Конспекты коррекционно-развивающих занятий учителя дефектолога
план-конспект
Конспект дефектологического занятия. Математика. 5кл. Округление чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика. 5кл. Округление чисел. АООП ЗПР | 31.59 КБ |
Развитие речи и воображения. 1кл. АООП ЗПР | 163.53 КБ |
Развитие речи.2кл.АООП УО | 37.5 КБ |
Развитие творческих способностей. С применением арттехнологий. 1 кл. | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Для урока (карточки для заполнения детьми, в соответствии с индивидуальным подходом)
Округлите до сотен числа: | Округлите до сотен числа: | Округлите до сотен числа: |
|
| |
Округлите до сотен числа: | Округлите до сотен числа: | Округлите до сотен числа: |
Округлите до сотен числа: | Округлите до сотен числа: |
Округли числа до сотен 218 880 650 647 457 776 Реши примеры: 225-25= 120+140- 775-310= 67-47= | Округли числа до сотен 128 380 460 657 437 766 Реши примеры: 125-25= 100+100- 785-200= 667-447= | Округли числа до сотен 218 880 650 647 457 776 Реши примеры: 225-25= 120+140- 775-310= 67-447= |
|
| |
Округли числа до сотен 218 880 650 647 457 776 Реши примеры: 225-25= 120+140- 75-30= 67-47= | Округли числа до сотен 218 880 650 647 457 776 Реши примеры: 25-25= 20+40- 75-30= 67-47= | Округли числа до сотен 218 880 650 647 457 776 Реши примеры: 7+8= 9+8= 10+10= 6+5= 7+5= |
Округли числа до сотен 218 880 650 647 457 776 Реши примеры: 7+8= 9+8= 10+10= 6+5= 7+5= | Округли числа до сотен 128 380 460 657 437 766 Реши примеры: 125-25= 100+100- 785-200= 667-447= |
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Чтобы число округлить до сотен, надо помнить, что:
- если в разряде десятков стоит цифра меньше 5 (1, 2, 3, 4), то цифры единиц и десятков заменяют нулями (443 ≈ 400; 637 ≈ 600);
- если в разряде десятков стоит цифра 5 или больше 5 (6, 7, 8, 9), то цифры единиц и десятков заменяют нулями, а число сотен увеличивают на 1 (481 ≈ 500; 352 ≈ 400).
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по коррекционному курсу: «Дефектологические занятия».
Тема: Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».
Цели:
Содержательная: закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения, речи и планомерного выполнения задания.
Деятельностная: развитие умений выявлять причины затруднений и находить способы их преодоления в процессе создания книжки-самоделки , составления рассказа по сюжетным и предметным картинкам .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать навыки проектной деятельности, через создание и оформление книжки-самоделки;
- закреплять представления о времени года -зима, через игру « Зимние слова»;
- формировать умение составлять рассказы с последовательно развивающимся действием, через составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам по теме.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию творческого мышления, через оформление книжки-самоделки;
развивать воображение , через игру «Составь рассказ. Зимние истории»;
- развивать мелкую моторику рук, работу с бумагой и картинками;
- стимулировать активную познавательную деятельность и формировать самостоятельного мышления через игру «Блиц-опрос», упражнение «Что мы знаем о зиме».
Коррекционно-воспитательные:
- формировать адекватную самооценку, через «Рейтинг оценивания»;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предметные результаты | Личностные результаты (УУД) |
уметь составлять небольшие рассказы по заданной заранее лексической теме; уметь следовать алгоритму действий и плану; уметь выступать с презентацией результата своего труда перед одноклассниками | уметь самостоятельно и с помощью учителя проявлять интерес к своей деятельности; уметь активно включаться в общеполезную социальную деятельность; положительно относиться к совместной деятельности в группе класса; проявлять заинтересованность к организации взаимодействия с окружающими (одноклассниками, учителем) |
Тип занятия: занятие рефлексии
Методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстрированный, практический, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии ; контроля и самоконтроля.
