Индивидуальная программа по учебному курсу "Речь и альтернативные коммуникации"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Королева Ирина Циньевна

Индивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Речь и альтернативные коммуникации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.doc340.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений о речи.

          Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

       Общая характеристика коррекционного курса:                                                               

          У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение)  могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

             

           Коррекционный курс включает следующие разделы:

  1. Коммуникация:
  1. Коммуникация с использованием вербальных средств
  2. Коммуникация с использованием невербальных средств
  1. Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации:
  1. Импрессивная речь
  2. Экспрессивная речь
  1. Чтение и письмо
  1. Предпосылки к осмысленному чтению и письму
  2. Начальные навыки чтения и письма

  1. Коммуникация с использованием вербальных средств:
  • Установление зрительного контакта с собеседником
  • Реагирование на собственное имя.
  • Приветствие собеседника звуком (словом).
  • Привлечение к себе внимания звуком (словом).
  • Выражение своих желаний звуком (словом).
  • Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
  • Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
  • Выражение благодарности звуком (словом).
  • Прощание с собеседником звуком (словом).
  1. Коммуникация с использованием невербальных средств:
  • Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
  • Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);  приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
  • Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).      

2.1.  Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

  • Реагирование на собственное имя.
  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
  • Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
  • Понимание простых предложений.
  • Понимание сложных предложений.
  • Понимание содержания текста.
  1. Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить  предложения, связные высказывания)
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.
  • Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
  • Называние собственного имени.
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
  •         Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
  • Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
  • Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
  1. Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
  • Узнавание (различение) образов графем (букв).
  • Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
  1. Начальные навыки чтения и письма:
  • Узнавание звука в слоге.
  • Соотнесение звука с буквой.
  • Узнавание графического изображения буквы в слоге.
  • Называние буквы.
  • Чтение  простого  (гласного) слога.
  • Написание буквы.

           Описание места коррекционного курса в учебном плане:                                                                    

В соответствии с учебным планом МКОУ КШ № 7 программа коррекционного курса рассчитана на реализацию в течение 33 учебных недель (из них – 3 диагностических занятия в начале, середине, конце года) в объёме 2 занятия в неделю (всего - 66). Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 25 минут.

Личностные и предметные результаты освоения программы коррекционного курса

  1. Предметные результаты:
  •  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
  • Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.

2. Личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.       

Формирование базовых учебных действий

Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса                                        «Альтернативная коммуникация»  и включает следующие задачи:

  • Подготовка обучающегося к эмоциональному, ко_м_му_ни_ка_ти_вному взаимодействию с педагогом.
  • Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
  • Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.                                                                                                               

Система оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения программы коррекционного курса и формирования сферы жизненной компетенции  

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Показатели  оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения коррекционного курса:

  • не выполняет задания (-)
  • выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
  • выполняет задание с частичной физической  помощью педагога (п)
  • выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
  • выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
  • выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
  • выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

            Показатели формирования сферы жизненной компетенции   обучающегося:

  • Умение обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
  • Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
  • Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
  • Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.        

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

   1

Установление зрительного контакта с взрослым.

Реагирование на собственное имя.

  1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  2. Артикуляционное упражнение «Заборчик»
  3. Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?»  и.др..
  4. Игра «Знакомство». Называние имён

2

Культура общения: приветствие, прощание

1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

2. Артикуляционное упражнение «Заборчик»

3. Динамическое упражнение  «Сорока-сорока»

4. Приветствие, прощание с  собеседником жестом, звуком (словом).

3

Умение просить о помощи.

Выражение благодарности.

1.Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

2. Артикуляционное упражнение «Заборчик»

3. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»  

4. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова).

5. Игра «Спасибо».

4

Звучащие предметы

  1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  2. Артикуляционное упражнение «Окошко»
  3. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»
  4.  Игры на выполнение практических  инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом;  выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом
  5. Игра на развитие слухового внимания «На чем играю»

5

Я вижу, я слышу

  1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  2. Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка»
  3. Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами

4.   Задания на выполнение практические  инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения)

5. Игровые упражнения, имитирующие природные явления:   «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу)

6

Эмоции

  1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  2. Артикуляционное упражнение «Заборчика», «Улыбочка»
  3. Игра «Соберем бусы»
  4. Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм.

