Индивидуальная программы по учебному курсу "Математические представления"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Индивидуальая рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Математические предствления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
- Общая характеристика предмета
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
- Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ КШ № 7 предмет «Математические представления» изучается в 1 классе по 1 часа в неделю (33 ч в год).
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на предмете;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука в руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога;
- называет (показывает) конструкцию;
- сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида);
- ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы);
- конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида»;
- показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: кидай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т.д.;
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям);
- использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета);
- складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор;
-переносит с одного места на другое разных предметов;
-поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу);
- перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.;
- ориентируется в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя;
- соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем —последовательно пересчитывает количество предметов);
- выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.);
- участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик;
- наблюдает за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), называет погодные явления используя невербальные и вербальные средства общения;
- изображает погодные явления с помощью имитационных действий: холодно сжимается и хмурится; тепло — улыбается, потягивается вверх и раскрывает руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитирует движениями пальцев рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.;
- рассматривает картинки о временах года, о погодных явлениях.
V.Содержание учебного предмета
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Представления о величине
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Сравнение предметов по длине. Сравнение предметов по ширине. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по весу. Сравнение предметов по толщине. Сравнение предметов по глубине
Представления о форме
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур. Сборка геометрической фигуры из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры по точкам. Рисование геометрической фигуры.
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
VI. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Деятельность обучающихся |
1 | Пространственные представления. | - фиксирует взгляд на предмете; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране компьютера; - понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения); - использование по назначению учебных материалов: бумаги, цветной, бумаги, пластилина; - выполняет действие способом рука в руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога; - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога; - называет (показывает) конструкцию; - сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида); - ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы); - конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида»; - показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: кидай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т.д.; - играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям); - использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета); - играет в игры: «Что катится, что не катится?»; - складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор; -переносит с одного места на другое разных предметов; -поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу); - перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.; - ориентируется в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя; - соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем —последовательно пересчитывает количество предметов); - выбирает предметы из множеств; - играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.); - участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик; - наблюдает за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), называет погодные явления используя невербальные и вербальные средства общения; - изображает погодные явления с помощью имитационных действий: холодно сжимается и хмурится; тепло — улыбается, потягивается вверх и раскрывает руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитирует движениями пальцев рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.; - рассматривает картинки о временах года, о погодных явлениях. | |
2 | Представления о величине. |
| |
3 3 | Представления о форме. | ||
4 | Количественные представления. | ||
5 | Временные представления. |
|
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математические представления»
№п/п | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | |
Личностные | Предметные | |||||
I четверть | ||||||
Пространственные представления | ||||||
1. | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе. | Комбинированный | 1 | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение к окружающим | Ориентироваться в пространственном расположении частей тела. | |
2. | Определение месторасположения предметов в пространстве. | Комбинированный | 1 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Определять месторасположение предметов в пространстве | |
3. | Перемещение в пространстве в заданном направлении. | Комбинированный | 1 | Организовывать рабочее место | Перемещаться в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад и др. | |
4. | Ориентация на плоскости: вверх, внизу. | Комбинированный | 1 | Организовывать рабочее место | Ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре) и др. | |
5. | Составление предмета (изображения) из нескольких частей. | Комбинированный | 1 | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Составлять предметы (изображения) из нескольких частей. | |
6-7 | Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. | Комбинированный | 2 | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Составлять ряд из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. | |
8-9 | Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед и др. | Комбинированный | 2 | Следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед и др. | |
IV четверть Представления о величине | ||||||
10. | Различение однородных предметов по величине. | Комбинированный | 1 | Следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Различать однородные предметов по величине. | |
111. | Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. | Комбинированный | 1 | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Определять величину предмета | |
112 | Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). | Комбинированный | 1 | Выполняет инструкцию учителя | Составлять упорядоченный ряд по убыванию (по возрастанию). | |
113 | Сравнение предметов по длине. | Комбинированный | 1 | Выполняет инструкцию учителя | Сравнивать предметы по длине. | |
114 | Сравнение предметов по ширине. | Комбинированный | 1 | Выполняет инструкцию учителя | Сравнивать предметы по ширине. | |
115 | Сравнение предметов по высоте. | Комбинированный | 1 | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Сравнивать предметы по высоте. | |
116 | Сравнение предметов по весу. | Комбинированный | 1 | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Сравнивать предметы по весу. | |
117 | Закрепление изученного | Проверка и оценка знаний | 1 | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Самостоятельно выполнять задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа по учебному предмету «Математические представления»
Данная индивидуальная программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умеренной и тяжелой умственной...
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...
Индивидуальная программа по учебному курсу "Окружающий природный мир"
Индивидуальная рабочая рограмма ученика 1 класса по учебному курсу Окружающий природный мир...
Индивидуальная программа по учебному курсу "Речь и альтернативные коммуникации"
Индивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Речь и альтернативные коммуникации...
Дефектологическое представление на учащегося. Индивидуальная программа сопровождения.
Дефектологическое представление на учащегося. Индивидуальная программа сопровождения....