Оборудование: компьютер, проектор, технологическая карта, презентация.
Ход занятия:
Структурный этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение к коррекционной деятельности) | Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем занятие, мы подготовимся. Кто мне скажет какое время года сейчас? Правильно! Что мы знаем о зиме? Отлично! Игра «Зимние слова». Сейчас ребята мы поиграем в игру. Я буду произносить разные слова и когда вы услышите слово связанное с зимой, хлопните в ладоши. Давайте по тренируемся. Приготовьте ладоши. Я говорю: дождь, жара, цветы, снег. ( в случае затруднений учитель повторяет инструкцию еще раз и показывает правильность выполнения действий). | Ученики приветствуют учителя, садятся на свои места. Слушают учителя. Ответы обучающихся. Обучающиеся слушают учителя. Выполняют действия по подражанию учителя. Обучающиеся хлопают в ладоши после слова «снег» . Дети хлопают в ладоши после услышанного слова на тему «Зима». |
Актуализации и фиксация затруднений | Игра «Блиц-опрос». (Вопросы включают проверку знаний о особенностях времени года зима). Ребята! Переходим к «Блиц-опросу»! Вам нужно не подглядывая взять из мешочка один листочек с вопросом. По очереди, начиная с первой парты. (Учитель указывает на ученика). Пожалуйста, выбирай вопрос. Учитель дает команду «Минута пошла». Учитель просит поднять руку, того кто готов ответить.
Отлично ребята! Вы очень хорошо и быстро отвечаете! Это прекрасный результата! Создание проблемной ситуации. Дорогие ребята, напоминаю, к нашему занятию дома, совместно с родителями вы изготавливали заготовку для нашей будущей книжки-самоделки. Поднимите руку, кто подготовил заготовку книжки-самоделки? Молодцы! Ребята, вы так много знаете о зиме, а у маленьких детей, первоклассников, знаний о зиме недостаточно. Давайте сделаем для них подарок, книжки, в которых каждый из вас составит рассказ о зиме. | Каждый ученик берет вопрос из мешочка. Садится и ждет, когда учитель скажет прочитать вопрос. (даст команду «Начинаем»!) После команды учителя, обдумывают ответы. Минуту обдумывают ответ, самостоятельно. Обучающийся зачитывает свой вопрос и дает свой вариант ответа. Отвечает каждый обучающийся ( в случае затруднений, происходит обсуждение в группе). Обучающиеся поднимают руку, подтверждают готовность ответить на вопрос. После ответа обучающегося , обсуждение в группе ( уточнение, другие варианты, подтверждение правильности рассуждений). Обучающиеся поднимают руку и отвечают на вопросы. Обучающиеся рассуждают, дают свои варианты ответов на каждый уточняющий вопрос учителя. Отвечают на вопросы , рассказывают, о чем будет в книжке-самоделке. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Упражнение « Что мы знаем?» Ребята, что мы знаем с вами о зиме? : 1. о природе зимой, 2.о признаках зимы, 3. о животных и птицах зимой; 4. о зимних забавах детей и взрослых. (учитель задает наводящие вопросы по необходимости) Посмотрите на доску ( на доске отображается слайд с названием книжки самоделки « Зимние истории) Ребята! Ваша книга должна рассказать о зиме. Смотрим на доску. Вспомним как составляется рассказ. Для того, чтобы составить рассказ каждому из вас нужно подумать и решить , что вы хотели бы рассказать в своей книжке о зиме. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся смотрят на доску. Обучающиеся смотрят на классную доску и читают вместе с учителем план составления рассказа. Обучающиеся предлагают самостоятельно свои варианты развития сюжета истории книги. |