7

Пойми меня

  1. Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку»
  2. Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка»
  3. Пальчиковая гимнастика «Грибок»
  4. Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний)

8

Представление о цвете

  1. Упражнение на развитие дыхания «Листопад»
  2. Артикуляционное упражнение  «Улыбочка», «Покажем язычок»
  3. Пальчиковая гимнастика «Семья»
  4. Знакомство с цветом. Называние цвета. Нахождение нужного цвета по заданию учителя.

9

Представление о форме

1.        Упражнение на развитие дыхания «Бабочка летает»

2.        Артикуляционное упражнение  «Улыбочка», «Лопатка»

3.        Пальчиковая гимнастика «Семья»

4.        Знакомство с формой. Нахождение нужной формы по заданию учителя.

5.Штриховка геометрических фигур

10

Составление композиций из деталей одного цвета.

  1. Упражнение на развитие дыхания «Пушок»
  2. Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик».
  3. Пальчиковая гимнастика «Семья»
  4. Работа с блоками Дьеныша: дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета, выполнение  заданий по инструкции.

11

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета.

  1. Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик»
  2. Артикуляционное упражнение  «Улыбочка», «Хоботок», «Лопатка»
  3. Игра-шнуровка «Ленточки»
  4. Собирание конструктора, мозаики по образцу. Называние основных цветов.

12

Звуки вокруг нас

  1. Упражнение на развитие дыхания «Снежинка»
  2. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
  3. Определение различных звуков окружающей действительность, их называние (использование пиктограмм).  Соотнесение звуков с реальным объектом.
  4. Рисование по точкам.

13

Как говорят животные.

  1. Упражнение на развитие дыхания «Вертушка»
  2. Артикуляционное упражнение «Бублик»
  3. Игра-шнуровка «Разноцветные ленточки»
  4. Рассматривание изображений животных. Ответы на вопросы, как
  5. говорят животные. Обобщающее понятие животные (картинка-символ).

14

Слушание сказки «Теремок».

  1. Упражнение на развитие дыхания «Пушинки»
  2. Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье»
  3. Прослушивание сказки «Теремок» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

15

Слушание сказки "Колобок".

  1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
  2. Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок»
  3. Прослушивание сказки «Колобок». Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

16

Слушание сказки "Репка"

1.        Упражнение на развитие дыхания «Пушинки»

2.        Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье»

3.        Прослушивание сказки «Репка» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

17

Слушание сказки "Маша и медведь"

1.Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит»

  1. Артикуляционное упражнение «Грибок»
  2. Пальчиковая гимнастика «Семья»
  3. Слушание сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций. Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Учебно-методический комплект

1.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Москва, Гуманитарный издательский центр 2007 г.

3.

Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при ДЦП. СПб.,1977 г.

Материально-техническое обеспечение программы 

Настенное зеркало для логопедических занятий                            

1шт.  

Зеркала для индивидуальной работы                                              

2 шт.  

Логопедические шпателя    

2 шт.  

Напольная переносная магнитная доска                                            

1 шт.  

Мольберт                                                                                              

1 шт.  

Ноутбук                                                                                                

1 шт.  

Разрезная азбука настенная                                                                

1 шт.  

 Фланелеграф                                                                                      

1 шт.  

Дидактический материал

Массажные мячи                                                                                                                                        

Наборы картинок по различным лексическим темам.                                                                              

Наборы карточек-пиктограмм

Наборы картинок для автоматизации и дифференциации   звуков.                                                            

Комплекты развивающих  игр по развитию  мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.                                                                                                                                                          

Игры на развитие мелкой моторики

Наборы кубиков разной сложности

Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.

Логические блоки Дьнеша

Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.

Магнитные лабиринты «Корова», «Лев»

Чудесный мешочек; тактильные наборы к нему

Детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.

Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы,  прищепки, игрушки и т.д.

Игры на развитие фонематических процессов: «Домики для звуков», «Весёлые  звуки», «Узор из слов», фонетическое лото «Звонкий — глухой»                                                                                                                    

Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»  и т.д.  

Наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.).  

Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя       речи: «С какого дерева лист», «В мире звуков»,  «Кто как голос подаёт?» ,                                                                                                                                                                      «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное»   и др.                                                                                                                            

Наглядный материал для развития связной речи:  сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов

Наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда»  и т.д.                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа для коррекционных школ по ФГОС УО по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс

РП по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1.  Развивать речь как средство общения в контексте познани...

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речи и альтернативная коммуникация" . Коммуникативное взаимодействие по теме "Домашние животные". Класс 4 (вариант2) "Особый ребе...