Индивидуальная программа по учебному курсу "Речь и альтернативные коммуникации"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Индивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Речь и альтернативные коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.doc | 340.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений о речи.
Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Общая характеристика коррекционного курса:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
- Коммуникация:
- Коммуникация с использованием вербальных средств
- Коммуникация с использованием невербальных средств
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
- Импрессивная речь
- Экспрессивная речь
- Чтение и письмо
- Предпосылки к осмысленному чтению и письму
- Начальные навыки чтения и письма
- Коммуникация с использованием вербальных средств:
- Установление зрительного контакта с собеседником
- Реагирование на собственное имя.
- Приветствие собеседника звуком (словом).
- Привлечение к себе внимания звуком (словом).
- Выражение своих желаний звуком (словом).
- Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
- Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
- Выражение благодарности звуком (словом).
- Прощание с собеседником звуком (словом).
- Коммуникация с использованием невербальных средств:
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
- Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
2.1. Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
- Реагирование на собственное имя.
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
- Понимание простых предложений.
- Понимание сложных предложений.
- Понимание содержания текста.
- Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
- Называние собственного имени.
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
- Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
- Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
- Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
- Узнавание (различение) образов графем (букв).
- Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
- Начальные навыки чтения и письма:
- Узнавание звука в слоге.
- Соотнесение звука с буквой.
- Узнавание графического изображения буквы в слоге.
- Называние буквы.
- Чтение простого (гласного) слога.
- Написание буквы.
Описание места коррекционного курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МКОУ КШ № 7 программа коррекционного курса рассчитана на реализацию в течение 33 учебных недель (из них – 3 диагностических занятия в начале, середине, конце года) в объёме 2 занятия в неделю (всего - 66). Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 25 минут.
Личностные и предметные результаты освоения программы коррекционного курса
- Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
- Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
2. Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и включает следующие задачи:
- Подготовка обучающегося к эмоциональному, ко_м_му_ни_ка_ти_вному взаимодействию с педагогом.
- Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
- Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.
Система оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения программы коррекционного курса и формирования сферы жизненной компетенции
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения коррекционного курса:
- не выполняет задания (-)
- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
- выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)
- выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)
Показатели формирования сферы жизненной компетенции обучающегося:
- Умение обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
- Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
1 | Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. |
| |
2 | Культура общения: приветствие, прощание | 1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» 3. Динамическое упражнение «Сорока-сорока» 4. Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом). | |
3 | Умение просить о помощи. Выражение благодарности. | 1.Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» 3. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» 4. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова). 5. Игра «Спасибо». | |
4 | Звучащие предметы |
| |
5 | Я вижу, я слышу |
4. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения) 5. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу) | |
6 | Эмоции |
| |
7 | Пойми меня |
| |
8 | Представление о цвете |
| |
9 | Представление о форме | 1. Упражнение на развитие дыхания «Бабочка летает» 2. Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Лопатка» 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Знакомство с формой. Нахождение нужной формы по заданию учителя. 5.Штриховка геометрических фигур | |
10 | Составление композиций из деталей одного цвета. |
| |
11 | Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета. |
| |
12 | Звуки вокруг нас |
| |
13 | Как говорят животные. |
| |
14 | Слушание сказки «Теремок». |
| |
15 | Слушание сказки "Колобок". |
| |
16 | Слушание сказки "Репка" | 1. Упражнение на развитие дыхания «Пушинки» 2. Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье» 3. Прослушивание сказки «Репка» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | |
17 | Слушание сказки "Маша и медведь" | 1.Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит»
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Учебно-методический комплект | |||
1. | Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ||
2. | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Москва, Гуманитарный издательский центр 2007 г. | ||
3. | Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при ДЦП. СПб.,1977 г. | ||
Материально-техническое обеспечение программы | |||
Настенное зеркало для логопедических занятий | 1шт. | ||
Зеркала для индивидуальной работы | 2 шт. | ||
Логопедические шпателя | 2 шт. | ||
Напольная переносная магнитная доска | 1 шт. | ||
Мольберт | 1 шт. | ||
Ноутбук | 1 шт. | ||
Разрезная азбука настенная | 1 шт. | ||
Фланелеграф | 1 шт. | ||
Дидактический материал | |||
Массажные мячи | |||
Наборы картинок по различным лексическим темам. | |||
Наборы карточек-пиктограмм | |||
Наборы картинок для автоматизации и дифференциации звуков. | |||
Комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др. | |||
Игры на развитие мелкой моторики | |||
Наборы кубиков разной сложности | |||
Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др. | |||
Логические блоки Дьнеша | |||
Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др. | |||
Магнитные лабиринты «Корова», «Лев» | |||
Чудесный мешочек; тактильные наборы к нему | |||
Детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др. | |||
Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д. | |||
Игры на развитие фонематических процессов: «Домики для звуков», «Весёлые звуки», «Узор из слов», фонетическое лото «Звонкий — глухой» | |||
Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии» и т.д. | |||
Наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.). | |||
Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «В мире звуков», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др. | |||
Наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов | |||
Наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда» и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа для коррекционных школ по ФГОС УО по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...
Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс
РП по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...
Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1. Развивать речь как средство общения в контексте познани...
Конспект индивидуального занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».
Конспект индивидуального занятия по предмету "Речи и альтернативная коммуникация" . Коммуникативное взаимодействие по теме "Домашние животные". Класс 4 (вариант2) "Особый ребе...