Реализация построенного проекта | Отлично ребята! Мы готовы приступить к оформлению книжек. Что нам потребуется для оформления книжки-самоделки? Проверка готовности рабочего места. На парте у вас лежит: клей-карандаш, салфетка для рук, доска для , заготовка. У всех есть необходимые материалы. Тогда прошу внимание на доску. | Ученики садятся на свои места. Слушают учителя. Ответы детей. Обсуждение. Обучающиеся смотрят на доску, проверяют свое рабочее место по алгоритму предложенному учителем. На парте у каждого обучающегося лежит клей-карандаш, заготовка книжки-самоделки, салфетки для рук. Обучающиеся смотрят на доску. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Посмотрите, перед вами план составления рассказа. Ваша история должна быть с оставлена по плану. Вам нужно выбрать картинки, иллюстрации для вашей книги. Гимнастика для глаз Ребята, давайте выполним с вами гимнастику , пусть на наши глаза немного отдохнут. Игра «Составь рассказ. Зимние истории» Ребята! Подойдите и выберет иллюстрации, картинки, какие вам потребуются для составления рассказа: -признаки зимы, -зимние забавы детей и взрослых, - природа зимой, - животные и птицы зимой, Выберете одну картинку: «обложка книжки», затем выберите те картинки, из которых будет составлен ваш рассказ. Готовы? Приступайте. Пальчиковая гимнастика. «Повтори как я» Оформление книжки-самоделки «Зимние истории». Ребята! Берем клей-карандаши и вклеиваем картинки на страницы вашей книжки. Смотрите на план и составьте ваш рассказ. Динамическая пауза. Ребята, отложите в сторону книжки, встанем и немного отдохнем. Кто выйдет и проведет для одноклассников физминутку. Отлично! Садимся на места и продолжим. | Смотрят слайд « План составления рассказа о зиме» Читают и обсуждают совместно с учителем план составления рассказа. Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз Обучающиеся выходят к доске и выбирают предметные и сюжетные картинки, иллюстрации. Обучающиеся выбирают сюжетные картинки, выходят и выбирают картинки разложенные по темам. Повторяют движения пальцами рук по подражанию учителю. Обучающиеся по инструкции учителя приступают к оформлению книжки-самоделке. Вклеивают картинки в книгу, ориентируются на слайд «Зимние истории. Составь рассказ». Обучающиеся поднимают руку, кто готов провести физминутку. Обучающийся выходит к доске и проводит физминутку. Остальные дети повторяют действия по подражанию. |
Включение в систему знаний и повторение | Упражнение «Расскажи свою историю». А сейчас кто готов, нам рассказать свою историю поднимите руку. Как ты начнешь свой рассказ? Ребята! Не забывайте смотреть на план рассказа. План на доске. Продолжай, пожалуйста! (учитель вызывает к доске ученика для презентации книжки-самоделки) | Обучающийся выходит по просьбе учителя и начинает свой рассказ с названия « Зима пришла» и рассказывает свою историю о зиме, оформленную в книжку. ориентируясь на предложенный план. |
Заключение. Рефлексия учебной деятельности | Ребята, посмотрите на ваши работы ваши и ваших одноклассников! Какие красивые и интересные книжки-самоделки у нас получились! Согласны? Теперь наши первоклассники смогут смотреть книжки и изучать время года-зима. Спасибо, вам за помощь! «Рейтинг оценивания» А сейчас, давайте подведем итог и я попрошу вас оценить свою работу на занятии. Как вы считает все справились с работой? У кого возникали трудности? А у кого не возникали трудности? Возьмите лист оценивания и расставьте баллы по каждому критерию. Оцените свою работу на занятии. Спасибо, ребята за вашу работу сегодня ! | Обучающиеся смотрят книжки-самоделку друг друга, дают эмоциональную и словесную положительную оценку работам друг друга. Ответы обучающихся в группе. Каждый обучающийся заполняет таблицу личного результата по критериям. Где «1 балл»-очень плохо; «2 балла»-неплохо»; «3 балла»- удовлетворительно, нужно стараться; «4 балла»- хорошо; «5 баллов»- отлично. Сдают листы учителю. |
Предварительный просмотр:
Кузина Наталия Михайловна
учитель-дефектолог
КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»
Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе для обучающихся с умственной отсталостью.
