Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4
рабочая программа по чтению (2, 3, 4 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталости МКОУ «Артёмовская СОШ», реализующей ФГОС НОО.
На изучение предмета по учебному плану МКОУ «Артемовская СОШ отводится:
3 класс - 2 часа в неделю 68 часов в год
4 класс - 2 часа в неделю 68 часов в год
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МКОУ «Артёмовская СОШ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевая практика 2-4 | 48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Артемовская средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Речевая практика»
начальное общее образование
(для обучающихся легкой умственной отсталости)
Класс 2-4
Витковская Елена Борисовна
учитель начальных классов
п. Артемовский
2020 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся легкой умственной отсталости МКОУ «Артёмовская СОШ», реализующей ФГОС НОО.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение
Цель:
-развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
-ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
-помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
-улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
-способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение устной речью (в том числе и разговорной) - важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, для детей с умственной отсталостью, знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным.
Речевая практика умственно отсталых обучающихся чрезвычайна бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» по учебному плану МКОУ «Артемовская СОШ отводится:
2 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год
3 класс -2 часа в неделю, 68 часов в год
4 класс- 2 часа в неделю, , 68 часов в год
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Виды учебной деятельности |
1-2 3-4 | Добро пожаловать! | -Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы -Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). -Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. |
5-6 7-8 | Истории о лете | -Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). -Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). -Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. -Беседа «Любимые игры». -Рзучивание считалки. -Игра с правилами. |
9-10-11 | «Три поросёнка» | -Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо»). -Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). -Разучивание песенки из сказки. закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). -Инсценирование сказки. -Обобщающая беседа |
12-13 14-15 | Расскажи мне о школе | -Введение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций). -Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников. -Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, рисование по теме ситуации, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был»). |
16 | Вспоминаем любимые сказки | -Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.). -Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации). |
17-18 19-20 | Алло! Алло! | -Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. (Беседа с элементами рассказа.) - Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес обучающегося). |
21-22 23-24 | С Днём рождения! | -Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта обучающихся). -Разучивание чистоговорки. -Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения, заучивание дат рождения обучающимися. -Конструирование поздравлений и ответных реплик, в том числе реплик, сопровождающих вручение подарка. -Дифференциация поздравлений, адресованных ровеснику и взрослому. -Моделирование диалогов на основе иллюстраций. -Ролевые игры по теме ситуации. |
25-26-27 | Новогодняя сказка | -Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя). -Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно-графические схемы. -Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. -Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник |
28-29-30 | Новогодний карнавал | -Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем). -Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений). -Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. -Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» |
31-32 33-34 | Дежурство | -Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя). -Разучивание чистоговорки. -Введение в ситуацию: распределение обязанностей между дежурными в классе, в столовой, на пришкольной территории и др. (беседа по сюжетной картинке, составление предложений, обсуждение выхода из возможной проблемной ситуации). -Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие. |
35-36 37-38 | У меня есть щенок | -Введение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение», прослушивание детских песен на тему). -Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!», в том числе вопросительных предложений (игра «Раз вопрос, два вопрос»). |
39-40 41-42 | Пошли в столовую! | -Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт обучающихся, сюжетные картинки). -Составление предложений по теме ситуации (с опорой на предметные картинки, условно-графические схемы, образец, данный учителем, символические изображения). -Конструирование возможных диалогов в столовой: распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда. -Моделирование диалогов. -Ролевые игры по теме |
43-44 45-46 | «Красная Шапочка» | -Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). -Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). -Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма). -.Инсценирование сказки. |
47-48 49-50 | Я поздравляю тебя! | -Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) -Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. -Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики и моделирование и проигрывание диалогов. |
51-52 53-54 | Я записался в кружок ! | -Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. -Повторение личных данных обучающихся, необходимых при записи в кружок (фамилия, имя и отчество, дата рождения, домашний адрес). -Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником, желающим записаться. -Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой на иллюстрации, игра «Живое предложение» и др.). Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях |
55-56 57-58 | Вспоминаем любимые сказки | -Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации). -Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). Инсценирование сказки |
59-60 61-62 | Поклонимся памяти Героев | -Введение в ситуацию (рассказ учителя, прослушивание песен Великой Отечественной войны, беседа с опорой на иллюстрацию). -Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления |
63-64 65-66 67-68 | Скоро лето! | -Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). -Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). -Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Виды учебной деятельности |
1-2 3-4 | Снова в школу! | -Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). -Актуализация правил приветствия (конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов). -Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений и др.). -Начало составления памятки «Секреты вежливого общения». |
5-6 7-8 | Мы собрались поиграть! | -Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик; тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта). -Актуализация опыта обучающихся в участии в играх с правилами (беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору обучающихся). -Разучивание считалок. -Составление «Копилки игр». -Подготовка и составление рассказов по теме ситуации |
