Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

 (социальное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

__________Е.В.Шагвалеева

Приказ

от  04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

 (социальное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Юный исследователь» социального направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа по курсу «Юный исследователь» составлена на основе

«Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

                ⮚Развивать познавательные потребности и познавательные способности младших школьников.

                ⮚Обучить детей младшего школьного возраста специальным знаниям,

необходимым для проведения самостоятельных исследований.

                ⮚Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста

умения и навыки исследовательского поиска.

                ⮚Формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Основные методы и технологии:

⮚поисковая деятельность;

⮚развивающее обучение;

⮚технология обучения в сотрудничестве;

⮚проблемное обучение;

⮚моделирующая деятельность;

⮚технология разноуровневого обучения;

⮚информационно-коммуникационные технологии;

⮚здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами изучения курса   являются

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

         Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

2. Содержание учебного курса

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

⮚видеть проблемы;

⮚ставить вопросы;

⮚выдвигать гипотезы;

⮚давать определение понятиям;

⮚классифицировать;

⮚наблюдать;

⮚проводить эксперименты;

⮚делать умозаключения и выводы;

⮚структурировать материал;

⮚готовить тексты собственных докладов;

⮚объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

        Программирование данного учебного материала осуществляетсяпо принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса  возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

        Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

  1. Содержание занятий в третьем классе

Тема 1. «Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.»

Обучающийся сможет сформировать умения презентовать свои увлечения, достижения. Освоит этапы работы над проектом.

Тема 2. «Выбор темы проекта. Проблема. Решение проблемы.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать свои собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект, овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Тема 3. «Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.  

Тема 4 – 5. «Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия.»

Обучающийся сможет сформировать умения в составлении паспорта проекта.

Тема 6 – 7. «Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.»

Обучающийся сможет познакомиться с видами вопросов для анкет; сформировать умения в составлении вопросов для анкетирования.

Тема8. «Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.»

Обучающийся сможет познакомиться с условиями размещения проектного материала на постере; сформировать умения в создании постера.

Тема9 – 10. «Практические занятия. Создание мини-постера.»

Обучающийся сможет сформировать умения создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами и планами; научится создавать сообщения различной природы (устные и письменные тексты)

Тема 11 – 13. «Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.»

Обучающийся изучит и освоит возможности программы МРР; сможет сформировать умения и навыки при работе с фотографиями, фигурами, диаграммами.  

Тема 14 – 16. «Программа МРР. Анимация. Настройка анимации.»

Обучающийся сможет сформировать умения настраивать анимации на слайде.

Тема 17 – 19. «Программа МРР. Дизайн.»

Обучающийся сможет сформировать умения творчески подходить к созданию вещи.

Тема 20 – 21. «Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.»

Обучающийся сможет сформировать умения работать с командами «Обрезка», «Границы рисунка»

Тема 22 – 23. «Требования к компьютерной презентации.»

Обучающийся сможет познакомиться с требованиями к компьютерной презентации; сформировать умения находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.

Тема 24 – 25. «Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР»

Обучающийся сможет сформировать умения использовать полученные знания при тестовой проверке.

Тема 26 – 28. «Составление первой презентации по заданному тексту.»

Обучающийся сможет использовать полученные знания при составлении презентации по заданному тексту.

Тема 29 – 30. «Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.»

Обучающийся будет развивать умения создавать папку проекта; сможет выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные; сформирует умения брать интервью.

Тема 31. «Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.»

Обучающийся сможет сформировать умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, научится критиковать себя.

Тема 32. «Твои впечатления от работы над проектом.»

Обучающийся сможет сформировать умения подводить некоторые итоги своей деятельности.

 Тема 33. «Пожелания будущим проектантам.»

Обучающийся сможет сформировать умения делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.

Тема 34. «Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.»

Обучающийся сможет сформировать умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года.

Характеристика результатов

В результате работы в 3 классе обучающиеся должны знать:

⮚основные этапы работы над проектом деятельности (выбор темы, сбор

информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

⮚понятия предположения, гипотезы исследования;

⮚ требования к паспорту проекта;

⮚правила составления паспорта проекта;

 требования к составлению анкет для проекта;

 требования к созданию постера и условия размещения материала на постере;

 возможности программы МРР (вставка фотографий, диаграмм, рисунков, фигур, анимация, дизайн);

 требования к компьютерной презентации.

Обучающиеся должны уметь:

  • презентовать свои увлечения, достижения;
  • высказывать предположения о неизвестном, проверять свои гипотезы;
  • составлять паспорт проекта;
  • составлять вопросы для анкетирования;
  • создавать постер;
  • работать в программе МРР;
  • настраивать анимации на слайде;
  • находить ошибки в готовой презентации и исправлять их;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • составлять презентации по заданному тексту;
  • подготовить проектную документацию к выступлению на конкурсе;
  • обрабатывать информацию, брать интервью, составлять визитку;
  • оценивать свою работу и видеть пробелы в ней;
  • подводить итоги своей деятельности.

3. Календарно-тематическое планирование по курсу

«Юный исследователь»

3класс

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Проблема. Решение проблемы.

1

3

Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

1

4

Требования к паспорту проекта.

1

5

Составление паспорта проекта.

1

6

Требования к составлению анкет для проекта.

1

7

Анкетирование.

1

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1

9

Создание мини-постера.

1

10

Создание мини-постера.

1

11

Изучение и освоение возможностей программы МРР.

1

12

Вставка фотографий, рисунков.

1

13

Вставка фигур, диаграмм.

1

14

Программа МРР.

1

15

Анимация. Настройка анимации.

16

Анимация. Настройка анимации.

1

17

Программа МРР. Дизайн.

1

18

Программа МРР. Дизайн.

1

19

Программа МРР. Дизайн.

1

20

Фотография на слайдах.

1

21

Работа с фотографией на слайдах.

1

22

Требования к компьютерной презентации.

1

23

Требования к компьютерной презентации.

1

24

Программа МРР.

1

25

Программа МРР.

1

26

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

27

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

28

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

1

30

Обработка информации. Интервью. Визитка.

1

31

Тест. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

32

Твои впечатления от работы над проектом.

1

33

Пожелания будущим проектантам.

1

34

Страница благодарности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...