Тема: "От звука к тексту"
Тип урока.
Закрепление полученных знаний.
Цель.
Закрепить знания по разделу "Наша речь".
Задачи:
Образовательные.
Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки; составлять слоги, слова, предложения.
Закрепить представление о буквах русского алфавита, их графическом изображении.
Коррекционно-развивающие
Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Корригировать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные.
Актуализировать знания учащихся о правилах поведения на уроке.
Материалы и оборудование: клубок цветных ниток; изображение дома на ватмане; кукольная мебель и посуда; кукла, игрушки-насекомые; части букв; пазлы со слогами; карточки со словами; ТСО.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте). Вы любите ходить в гости? (Да. Мы любим ходить в гости.)
Сегодня вас приглашают в гости "жильцы" одного необыкновенного дома. Но раз дом необычный, то и добираться до него будем необычным способом: дорогу к нему нам покажет волшебный клубочек. Передавайте его по очереди друг другу и держитесь за ниточку. (Выполняют задание) Вот оказался клубочек у меня в руках. Посмотрите, какая длинная и красивая дорожка получилась. Её мы сделали все вместе, сообща, всем классным коллективом. И я уверена, что и дальше на нашем уроке мы будем работать хорошо и все вместе. А теперь отпустите ниточку, посмотрим куда нас приведет дорожка. (Учитель сматывает клубок)
2. Сообщение темы урока
Привела нас дорожка к вот этому домику. (На доске изображение дома) Посчитайте, сколько окошек у этого дома.(У этого дома 5
окошек) Вам интересно заглянуть в эти окошки и навестить необычных жильцов этого дома.(Да, интересно) Сегодня на уроке мы будем с ними знакомиться, выполнять их задания и играть.
3. Гласные и согласные звуки
Я открываю первое окошко, здесь живут звуки. Эти звуки одинаковые? (Нет, они разные по цвету: красный, синий, зеленый) Какие звуки обозначаются красным цветом? (Красным цветом обозначаются гласные звуки) Какие звуки обозначаются синим цветом? (Синим цветом обозначаются твердые согласные звуки) Какие звуки обозначаются зеленым цветом? (Зеленым цветом обозначаются мягкие согласные звуки)
А что мы знаем о звуках? (Звуки мы произносим и слышим)
Звуки очень гостеприимные хозяева: очень любят принимать гостей и угощать их чаем. Давайте посмотрим кто сегодня пришел к ним в гости. (Учитель выставляет кукольную мебель: стол ,стулья и три чашечки: красного, синего и зеленого цвета).
Первой в гости пришла кукла Маша. "А-а-а",- кричит она. Какой звук произносит Маша? (Маша произносит звук [а]) Какой это звук? (Это гласный звук) Чашечку какого цвета предложат Маше? (Маше предложат чашечку красного цвета)
Кто прилетел вторым? ( Жук). "Ж-ж-ж",- жужжит он. Какой звук издает жук? (Жук издает звук [ж]) Какой это звук? (Это твердый согласный звук) Чашечку какого цвета предложат жуку? (Жуку предложат чашечку синего цвета)
А вот и еще один гость. Кто это? (Кузнечик) "Ч-ч-ч",- стрекочет он. Какой звук издает кузнечик? (Кузнечик издает звук [ч]) Какой это звук? (Это мягкий согласный звук) Чашечку какого цвета предложат жуку? (Жуку предложат чашечку зеленого цвета)
4. Буквы русского алфавита
Даша, поставь, пожалуйста, правильно чашки. Вспомни и произнеси звуки, которые издавали гости. Запиши это на доске. (Запись на доске А Ж Ч) Что сейчас написала Галя? (Галя написала буквы)
Что мы знаем о буквах? (Буквы мы пишем и читаем)
Вы уже, наверное, догадались кто появится в следующем окошке? (В этом окошке буквы)
Сейчас я его открою. Но здесь пусто... Что случилось? Я догадываюсь, что произошло. Буквы с нетерпением ждали вас в гости, выглядывали из окна и упали. Но при падении они рассыпались и просят их собрать. Поможете буквам? (Да, поможем)
У вас на столах в коробочках части букв, соберите их. (Учитель проверяет выполнение задания и помещает несколько букв в окошко)
Буквы благодарны вам и предлагают отгадать видео-задание. Внимание на экран. (Показ слайдов)
А и Б сидели на трубе.
