Конспект занятия внеурочной деятельности "Истоки"
план-конспект
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Обобщение по разделу «Родной очаг.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_na_31.10.docx | 531.02 КБ |
istoki_na_31.10.ppt | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Обобщение по разделу «Родной очаг.»
Цель для педагога:
приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.
Задачи для педагога:
Воспитательная: формирование правильного представления о семьях, правилах поведения в семье; пробуждение интереса к истокам семьи: семейным традициям, родословной, через учебную деятельность; наполнение категории «Семья», воспитание чувства уважения к родным людям; воспитание чувства любви к родному очагу; выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов.
Развивающая: развитие единого контекста в группе; формирование и развитие умения думать, анализировать, сравнивать, обобщать; работа над развитием памяти, внимания, воображения, сообразительности;
Задачи для обучающихся:
перенимать накопленный опыт для дальнейшего использования в жизни.
развитие творческих способностей
воспитывать чувство гордости за свою семью и род.
Формируемые компетентности (УУД)
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать еѐ достижение,
- организовывать планирование, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- ставить познавательные задачи;
- описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно о результатах своего исследования;
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями;
- самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее;
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности, вести диалог, читать, писать;
-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Социальные компетенции:
- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в общественных местах;
Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Ход занятия
- Организационный момент
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Мотивация деятельности учащихся
Учитель: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
Учитель: Кто догадался? (Ответы детей).
-Опираясь на тему занятия, сформулируйте цель: вспомнить что такое семья, членов семьи и правила поведения в ней.
- Сообщение темы занятия. Работа по теме.
Учитель: Молодцы. Сегодня мы с вами обобщим знания о семье, родном очаге. Давайте вспомним, что обозначают эти слова:(высказывания детей)
СЛ№2
очаг: 1 Устройство для разведения и поддержания огня.
- Место, откуда что-нибудь распространяется, средоточие чего-нибудь
3.Домашний (семейный) очаг - родной дом, семья.
семья
С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков – Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Учитель: Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам хорошо, весело, что-то нам удалось - кто порадуется за нас; плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.
Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая. В 2008 году в России тоже появился День семьи, который отмечается 8 июля. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.
-Ну, а кто же считается членами семьи? Для этого я вам предлагаю разгадать загадки:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Молодцы. А ещё каких родственников знаете? Какое значение имеют эти слова, предлагаю вспомнить и выполнить задание 2 в тетради стр.11.
-Прочитайте, как выполняем это задание. Давайте вспомним правила работы в паре:( Работа в паре- активные формы работы)
СЛ№3
- Проверка (контрольная пара)
-А где собирается семья? (правильно, в одном доме)
_ А знаете из каких частей состоит дом?
СЛ№4
ФУНДА́МЕНТ Основание (из камня, бетона и т. п.), служащее опорой для стен здания
Стена здания — несущий и (или) ограждающий элемент здания.
крыша — верхняя конструкция здания, которая служит для защиты от атмосферных осадков, дождевой и талой воды
-Как вы думаете, какая часть самая главная? Почему? (он держит на себе всё постройку).
Вот я вам тоже предлагаю сыграть в игру «Что нам стоит дом построить». Только наш дом будет необычный, а дом для дружной семьи. Работаем в группах
1 группа: Задание: Закладываем фундамент: выберите и наклейте на фундамент только тех, кого считают членами семьи ( бабушка, дедушка, дети, друзья, знакомые, родители) Объясните свой выбор.
2 группа: Задание: Возводим стены: Какими должны быть отношения в дружной семье, выберете, и наклейте. (забота, уважение, злоба, ссора, помощь, традиции, понимание, внимание, грубость) Объясните свой выбор.
3 группа: Задание: Строим крышу: Соберите пословицу и объясните её значение. Семья крепка ладом.
Сделайте вывод : Что такое семья? Какую семью можно назвать дружной?( Семья - самое дорогое, что есть у каждого человека. Это мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки - самые близкие люди, которые делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой.Семью в которой соблюдаются правила можно назвать дружной и крепкой.)
О семье составляют рассказы, снимают фильмы, пишут стихи.
-Послушайте сейчас одну басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.(разобрать слово) Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил:
- «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит:
- «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
СЛ№5
- Кто входит в состав семьи. Какие у них взаимоотношения?
- Почему деда не сажали за стол?
- Где кормили старика?
-Что случилось во время обеда за печкой? (Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее)
-А почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был очень старый, плохо видел)
-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? (Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке)
-Правильно ли поступила невестка? Почему? (Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку)
Зачем Миша делал лохань? (Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)
- Почему родители Миши заплакали? (Им стало стыдно за то, что они так обижали старика)
- Как после этой истории стали относиться к дедушке? (Стали сажать его за стол и ухаживать за ним)
- Как, вы думаете, о чем это произведение? -Охарактеризуйте эту семью. Какие заповеди семьи были нарушены? (уважение, забота о старшем поколении, терпение)
Подведём итог.Чему нас учит басня? (Развивающий тренинг) На доске записана пословица. - Объясните, в чём заключается мудрость этой пословицы?
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Подходят ли она к нашей басне? Докажите.
5.Итог. Рефлекия.
А)- Итак, над какой темой мы работали?
Б)-Ребята, я вам сейчас предлагаю встать в «Ресурсный круг» и ответить на вопрос: (кидаю мяч по кругу.)
- Так, что мы можем сделать, чтобы ваша семья была крепкой и счастливой?
Ответы детей:(начинаю с себя) любить и уважать маму и папу, братьев и сестер; слушаться близких и помогать им; хорошо, старательно учиться;
быть добрыми, внимательными и благодарными.
Наше занятие подошло к концу.
Какое настроение у вас в конце занятия? Спасибо за работу.
«Старый дед и внучек»
Л.Н.Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.(разобрать слово) Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил:
- «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит:
- «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
«Старый дед и внучек»
Л.Н.Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.(разобрать слово) Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил:
- «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит:
- «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
1 группа:
Задание: Закладываем фундамент: выберите и наклейте на фундамент только те слова, которые обозначают членов семьи.
Объясните свой выбор.
2 группа:
Задание: Возводим стены: Какими должны быть отношения в дружной семье, выберете, и наклейте на стены.
Объясните свой выбор.
3 группа:
Задание: Строим крышу: Соберите пословицу на тему «Семья» и объясните её значение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕВЕСТКА - жена сына БРАНИТЬ – ругать ЛОХАНКА - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды СЛАЖИВАТЬ –делать, хорошо устраивать
СПАСИБО ЗА РАБОТУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"
План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....
Конспект занятия внеурочной деятельности.
Программа "Начальная школа 21 века"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.
Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....
Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...
Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"
Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....
Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»
Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...