | 1 | «День Победы» | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
65. | Праздник «День Победы». | 1 | «День Победы» | Составление поздравлений. Тренировочные упражнения определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) произнесении поздравлений с торжественной интонацией | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
66. | «Сказка о потерянном времени» | 1 | Время | Просмотр фильма «сказка о потерянном времени». | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
67. | «Сказка о потерянном времени». | 1 | Время | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки. Просмотр мультипликационного фильма. | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. | |
68. | Итоги за год. | 1 | Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. | Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа | Коррекция связной устной речи через упражнения в распространении предложений. |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
- Учебники:
- С.В. Комарова. Устная речь. 1 класс. учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. - М.: Просвещение, 2011г., 2014г.
- С.В. Комарова. Устная речь. 2 класс. учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. - М.: Просвещение, 2014г.
- С.В. Комарова. Устная речь. 3 класс. учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. - М.: Просвещение, 2013г.
- С.В. Комарова. Устная речь. 4 класс.учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. - М.: Просвещение, 2014г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
- Е.Д. Худенко, С. Н. Кремнёва. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 класс - Москва 2007год.
- Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром» Москва «Аркти» 2004 год.
Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Е. Д. Худенко «Развитие речи».
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Москва «Просвещение» 1982 год.
- Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
- Е. Д. Худенко «Практическое пособие по развитию речи» М.Руссико. 1994г.
Средства обучения:
1. технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- мультимедиапроектор; экран,
- звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;
- слайды, соответствующие содержанию обучения;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
2. цифровые образовательные ресурсы:
3. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки,
настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
портреты поэтов и писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа учебной практики профессия 100701.01 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир...
Рабочая программа учебной практики «Умники и умницы» 3 класс 2015- 2016 учебный год
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на ...
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочие программы учебных предметов (русского языка, чтения, речевой практики, математики, мира природы и человека, рисования, ручного труда) 3 В класса на 2021 – 2022 учебный год
Данные рабочие программы разработаны для обучающихся 3 В класса ОКОУ «Курская школа» на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Рабочая программа учебного предмета "Речевая практика" для первого этапа обучения (1 - 4 классы)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...