А упала,
Б пропала.
Кто остался на трубе? (Правильный ответ: на трубе осталась буква и)
5. Слоги
Теперь буквы, которые вы собрали, положите рядом. Что получилось? (Получился слог) Прочитайте свои слоги.(Читают полученные слоги) Вы поняли, что прочитали? У слогов есть смысл? (У слогов нет смысла)
В следующем окошке вас встречают слоги и предлагают собрать с ними пазлы.
6. Слова
Но пазлы необычные : на каждом кусочке записан слог. (Дети собирают пазлы)
Что у вас получилось сложить из слогов? (Мы из слогов сложили слово) Значит в этом окошке поселились слова. Сережа прочитай свое слово. (Например: сосулька) Вы знаете, что такое сосулька? (Сосулька - это замерзшая вода с крыш) Понятно о чем прочитал Сережа? Есть смысл в слове? (Да)
7. Динамическая пауза "Ожившее слово"
Предлагаю вам оживить слова. Вы должны прочитать название предмета на карточке и изобразить его. Встаньте у своих парт и начнем. (Предлагаемые слова: заяц, птица, дерево, лягушка)
Молодцы! Садитесь за парты.
8. Предложение
Посмотрите еще раз на свои слова, на слова своих одноклассников. Вот как их много и все они лежат по одному.
А могут слова дружить? Могут стоять рядом так, чтобы мы понимали их? Что можно составить из слов? (Из слов можно составить предложение)
К доске выйдет Вика и возьмет слово холодная, Денис - слово пришла, Коля-слово зима. Составьте из этих слов предложение. (Пришла холодная зима.) Слова дружат в этом предложении? Понятно о чем говорится? (Да)
9. Закрепление материала
Мы у всех жильцов побывали в гостях, все окошки открыли? (Да)
Давайте еще раз назовем их всех. У кого в гостях мы были в первую очередь? (Мы были в гостях у звуков) Чем обозначаются звуки при письме. (При письме звуки обозначаются буквами) Что вы сложили из букв? (Из букв мы сложили слоги) А из слогов? (Из слогов сложили слово) Что можно составить из слов? (Из слов можно составить предложение)
10. Итог урока.
Какое получилось предложение? (Пришла холодная зима) О каком времени года в нем говорится? (В предложении говорится о зиме) Какой самый веселый и любимый зимний праздник скоро наступит (Скоро наступит Новый год)
А в Новый год принято дарить подарки. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу и поздравить с наступающим Новым годом. (Учитель вручает детям сувениры)
Спасибо! Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Кузина Наталия Михайловна
Учитель-дефектолог
КУО «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»
Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски» в 1классе
Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей.
Задачи:
1. Развивать креативность и творческие способности детей.
2. Учить выражать свои чувства в цветовой гамме с помощью гуашевых красок.
3. Формировать навыки эмпатии.
Материал: Кисти, стаканчики для воды, гуашь без черного цвета и альбомные листы по числу присутствующих детей, картонные кружки черного цвета для упражнения «Черная метка».
Время занятия: 30-35 мин
Ход:
1. Приветствие. Упражнение «Дарю хорошие слова». (3-4 мин)
Цель: способствовать положительному настою группы детей на ход занятия. Развивать навыки коммуникации и эмпатии.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждут настоящие чудеса. А приветствовать друг друга сегодня мы будем с помощью упражнения-игры «Дарю хорошие слова». Согласитесь, вам же нравится, когда вам говорят хорошие слова? Сразу повышается настроение, и хочется дарить миру хорошие дела и поступки! Но для начала давайте определим те хорошие слова, которые нам подойдут в этой игре. Они должны быть направлены другу, который стоит слева от вас, и выражать ваше доброе отношение к нему, или комплимент. Договорились?