9-10 11-12 | В библиотеке | -Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). -Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке. -Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. -Экскурсия в школьную библиотеку. -Ролевая игра «В библиотеке». -Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке. -Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». |
13-14 15 | На приеме у врача | -Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приёме у врача. -Конструирование возможных диалогов в регистратуре. -Конструирование возможных диалогов с врачом. -Ролевая игра «На приёме у врача». -Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». |
16-17 18 | «Лисичка со скалочкой» | -Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). -Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). -Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки |
19-20 21-22 | Сказки про Машу | -Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). -Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). -Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). -Инсценирование сказки |
23-24 25-26 | Отправляюсь в магазин | -Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). -Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). -Актуализация имеющихся знаний о покупках в супермаркете (работа с предметными картинками: отдел—товар). -Конструирование возможных диалогов с продавцом. -Ролевая игра «В магазине». |
27-28 29-30 | Телефонный разговор | -Актуализация имеющихся знаний по теме. -Составление «Правил общения по телефону». -Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон». -Чтение фрагментов сказки по ролям. -Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия, благодарности, прощания. -Ролевые игры «Телефонный разговор». |
31-32 | Новогодние поздравления | -Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы. -Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. -Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник |
33-34 35-36 | Я - зритель | -Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме. -Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы). -Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. |
37-38 39-40 | Какая сегодня погода? | -Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). -Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени. -Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. |
41-42 43-44 | Снегурочка | -Знакомство со сказкой (прослушивание сказки с опорой на иллюстрации).---Инсценирование сказки |
45-46 47-48 | Весенние поздравления | -Составление поздравлений. -Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. -Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. -Создание поздравительных открыток. -Подпись адресата открытки |
49-50 51-52 | Готовим подарок к празднику | -Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт). -Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля и 8 Марта: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка, работа в парах или мини-группах. -Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов |
53-54 55-56 | Веселый праздник | -Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). -Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. -Ролевая игра «Приём гостей». -Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. |
57-58 59-60 | Учимся понимать язык животных | -Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). -Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). -Выполнение и представление творческих работ классу. -Составление правил ухода за домашними животными. |
61-62 63-64 | Поздравляем с Днем Победы! | -Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. -Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!». -Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). -Поздравление с праздником |
65-66 67-68 | Узнай меня | -Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). -Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). -Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Виды учебной деятельности |
1-2 3-4 | Делимся новостями | -Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. -Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». |
5-6 7-8 | Выбираю книгу | -Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). -Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. |
9-10 11-12 | «Подскажите, пожалуйста!» | -Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. -Ролевые игры по теме ситуации. |
13-14 15 | Я - пассажир | -Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. -Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. |
16-17 18 | Петушок-Золотой Гребешок | -Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). -Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). -Закрепление содержания сказки |
19-20 21-22 | Сочиняем сказку | -Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. -Иллюстрирование сказки согласно замыслу. |
23-24 25-26 | У телевизора | Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). -Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. -Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. |
27-28 29 | Лисичка-сестричка | -Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др |
30-31 32 | Новогодние истории | -Обсуждение замысла истории. -Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. -Иллюстрирование истории согласно замыслу. |
33-34 35-36 | Знаки-помощники | -Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. |
37-38 39-40 | В гостях у леса | -Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). -Составление «Правил вежливого поведения в лесу». |
41-42 43-44 | Задушевный разговор | -Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. -Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. |
45-46 47-48 | Приглашение | -Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. -Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. -Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. |
49-50 51-52 | Поздравляю! | -Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. -Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. |
53-54 55-56 | Жду письма | -Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). -Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. -Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. |
57-58 59-60 | «Извините меня» | -Ролевые игры по теме ситуации. |
61-62 63-64 | Поздравительная открытка | -Рисование праздничных открыток. -Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). -Подписывание открыток поздравлениями. |
65-66 67-68 | -Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков. |
Материально-техническое обеспечение
-Иллюстрации, таблицы
-Трафареты;
-Учебные модели;
-DVD-фильмы;
-Раздаточные карточки;
- Проектор;
-Мультимедийные образовательные программы
-Компьютер.
-Раздаточный материал
- Таблицы
-Схемы
- Картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» начальное общее образование (Spotlight) 2-4 классы.
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...
Рабочая программа учебного предмета" Музыка" для начального общего образования с1-4 классы
МузыкаЕ.Д.Критская, Г.П.СергееваТ. С., Шмагина, М.УМК «Школа России»Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Уровень начального общего образования 2020-2024гг
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» начальное общее образование...