Индивидуальная программа по учебному курсу "Окружающий природный мир"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Индивидуальная рабочая рограмма ученика 1 класса по учебному курсу Окружающий природный мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной образовательная программой МКОУ КШ № 7, принятой Педагогическим советом ОО. Протокол №1 от 31.08.2016 г.
- Положением о рабочей программе МКОУ КШ № 7
Коррекционно-образовательная область «Язык и речевая практика» представлена в «Программе» учебным предметом «Окружающий природный мир».
Важным аспектом обучения является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
- формирование временных представлений,
- формирование представлений о растительном и животном мире.
Характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у обучающихся происходит по принципу «от частного к общему».
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении живому миру обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими предметными знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.
Знания по программе «Окружающий природный мир» необходимо реализовывать на уроках устной речи, математики, чтения, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
На уроках по предмету «Окружающий природный мир» используют пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия, урок-игра.
Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий природный мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся урокам-экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов
Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения
Предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 часов, 1 часа в неделю, 33 учебные недели.
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Личностные и предметные результаты усвоения учебного предмета
Личностными результатами освоения предмета обучающихся являются:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
- элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт). Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. | Правильно называть изученные объекты. Различать объекты живой и неживой природы. Дифференциация имени и фамилии. Называние своего пола. Осознанное восприятие своей внешности. Узнавание голоса учителя, других детей, родителей, воспитателей. Называние имени и отчества родителей, учителей и воспитателей. Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции. |
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД | Учебные действия и умения. | Виды заданий на уроке. | Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить) |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока. | Наглядные - практические. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. | «Найди свою парту» «Покажи свое рабочее место» |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические. Игры. Пиктограммы. | «Посмотри на меня» «Найди на парте» «Повтори за мной» Ритмические движение вместе с педагогом. (физкультминутки, динамические паузы) «Знакомство с книгой» «Найди в пенале» «Что лишнее?» Игра «можно-нельзя» «Прописи» |
- умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого; | |||
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||
3. Формирование умения выполнять задание: | - в течение определенного периода времени, | Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. Дидактические игры. Пиктограммы. | «Кто внимателен» «Выбери правильный ответ» «Отгадывание загадок», «Раскрась», «Построй домик», «Раскрась по шаблону» |
- от начала до конца, | |||
- с заданными качественными параметрами. | |||
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | -Умение следовать инструкции педагога. | Устные. Наглядные. Творческие. Жестовые игры. Ритмические упр. | Пиктограмма, «Найди тетрадь» «Передай мяч». |
Содержание учебного предмета
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:
- Сезонные изменения в природе
- Сезонные изменения в неживой природе;
- Растения и животные в разное время года;
- Одежда людей, игры детей в разное время года.
- Объекты неживой природы
- Живая природа
- Растения;
- Животные.
№ п/п | Изучаемый раздел | Содержание раздела |
1 | «Временные представления» | Представление о частях суток. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь). |
2 | «Объекты неживой природы» | Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление о значении объектов природы в жизни человека. |
3 | «Ратительный мир» | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. |
«Животный мир» | Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Ожидаемый результат | Словарь, базовые понятия | Дата |
III четверть | |||||
1 | Фрукты. Яблоко. | 1 | Называть, показывать и выбирать из множества фруктов яблоко. Сравнивать вкус, форму, размер с другими | Яблоко красное, зеленое, желтое, ароматное, вкусное | |
2 | Фрукты. Банан. | 1 | Называть, показывать и выбирать из множества фруктов банан. Сравнивать вкус, форму, размер с другими | Банан, вкусный, сладкий, мягкий, длинный | |
3 | Фрукты. Лимон | 1 | Называть, показывать и выбирать из множества фруктов лимон. Сравнивать вкус, форму, размер с другими | Кислый, лимон, желтый, запашистый | |
4 | Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет. | 1 | Сравнивать разные фрукты между собой, отличать друг от друга | Слаще, вкуснее, кислый, продолговатый, круглый | |
5 | Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | Называть, показывать и выбирать из множества овощей морковь. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами. | Морковь, оранжевый цвет | |
6 | Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | Называть, показывать и выбирать из множества овощей картофель. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами. | Катофель, коричневый, желтый цвет, белая серединка, вареное и сырое | |
7 | Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | Называть, показывать и выбирать из множества овощей помидор и огурец. Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами. | Огурец и помидор, зеленый цвет, форма шара, продолговатая форма | |
8 | Овощи и фрукты. Дифференциация. Отличие. | 1 | Находить сходство и отличие между овощами и фруктами, выбирать из общего количества овощи и фрукты | На деревьях, на грядках, садить выращивать | |
9 – 10 | Сад и фрукты в нем. Апельсин, груша, слива. | 2 | Узнавать и называть сад среди других картинок, показывать фрукты, растущие в саду | Апельсин, груша, слива | |
IV четверть | |||||
11 | Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки | 1 | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет | Молоко, трава, | |
12 | Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки. | 1 | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет | Пятачок, хвост-крючок. | |
13 | Домашние животные. Кошка. Внешний вид, основные признаки. | 1 | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет | Коготки, усы, хвостик, шерстка | |
14 | Домашние животные. Собака. Внешний вид, основные признаки. | 1 | Знание строения животного | Лапы, зубы, хвост, туловище | |
15 | Дикие животные Волк. Внешний вид, основные признаки | 1 | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет | Детёныши, место жительства | |
16 | Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки. | 1 | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет | Мордочка , пушистый хвост | |
17 | Различение и узнавание волка и лисы. | 1 | Уметь различать и узнавать волка и лису | Различие и сходство |
Учебно-методическое обеспечение
- Наглядный учебный материал:
- Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала,
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
- мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений,
- сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы
- Предметные рисунки.
- Сюжетные картинки.
- Опоры – схемы графического обозначения слов, предложений.
Дидактический материал
- Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС,
- 2006. – 38с
- Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС,
- 2006. – 38с.
- Комплекты заданий на развитие психических процессов.
- Комплект «Загадки – отгадки».
- Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Учебные пособия:
- Матвеева Н. Б.Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека. 1 класс: учеб. в 2-х частях - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы- М. : Просвещение, 2017.
- Матвеева Н. Б., Попова М.А - Мир природы и человека. 1 класс: рабочая тетрадь - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы- М. : Просвещение, 2017.
Дополнительная литература:
- Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум,
- Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
- Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение
Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...
Индивидуальная программа по учебному предмету «Математические представления»
Данная индивидуальная программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умеренной и тяжелой умственной...
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА С УМСТВЕНННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ...
Индивидуальная программы по учебному курсу "Математические представления"
Индивидуальая рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Математические предствления...
Индивидуальная программа по учебному курсу "Речь и альтернативные коммуникации"
Индивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Речь и альтернативные коммуникации...