- Я очень люблю дарить всем хорошие слова, поэтому игру сегодня начну я, можно? Артем, мне очень нравится, когда на занятиях ты проявляешь черты взрослого ответственного мальчика! Спасибо тебе за это!
(Учитель-дефектолог начинает игру, давая пример для дальнейшего продолжения упражнения. Если какой-то ребенок испытывает затруднения, кчитель-дефектолог ненавязчиво помогает).
2. Сюрпризный момент и проблемная ситуация. (2-3 мин)
- Я держу в руках коробку с красками, которую мне прислал Волшебник Изумрудного города. С виду она абсолютно не отличается от обычных красок, которыми мы с вами рисовали, да? Чем же она необычна? Нужно почитать инструкцию.
- Инструкция: Это краски, которые могут превращать ваши чувства и эмоции во что-то необычное и сказочное. Но чтобы ими воспользоваться надо дружно произнести волшебные слова, которые произведут превращения в коробке красок и напитают каждый цвет энергией чуда. Этими волшебными красками можно раскрыть дверь в свой внутренний мир. Но только сначала нужно избавиться от черных фишек. Кто справится, тот молодец, он сумеет открыть эту дверь в свой волшебный мир.
Волшебные слова:
- Вот мы сказали волшебные слова, можно открыть и посмотреть, что же теперь в этой коробке.
- Дети, в этих красках пропал черный цвет. Вместо него лежат черные фишки. Что же с ними делать? (Дефектолог подводит детей к ответу, что эти фишки для знакомого упражнения «Черная метка»)
3. Упражнение «Черная метка» (3-4 мин)
Цель: способствовать гармонизации личности ребенка, помочь выразить словами и освободиться от негативных эмоций, неуверенности.
- Сейчас я вам раздам «черные метки», которая помогут выполнить все условия инструкции. Кто напомнит всем, что нужно делать?
(Учитель-дефектолог напоминает остальным что делать с черной меткой: нужно положить метку на ладонь, накрыть сверху другой ладонью и шепотом передать метке негативные эмоции, которые успели накопиться за день: «Черная метка, я передаю тебе обиду (разочарование, грусть, плохое настроение, расстройство, зависть, неуверенность и т. д., забери ее от меня навсегда и спрячь в себе». После того, как все дети «перенесут «негативные эмоции в черную метку, ее необходимо порвать и выбросить.)
4. Упражнение с элементами арт-терапии «Краски моего мира» (15 -20 мин)
Цель: учить детей осознавать, что каждый человек имеет свой собственный внутренний мир, который несет в себе индивидуальность и неповторимость.
- С черными фишками мы справились. Теперь можем приступать к краскам. Только я не совсем поняла, про какую дверь говорилось в инструкции. Сейчас загляну еще раз в коробку с красками, может я не все прочитала. (Учитель-дефектолог достает альбомные листы, согнутые пополам, на внешней стороне приклеена «ручка» двери.) Действительно, не все. Что это? (Дверь)
- Я все поняла. Помните, мы с вами говорили о том, что каждый человек (и взрослый, и ребенок) – особенный? Хоть у всех нас есть и глаза, и нос, и руки, и ноги, и другие части тела, - но все равно мы все разные и неповторимые. И это действительно так и есть. Мы не просто разные внешне (даже наши близнецы, мы говорили, тоже разные, мы разные и внутри. «Внутри» - это не в середине нашего тела, а в нашей душе, которая и есть нашим внутренним миром.
- Кто-нибудь видел душу? Конечно, нет! Ведь она сама невидимая, но зато, она проявляется через дела людей, которые он делает с удовольствием («с душой»). Иногда посмотришь на человека – красивый и привлекательный, а посмотришь на его дела – становится неприятно, или даже стыдно за него. Это обозначает, что внутренний мир этого человека очень беден. И тогда его внешняя красота теряет свою привлекательность, тускнеет.
- А это «двери», которые мы сможем открыть с помощью наших волшебных красок в наш собственный внутренний мир. И черный цвет нам не понадобиться, это точно. Ведь вы все очень яркие, добрые и хорошие. А все отрицательные эмоции, которые рисуются черным цветом, мы передали черной метке.
- Сейчас я расскажу, как с помощью этой бумажной двери увидеть свой внутренний мир. Но сначала сделаем логоритмическую паузу.
Логоритмическая пауза (2 мин): дети под музыку и рифмованные подсказки выполняют физические упражнения.
С помощью кисти наносим наши разноцветные волшебные краски на правой половинке листа ближе к сгибу. Стараемся рисовать так, чтоб краска не смешивалась. В этом рисовании нарисовать «неправильно» нельзя, поэтому берем краски того цвета, которые вам очень нравятся, или которые вы хотите использовать для своей работы. Приступаем. Вы на своих рабочих местах, а я – на листе, прикрепленном к магнитной доске. Следите за тем, чтоб краски на рисунке были влажными. Краски могут ложится непроизвольно: в виде прямых и волнистых линий, пятнышек, точек. Мы просто «набрасываем» каждую краску на поверхность лиса.
- Теперь, когда мы все сделали, приступаем к волшебству. Закрываем то, что нарисовали левой половинкой листа и легонько разглаживаем ладонью «нашу закрытую дверь». Интересно, что же там происходит за закрытой дверью? Краски обещали сотворить чудо. Давайте попробуем открыть и все увидим сами.
(Дети под руководством дефектолога открывают свои «двери», выражают эмоции)
5. Упражнение «На что похоже» (2-3 мин)
Цель: способствовать проявлению креативного мышления, фантазии, воображения.
- Действительно, мы все убедились, что внутренний мир у каждого разный. Но каждый из ваших миров – замечательный, яркий, красочный, удивительный, неповторимый. Согласны?
- И это так здорово! Было бы очень грустно, если бы вы открыли «двери», а за каждой дверью был бы одинаковый рисунок.
- На что же похожи наши рисунки? Давайте их внимательно рассмотрим и узнаем.
(Учитель-дефектолог по очереди предлагает для рассмотрения рисунки детей, стимулируя вариативность ответов. При необходимости предлагает свой вариант.)
6. Итог занятия (1-2 мин)
- Мне очень приятно, что ваши работы получились яркими и красочными, это значит, что вы все замечательные детки: и послушные, и внимательные, и добрые, и старательные. Спасибо нашим волшебным краскам за то, что они помогли открыть двери во внутренний мир каждого из нас, и еще раз показали, что одинаковых людей не бывает, но каждый человек – он особенный и очень замечательный.
- Давайте наши работы разместим на нашей выставке «Мой красочный мир», чтобы они нам напоминали о том, что в нашем классе все дети дружные и понимают, и ценят друг друга.
Литература:
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : АСТ, 2008. - 60 с. - (Родничок) (Программа обучения в детском саду)
2. Присяжная Т. В. ТРИЗ-педагогика: развиваем мышление дошкольников. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 96 с.
3. Проблемы развития и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников / Сост. О. А. Атемасова. – Х. : Изд-во «Ранок», 2010. – 176
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Информационная карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога
В документе в сжатом виде представлен конспект коррекционно-развивающего занятия (именно в этой карте - мастер-класс по обмену опытом). Может быть полезна всем специалистам и учителям...
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...
Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".
Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...
Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-дефектолога Е.С. Глуханюк на тему «Пригласили друзей в гости»
Данное занятие разработано для обучающегося 8 класса, осваивающего 2 вариант учебного плана. У обучающегося речь сформирована на уровне отдельных звукокомплексов, устную инструкцию к заданию понимает ...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия «Фруктовый сад»
quot;Формирование навыка пересказа с использованием наглядных средств для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»...